Программа развития
Юридический адрес и правовая база деятельности УДОД. |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр внешкольной работы» п. Белореченский, Усольского района, Иркутской области. Юридический и фактический адрес учреждения: 665479, Российская Федерация, Иркутская область, Усольский район, п.Белореченский, д.48. Лицензия на право образовательной деятельности от 08.01.2004 г., А053795, выдана Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области и свидетельство о государственной аккредитации от 13.05.2005 г., АА168003. |
Полное наименование программы |
Комплексная целевая программа развития МОУ ДОД РЦВР «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях РЦВР» на период 2008 – 2014 гг. |
Основания для разработки |
- Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-Ф3, вступивший в силу с 1 января 2005года; - Федеральный закон РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; - «Федеральная целевая программа развития образования до - «Концепция модернизации российского образования на период до - «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783); - «Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года», - «Приложение к письму Минобразования России от 11 июня - «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях» |
Противоречия, обусловившие необходимость разработки и внедрения программы развития
|
Между непрерывно повышающимися требованиями к компетентности педагога ДОД и ограниченными возможностями повышения квалификации педагогов района; Между ростом разнообразия познавательных потребностей учащихся и ограниченным количеством образовательных направленностей и учебных курсов в учреждении; Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг; Между направленностью современного образования на активность и самостоятельность самих учащихся и преобладанием в ДОД традиционных образовательных технологий, акцентированных на пассивную позицию учащегося; Между необходимостью освоения учащимися новых культурных, социальных и профессиональных сфер и ограниченностью доступа учащихся к этим сферам; Между ориентацией современного образования на качество образования и отсутствие системы мониторинга показателей результатов работы РЦВР; Между существованием объективно новых организационно-педагогических задач и прежней структурой управления. |
Цель программы |
Создание системы предпрофильного и профильного образования, обеспечивающей социальное и профессиональное самоопределение учащихся и последующий профессиональный выбор |
Основные задачи программы |
- психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся; - разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю; - введение элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки; - внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение. - создание дистанционного учебно-методического центра; |
Этапы реализации программы |
2008-2014 годы: I этап – 2008- II этап – 2010- III этап – 2012-2014г.г. – обобщающий – внесение изменений по результатам мониторинга, определение перспектив развития. |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы |
|
Разработчики программы |
Рабочая группа администрации РЦВР, педагогический коллектив. Консультативная поддержка: кафедра педагогики и образовательных технологий ИПКРО. |
Руководитель программы |
Мейер Андрей Борисович, директор РЦВР |
Утверждение программы |
Решение педагогического совета РЦВР. Протокол №1 от 17.09. 2008г. |
Введение
Происходящие социально-экономические преобразования в России требуют адекватных инновационных изменений системы образования в соответствии с социальным заказом, потребностями государства и общества.
В концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года, среди условий, необходимых для повышения качества образования, выделяют следующие: оказание учащимся помощи в развитии склонностей, способностей, интересов; организация образовательного пространства способствующего социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.
В концепции профильного обучения на старшей ступени актуализируется проблема профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников. Профильное обучение при этом рассматривается как важное средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обеспечения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Для успешной реализации профильного обучения необходима система предпрофильной подготовки на первой и второй ступенях образования, преемственно связанная с профильным обучением.
В связи с этим коллективом МОУ ДОД РЦВР была разработана комплексная целевая программа развития образовательного учреждения «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях РЦВР».
Реализация программы рассчитана на период с 2008 по 2014 годы и предполагает системную модернизацию учебно-воспитательного процесса, системы управления и инфраструктур учреждения.
Реализация программы предусматривает три содержательных, преемственно связанных этапа преобразований организационной и управленческой структуры, методического обеспечения учебного процесса, материально-технической базы.
1 этап: подготовительный (2008 – 2010 гг.), основная задача которого - подготовка всех необходимых для реализации программы развития ресурсов и условий, включая нормативно-правовую базу, материальную базу, профессиональную подготовку педагогического коллектива к решению поставленных в программе развития задач.
2 этап: реализации (2010 – 2012 гг.), в течение которого внедряются программные изменения, корректируется их содержание, определяется их эффективность и при необходимости осуществляется коррекция.
3 этап: аналитический (2012 – 2014 гг.) – критический анализ полученных в процессе реализации программы развития результатов, подготовка выводов и справки по итогам инновационной работы, апробация, внедрение и распространение полученного педагогического опыта.
Основополагающим компонентом программы является миссия районного центра внешкольной работы, заключающаяся в создании единого информационного образовательного пространства района, обеспечивающего равенство доступа к качественному образованию; формирование социальной адаптации и мобильности выпускников с учетом интересов учащихся, их способностей и склонностей; подготовка выпускников к осознанному профессиональному выбору.
Соответственно, цель программы заключается в создании системы предпрофильного и профильного образования, обеспечивающей социальное и профессиональное самоопределение учащихся и последующий профессиональный выбор.
Реализация этой цели предполагает следующие инновационные изменения в образовательном пространстве учреждения:
- создание условий приобретения учащимся различного социального опыта;
- создание условий выбора и самоопределения учащегося в предпрофильном и профильном образовательном пространстве;
- создание условий творческой самореализации учащегося в выбранной сфере образовательного пространства учреждения;
Реализация предусмотренных программой изменений предполагается по следующим направлениям:
- модернизация системы управления РЦВР;
- изменение содержания обучения и воспитания;
- внедрение новых современных технологий обучения и воспитания на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося;
- преобразование методической службы РЦВР;
- совершенствование материально-технической базы, необходимой для инновационного образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели предполагается комплексное решение следующих задач:
- психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся;
- разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю;
- введение элективных курсов на всех ступенях обучения в контексте предпрофильной подготовки;
- внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение.
- создание дистанционного учебно-методического центра;
Программа разработана с учетом микросоциальных условий муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей районного центра внешкольной работы на основе анализа процесса и результата педагогической деятельности и изучения социального запроса.
Ожидаемые результаты реализации программы развития:
- Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зоны неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.
- Ссоздание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.
- Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующих профильному обучению и востребованных.
- Создание гибкой системы управления качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций
В разработке программы принимали участие авторский коллектив и инициативная группа.
Программа рассмотрена на педагогическом совете МОУ ДОД Районного центра внешкольной работы (протокол № 1 от 17 сентября 2008 год.)
Рецензент программы: доцент кафедры педагогики и технологий образовательного процесса ИПКРО, канд. пед. наук И.С.Пешня; доцент кафедры педагогической и возрастной психологии ИГУ, докт. психол. наук А.В.Глазков
Информационная справка о деятельности
МОУ ДОД «Районный центр внешкольной работы»
-
1. Общие сведения об учреждении
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр внешкольной работы» находится в п. Белореченский, Усольского района, Иркутской области и является Центром дополнительного образования в Усольском районе.
Юридический и фактический адрес учреждения: 665479, Российская Федерация, Иркутская область, Усольский район, п.Белореченский, д.48.
Лицензия на право образовательной деятельности от 08.01.2004 г., А053795, выдана Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области и свидетельство о государственной аккредитации от 13.05.2005 г., АА168003.
Свою деятельность Районный центр внешкольной работы начал с 20 августа 1981, когда состоялось открытие детского клуба «Орленок», который посещало всего 80 ребят. В 1991 году клуб переименовали в Районный дом пионеров и школьников. Учреждение получило новое просторное здание, что позволило расширить сеть кружковой работы и увеличить численность коллективов. 17 августа 1992 года РДПиШ переименован в Районный центр внешкольной работы. В апреле 2007 года Районный центр внешкольной работы отметил юбилей – 25 лет.
На 2007-2008 учебный год в штате РЦВР работает 45 педагогов дополнительного образования и 31 совместитель на базе общеобразовательных школ. Центр работает в тесном контакте со школами района на основании договора о совместной деятельности, организует сеть дополнительных образовательных услуг учащимся по различным направлениям. Материально-техническая база РЦВР и школ направлена на реализацию образовательных программ.
Располагается Центр в одноэтажном здании, пристроенном к дому, и рассчитан на 50 учащихся. В РЦВР имеется 5 учебных кабинетов, актовый зал, спортивный зал, методический кабинет, костюмерная.
Рабочая деятельность Центра ведется в двухсменном режиме с 9.00 до 20.00 в соответствии с утвержденным расписанием объединений.
Материально-техническая база учреждения требует совершенствования. К сожалению, площадь помещений не позволяет заниматься всей группе одновременно, проводить совместные репетиции, подготовку к соревнованиям или конкурсам. Необходимо иметь специальный выставочный зал для демонстрации творческих работ учащихся.
2. Социально-психологическая характеристика
Состав населения района национально неоднороден, всего проживает 27 представителей разных национальностей. Миграция населения незначительна. По материальному положению: есть как очень обеспеченные люди, так и находящиеся на грани бедности.
Результаты исследования позволили определить следующие социально-профессиональные группы:
- 50% рабочие сельскохозяйственных предприятий;
- 25% служащие, из них 17% - работники сферы образования;
- 10% представители сферы обслуживания;
- 10% занимаются бизнесом;
- 5% не имеют постоянной работы.
По количественному составу семьи:
31% детей из неполных семей
20% многодетные семьи
13% из неблагополучных семей
По половому составу: мальчиков 47%, девочек 53%.
Потенциальные возможности тесного взаимодействия с учреждениями культуры района, со средней школой № 27 п. Белореченский, Детской школой искусств, Районным домом культуры, спортивной школой, позволяют обеспечить удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся. Тесные связи с вышеперечисленными организациями служат проведению совместных культурно-массовых мероприятий. Всё это способствует организации содержательного досуга для ребят.
Постоянную связь РЦВР поддерживает с организациями, которые оказывают финансовую поддержку: СХПК «Усольский свинокомплекс», СХОАО «Белореченское», с предпринимателями п.Белореченский.
РЦВР имеет творческие контакты с ФДО Иркутской области, Консульством Республики Польша, Федерацией спортивного бального танца Иркутской области, с областной Федерацией «Джиу-джитсу», отделом культуры администрации Усольского района, отделом по молодежной политике администрации Усольского района, главной редакцией газеты «Усольские новости», детской областной газетой «Ступеньки». Проводятся совместные праздники, конкурсы, соревнования, фестивали.
В 2007 году коллектив бального танца «Грация» вступил в Федерацию спортивного бального танца Иркутской области, учащиеся получили право принимать участие в турнирах областного и всероссийского уровня.
Осуществляя совместную деятельность с общественной областной Федерацией «Джиу-джитсу», наши воспитанники имеют возможность участвовать в соревнованиях областного и федерального уровня, проходит аттестацию у специалистов высшей категории.
Наряду с положительными тенденциями имеется ряд проблем: системе воспитания РЦВР трудно противостоять негативным явлениям и традициям населения: пьянству, криминогенным явлениям, отсутствию культуры внутрисемейного общения, несформированностью учебных, художественно-эстетических потребностей в семье.
3. Контингент учащихся
В МОУ ДОД РЦВР обучается 1900 учащихся. Из них:
1020 учащихся (6 – 12 лет)
500 учащихся (13 – 15 лет)
380 учащихся (16 – 17 лет)
В среднем и старшем звене, а это возраст самоопределения и самоутверждения, контингент учащихся не сохраняется. Данную проблему можно решить привлечением ребят к занятиям в РЦВР через профориентационную деятельность, курсы, профильную подготовку, которые удовлетворят познавательную и образовательную потребность учащихся данного возраста.
4. Кадровый состав
В РЦВР сложился достаточно стабильный педагогический коллектив. Всего 76 педагогов. Работают по основному месту работы 45 педагогов, по совместительству 31, в будущем планируется довести до 90% педагогического состава по основному месту работы. В 2006 году уже проведена работа в этом направлении (37 – по основному месту работы; 52 – совместителя), в сравнении с 2005 годом (29 – по основному месту работы; 80 – совместителей).
Квалификационные категории |
Стаж работы |
|
|||||||
высшая |
1-я |
2-я |
Без категории |
До 5 лет |
До 10 лет |
До 15 лет |
До 20 лет |
Старше 20 лет |
|
12 |
22 |
20 |
20 |
19 |
8 |
15 |
18 |
16 |
|
Возраст педагогов
До 30 лет |
До 40 лет |
До 50 лет |
Старше 50 лет |
12 |
22 |
32 |
9 |
Высшее образование имеют 39 человек
Среднее специальное 37 человек
В 2007 году курсы повышения квалификации прошли 17 педагогов.
Основная проблема: отдаленность образовательных учреждений не позволяет осуществлять эффективное методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Решение проблемы: создание методического центра и интернет - технологии заметно оптимизируют управленческую деятельность.
Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по внедрению профильного и предпрофильного обучения актуализирует потребность в повышении квалификации.
5. Организация учебно-воспитательной работы
Учебный план РЦВР составлен на основе «Типового положения об образовательном учреждении детей», утверждённого постановлением правительства РФ от 07.03.1995 г. №233, Уставом МОУ ДОД РЦВР и Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей на 2002 –2005 годы по следующим направленностям:
Направленности: |
Кол-во групп |
Кол-во часов |
Эколого-биологическое |
5 |
36 |
Научно-техническое |
4 |
64 |
Физкультурно-спортивное |
45 |
320 |
Естественно-научное |
15 |
91 |
Художественно-эстетическое |
94 |
620 |
Туристско-краеведческое |
10 |
77 |
ИТОГО: |
210 |
1210 |
За 25 летний период деятельности учреждение накопило определенный педагогический опыт, заложило свои традиции в поселке и районе.
Традиционными стали районные мероприятия, организатором которых является Районный центр внешкольной работы:
- августовская конференция педагогов Усольского района;
- Праздник чествования лучших учащихся Усольского района;
- новогоднее представление «Ёлка мэра»;
- конкурс «Учитель года»;
- Районный конкурс спортивного бального танца;
- Районный конкурс «Безопасное колесо»;
- Конкурс «Ученик года»;
- Фестиваль детских творческих коллективов Усольского района.
Ежегодно повышается уровень организации и проведения мероприятий.
Центром успешно решаются следующие воспитательные задачи:
- активизация познавательного интереса ребят в сфере искусства, художественной культуры;
- создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся;
- стимулирование здорового образа жизни, создание эмоционально благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учеников.
Традицией центра является проведение коллективных творческих дел:
- Презентация детских объединений;
- Новогоднее представление;
- показательные выступления объединений в течение учебного года;
- выставка творческих работ «Наши таланты»;
- концертные программы к 8 марта, 9 мая, Дню защиты детей;
- спектакли;
- соревнования по гиревому спорту, боксу, каратэ;
- «Праздник Успеха Центра».
Анализ организационной структуры показал следующее: стабильность работы, умение администрации поддерживать инициативу педагогов и учащихся, есть необходимость изменений в управленческой деятельности.
Проблема, которую необходимо решить: разработать четкую систему мониторинга результатов деятельности педагогов и учащихся. Введение дистанционного обучения расширило бы образовательное пространство и предоставило бы ребятам дополнительные образовательные услуги.
Высокие потенциальные возможности создают благоприятные условия для развития Районного центра внешкольной работы.
53,8% педагогов считает, что в РЦВР поощряются хорошие результаты деятельности педагогов и учащихся;
- 67,4% педагогов оценивает учеников по индивидуальной карте и осуществляют педагогическую поддержку;
- 37% педагогов отмечают высокий уровень образования своих выпускников.
Наиболее высокую оценку получила работа коллектива по поддержке талантливых учащихся, (67,4%), системе поощрения хороших результатов (53,8%).
Растет творческий потенциал детских объединений, с каждым годом повышается уровень достижений. Больше 10 лет работают творческие коллективы «Мягкая игрушка», «Звукотехника», коллектив бального танца «Радуга», театр моды «Дебют», объединение «Флорина» (работа с природным материалом).
Весь педагогический коллектив (100 %) осознает необходимость совершенствования содержания воспитания и обучения в РЦВР.
Информационно-методическое обеспечение РЦВР предполагает методическую помощь педагогам: в разработке программ, учебной и методической документации, планов самообразования, информационное обеспечение процесса аттестации, методическое сопровождение массовых мероприятий.
Методическая служба РЦВР обеспечивает организацию повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Повышение педагогического мастерства и профессионального уровня осуществляется: на семинарах и курсах, организованных институтом повышения квалификации работников образования, при подготовке и проведении открытых занятий, мастер-классов в рамках работы районных семинаров, проводимых МОУ ДОД РЦВР, в ходе подготовки и участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках прикладного творчества, творческих отчетах школ района.
6. Результативность
Эффективность работы преподавателей центра – это высокие результаты учащихся на районных, областных, зональных мероприятиях.
2006 год:
- 14 призеров открытого районного конкурса спортивного бального танца;
- 3 призера районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
- 86 победителей и призеров чемпионатов Иркутской области по боксу;
- 2 победителя и 3 призера областного чемпионата по легкой атлетике;
- 65 победителей и призеров чемпионатов Иркутской области по КУДО;
- 6 победителей зональных соревнований по боксу и каратэ;
- 1 призер первенства России по боксу
Участие в областном форуме «Приангарье –2006», в областном конкурсе «Образцовое учреждение образование – 2007» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». В течение четырех лет педагоги Центра побеждали в областном конкурсе программ, реализуемых в загородных профильных лагерях и сменах, выиграли гранты, что позволило организовать летних отдых 120 учащихся.
2007 год:
- 42 призера районного конкурса спортивного бального танца;
- призовые места в международном конкурсе детского рисунка «Арт-город- город вечной красоты»» г. Санкт-Петербург.
- 8 призеров Всероссийского турнира по джиу-джитсу г.Владивосток;
- 4 победителя областного чемпионата по боксу.
На базе РЦВР с 2004 года создан районный пресс-центр, который выпускает детскую районную газету «Школьный вестник».
7. Отношение участников образовательного процесса к РЦВР
Проведённое анкетирование среди учащихся свидетельствует о том, что у учащихся преобладает положительное отношение к Центру, основная цель посещения РЦВР – получение навыков и знаний (53,7%), общение с товарищами (41,6%).
У учащихся РЦВР преобладает положительное отношение к центру
80% ребят с удовольствием посещают занятия, общаются с друзьями, реализуют свой творческий потенциал;
20% ребят готовятся к будущей профессии (менеджер, модельер, журналист).
Выявляя степень удовлетворенности учащимися внешкольной жизнью, были получены следующие данные:
отношения между учащимися доброжелательные качество преподавания предметов устраивают посещают объединения с желанием организация досуга устраивает |
90 % 80 % 100 % 90 % |
Стремление продолжать образование по направлению, в котором ребёнок занимается, после окончания школы –20%. Это можно обозначить как социальный заказ. Предполагается разработка индивидуальных образовательных маршрутов с целью дифференциации обучения, а также включение в учебный план элективных курсов, ориентированных на приобретение узкоспециализированных навыков определенной профессии.
Анализ состояния дел в МОУ ДОД РЦВР на октябрь
Отметим слабые стороны, которые снижают эффективность и качество дополнительного образования и сильные стороны Районного центра внешкольной работы, как высокие потенциальные возможности для развития учреждения:
Стороны РЦВР |
|
сильные |
слабые |
|
Резюме: Вопросы, важнейшие для коллектива, решаются коллегиально. В центре созданы условия для формирования творческих способностей учащихся. Все члены коллектива готовы приложить усилия для максимального использования образовательного потенциала РЦВР.
Выявленные сильные и слабые стороны жизнедеятельности Центра, позволяют сформулировать противоречие: новая социально-культурная ситуация, требующая качественно иного уровня организации учебно-воспитательного процесса РЦВР, с одной стороны, состояние дел на практике, не соответствующее новым требованиям, с другой. Разрешение данного противоречия и выше изложенных проблем возможно при создании комплексной целевой программы развития Центра по профильному и предпрофильному обучению в условиях образовательного пространства района. В целом, можно отметить психологическую готовность администрации и педагогического коллектива работать в режиме развития.
Перспективное развитие УДОД предполагает системное:
- Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зоны неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.
- Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.
- Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующих профильному обучению и востребованных.
- Создание гибкой системы управления качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций
Практическая часть программы
Противоречия |
Задачи |
Конечные результаты |
Между непрерывно повышающимися требованиями к компетентности педагога ДОД и ограниченными возможностями повышения квалификации педагогов района; Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг; Между необходимостью освоения учащимися и педагогами новых культурных, социальных и профессиональных сфер и ограниченностью доступа учащихся к этим сферам; |
психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся; |
Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению. |
создание дистанционного учебно-методического центра; |
||
внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение. |
||
Между ростом разнообразия познавательных потребностей учащихся и ограниченным количеством образовательных направленностей и учебных курсов в учреждении; Между направленностью современного образования на активность и самостоятельность самих учащихся и преобладанием в ДОД традиционных образовательных технологий, акцентированных на пассивную позицию учащегося; |
разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю; |
Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зон неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.
|
введение элективных курсов на всех ступенях обучения в контексте предпрофильной подготовки; |
||
организация научно-исследовательской работы учащегося в контексте предпрофильной подготовки. |
||
Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг; Между направленностью современного образования на активность и самостоятельность самих учащихся и преобладанием в ДОД традиционных образовательных технологий, акцентированных на пассивную позицию учащегося; Между необходимостью освоения учащимися новых культурных, социальных и профессиональных сфер и ограниченностью доступа учащихся к этим сферам; |
Организация дистанционного обучения по основным направленностям Интернет конференции, конкурсы по различным направленностям Развитие детских общественных организаций Организация совместных проектов с предприятиями района Интеграция общего и дополнительного образования в районе. Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда |
Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане. |
Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг; Между ориентацией современного образования на качество образования и отсутствие системы мониторинга показателей результатов работы РЦВР; Между существованием объективно новых организационно-педагогических задач и прежней структурой управления. |
Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий. |
Создание гибкой системы управления качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций |
создание системы мониторинга качества инновационной предпрофильной образовательной системы; |
Реализация программы развития предусматривает три содержательных, преемственно связанных этапа преобразований организационной и управленческой структуры, методического обеспечения учебного процесса, материально-технической базы.
1 этап: подготовительный (апрель 2008 – август 2010 гг.) Основная задача - подготовка всех необходимых для реализации программы развития ресурсов и условий, включая нормативно-правовую базу, материальную базу, профессиональную подготовку педагогического коллектива к решению поставленных в программе развития задач.
|
Направление деятельности |
Задачи, решаемые в процессе деятельности |
Содержание деятельности |
Сроки исполнения |
1 |
Создание гибкой системы предпрофильного обучения |
Разработка модели предпрофильного и профильного образования в условиях УДОД |
Изучение, теоретическое осмысление, федеральных программ модернизации Российского образования. |
Апрель –сентябрь |
Изучение опыта УДОД и общеобразовательных учреждений по внедрению системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Октябрь 2008 – Май |
|||
Разработка основных направлений пердпрофильной подготовки и профильного обучения и нормативно-правовой базы внедрения модели. |
2009-2010 учебный год. |
|||
Разработка структурных подразделений РЦВР обеспечивающих образовательную деятельность, обеспечивающую предпрофильную подготовку учащихся в отдаленных поселках района. |
2008-2009 учебный год |
|||
Разработка образовательной программы учреждения, учебно-тематического плана и других документов, регламентирующих деятельность РЦВР в контексте системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Май-август |
|||
Разработка системы профориентационной работы в условиях РЦВР |
2009-2010 учебный год. |
|||
Разработка системы диагностики качества образовательного процесса, в контексте профильной подготовки. |
2008-2009 учебный год |
|||
Разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю; |
Анализ имеющихся учебных программ по направленностям образовательной деятельности учреждения с позиции соответствия требованиям пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2008-2009 учебный год |
||
Совершенствование качества имеющихся образовательных программ в соответствии требованиями пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
По спец плану |
|||
Разработка трехуровневых авторских образовательных программ, обеспечивающих пердпрофильную подготовку и профильное обучение. |
По спец плану |
|||
Разработка программ элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки |
По спец плану |
|||
Разработка системы научно-исследовательской работы учащихся в контексте предпрофильной подготовки. |
2009-2010 учебный год |
|||
Психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся |
Изучение психологической и методической готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях создания системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Апрель –сентябрь |
||
Разработка внутриучрежденческой программы подготовки педагогов по вопросам пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Сентябрь-декабрь 2008 года |
|||
Методическая подготовка педагогов к разработке образовательных программ и программ элективных курсов в контексте предпрофильной подготовки. |
По спец плану |
|||
2 |
Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению. |
Разработка модели районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий |
Разработка структуры РУМЦ |
Сентябрь-декабрь 2008 года |
Разработка нормативно-правовой базы РУМЦ |
Январь-май |
|||
Создание информационно-методического банка |
По спец плану в |
|||
Создание материально-технической базы РУМЦ |
По спец плану |
|||
Создание информационно-консультационного сайта |
2008-2009 учебный год |
|||
Организация своевременного обновления информации на сайте |
2008-2009 учебный год |
|||
Создание дистанционной сети взаимодействия между педагогами ДОД и удаленными структурными подразделениями |
Май-август |
|||
Методическая и психолого-педагогическая подготовка педагогов ДОД к работе в режиме ИКТ технологий |
Разработка личностно-ориентированной программы повышения квалификации педагогов ДОД района, включающую курсовую подготовку ИПКРО, МЦОК и др. |
2008-1009 учебный год. |
||
Обучение педагогов работе с использованием современных педагогических технологий, включая ИКТ технологии. |
По спец плану |
|||
Разработка внутриучрежденческой программы подготовки педагогов к работе в сети Internet и дистанционному обучению. |
2009-2010 учебный год. |
|||
3 |
Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане. |
Организация дистанционного обучения по основным направленностям. |
Разработка программ дистанционного обучения по основным образовательным направленностям. |
2009-2010 учебный год. |
Организация совместных проектов с предприятиями района. |
Анализ внешних связей с близлежащими учреждениям и предприятиями. |
По спец плану |
||
Изучение возможных направлений социального партнерства с различными предприятиями и учреждениями Усольского района. |
2008-2009 учебный год |
|||
Разработка положения о социальной практике обучающихся |
2009 год |
|||
Проектирование социального партнерства |
20010 год |
|||
Подготовка педагогов к проектной деятельности. |
По спец плану |
|||
Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда |
Анализ потребностей рынка труда района и образовательных потребностей обучающихся. |
2008-2009 учебный год |
||
Разработка схемы взаимодействия РЦВР с районным центром занятости населения и кадровыми службами предприятий. |
2009-2010 учебный год |
|||
Интеграция общего и дополнительного образования в районе в контексте предрофильной подготовки и профильного обучения.
|
Анализ внешних связей с близлежащими образовательными учреждениями (школа, ПУ, среднеспециальные ОУ, ВУЗ). |
Август-декабрь 2008 год |
||
Изучение возможных направлений обоазовательного партнерства в контексте пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Январь-май 2009 год |
|||
Разработка модели сетевой организации предппофильной подготовки и профильного обучения. |
2009-2010 учебный год. |
|||
4 |
Создание гибкой системы управления качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций |
Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий. |
Разработка органиграммы РЦВР, штатного расписания и функциональных обязанностей в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2008 -2009 учебный год |
Организация сетевого взаимодействия РЦВР и его структурные подразделения, РЦВР – общеобразовательные школы, РЦВР - среднеспециальные учебные заведения, РЦВР - ВУЗы. |
2009-2010 учебный год |
|||
Организация информационного обеспечения и информационной поддержки. |
По спец плану |
|||
Создание системы мониторинга качества инновационной предпрофильной образовательной системы |
Разработка системы диагностики качества образовательного процесса в контексте предппрофильной подготовки и профильного обучения. |
2009-2010 учебный год |
||
Разработка системы диагностики эффективности инновационных преобразований. |
2008-2009 учебный год |
2 этап: реализации (2010 – 2012 гг.)Основная задача - внедрение программных изменений, корректировка их содержания.
|
Направление деятельности |
Задачи, решаемые в процессе деятельности |
Содержание деятельности |
Сроки исполнения |
1 |
Создание гибкой системы предпрофильного обучения |
Внедрение и практическая корректировка системы предпрофильного и профильного образования в условиях УДОД |
Внедрение основных направлений пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Сентябрь 2010 год |
Организация работы структурных подразделений РЦВР обеспечивающих образовательную деятельность, обеспечивающую предпрофильную подготовку учащихся в отдаленных поселках района. |
2009-2010 учебный год |
|||
Утверждение образовательной программы учреждения, учебно-тематического плана и других документов, регламентирующих деятельность РЦВР в контексте системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
Август 2010 год |
|||
Внедрение системы профориентационной работы в условиях РЦВР |
2010-2012 учебный год |
|||
Проведение диагностики качества образовательного процесса, в контексте профильной подготовки. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Поэтапный переход на новое содержание обучения в контексте предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю; |
Совершенствование качества имеющихся образовательных программ в соответствии требованиями пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2010-2012 учебный год |
||
Разработка трехуровневых авторских образовательных программ, обеспечивающих пердпрофильную подготовку и профильное обучение. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Разработка программ элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Организация научно-исследовательской работы учащихся в контексте предпрофильной подготовки. |
2010-2012 учебный год |
|||
Психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся |
Психологическая и методическая подготовка педагогов к работе в условиях пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2010-1012 учебный год |
||
Методическая подготовка педагогов к разработке образовательных программ и программ элективных курсов в контексте предпрофильной подготовки. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
2 |
Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению. |
Внедрение и корректировка модели районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий |
Организация работы РУМЦ |
Сентябрь-декабрь 2010 года |
Создание информационно-методического банка |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Создание материально-технической базы РУМЦ |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Организация своевременного обновления информации на сайте |
2010-2012 учебный год |
|||
Организация работы в дистанционной сети взаимодействия между педагогами ДОД и удаленными структурными подразделениями |
2010-2012 учебный год |
|||
Методическая и психолого-педагогическая подготовка педагогов ДОД к работе в режиме ИКТ технологий |
Разработка личностно-ориентированной программы повышения квалификации педагогов ДОД района, включающую курсовую подготовку ИПКРО, МЦОК и др. |
2010-1012 учебный год. |
||
Обучение педагогов работе с использованием современных педагогических технологий, включая ИКТ технологии. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
3 |
Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане. |
Организация дистанционного обучения по основным направленностям. |
Разработка программ дистанционного обучения по основным образовательным направленностям. |
2010-2012 учебный год. |
Организация совместных проектов с предприятиями района. |
Установление персональных контактов с представителями предприятий и учреждений района. |
По спец плану в течение всего этапа. |
||
Создание банка данных о тенденциях экономического развития района и кадровой политике предприятий |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Привлечение представителей предприятий к профориентационным мероприятиям. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для работы в летний период, для осуществления социальных практик и т.д. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Проведение совместных конкурсных мероприятий |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Проектирование социального партнерства |
20010 -2012 год |
|||
Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда |
Взаимодействие РЦВР с районным центром занятости населения и кадровыми службами предприятий. |
2010-2012 учебный год |
||
Интеграция общего и дополнительного образования в районе в контексте предрофильной подготовки и профильного обучения. |
Внедрение модели сетевой организации предпофильной подготовки и профильного обучения. |
2010-2012 учебный год. |
||
4 |
Создание гибкой системы управления качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций |
Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий. |
Разработка органиграммы РЦВР, штатного расписания и функциональных обязанностей в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения. |
|
Организация сетевого взаимодействия РЦВР и его структурные подразделения, РЦВР – общеобразовательные школы, РЦВР - среднеспециальные учебные заведения, РЦВР - ВУЗы. |
|
|||
Организация информационного обеспечения и информационной поддержки. |
|
|||
Внедрение и корректировка системы мониторинга качества инновационной предпрофильной образовательной системы |
Разработка системы диагностики качества образовательного процесса в контексте предппрофильной подготовки и профильного обучения. |
|
||
Разработка системы диагностики эффективности инновационных преобразований. |
|
3 этап: аналитический (2012 – 2014 гг.)Основная задача - критический анализ полученных в процессе реализации программы развития результатов, подготовка выводов и справки по итогам инновационной работы, апробация, внедрение и распространение полученного педагогического опыта.
|
Направление деятельности |
Задачи, решаемые в процессе деятельности |
Содержание деятельности |
Сроки исполнения |
1 |
Создание гибкой системы предпрофильного обучения |
Анализ эффективности работы РЦВР по внедрению системы предпрофильной подготовки и профильного образования в условиях УДОД |
Анализ эффективности работы системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2012-2014 год |
Проведение диагностики качества образовательного процесса, в контексте предпрофильной подготовки. |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Обобщение опыта по созданию и внедрению модели предпрофильной подготовки и профильного образования в условиях УДОД |
2014 год |
|||
Издание сборника трехуровневых авторских образовательных программ ДОД, обеспечивающих пердпрофильную подготовку и профильное обучение. |
2012-2014 учебный год |
|||
Издание сборника программ элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки |
По спец плану в течение всего этапа. |
|||
Анализ участия обучающихся в НПК различного уровня. |
2012-2014 учебный год |
|||
2 |
Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению. |
Анализ работы районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий |
Анализ эффективности дистанционной сети взаимодействия между педагогами ДОД и удаленными структурными подразделениями |
2012-2014 учебный год |
Анализ эффективности дистанционного обучения по основным образовательным направленностям. |
2012-2014 учебный год |
|||
Анализ эффективности работы педагогов с информационной и методической базой предлагаемой РУМЦ |
2012-2014 учебный год |
|||
Обобщение опыта по организации районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий |
2014год |
|||
3 |
Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане. |
Организация совместных проектов с предприятиями района. |
Анализ мероприятий и проектов реализованных совместно с предприятиями и учреждениями района. |
2012-2014 учебный год |
Создание банка данных о социальных проектах совместных с предприятиями района |
2014год |
|||
Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда |
Анализ эффективности взаимодействие РЦВР с районным центром занятости населения и кадровыми службами предприятий. |
2012-2014 учебный год |
||
Интеграция общего и дополнительного образования в районе в контексте предрофильной подготовки и профильного обучения. |
Анализ эффективности сетевого взаимодействия УДОД с ОУ района по организации предпофильной подготовки и профильного обучения. |
2012-2014 учебный год. |
||
4 |
Создание гибкой системы управления качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций |
Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий. |
Анализ эффективности сетевого взаимодействия РЦВР и его структурных подразделений. |
2012-2014 учебный год. |
Анализ эффективности системы диагностики качества образовательного процесса в контексте предппрофильной подготовки и профильного обучения |
2012-2014 учебный год. |
|||
Анализ эффективности системы диагностики эффективности инновационных преобразований. |
2012-2014 учебный год. |
Сроки реализации 2008-2014 гг.