• DSC03542.JPG
  • 7.JPG
  • IMG_5845.JPG
  • IMG_2416.jpg
  • IMG_0355.JPG
  • DSC08188.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • IMG_0706.JPG
  • IMG_0080.JPG
  • IMG_1626.JPG
  • 6.jpg
  • DSC02299.JPG
  •   1.jpg
  • IMG_1155.JPG
  • -  2010.jpg
  • _DSC7823.JPG
  • IMG_1134.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-41.jpg
  • DSC02302.JPG
  • IMG_2396.jpg

Программа развития

Паспорт программы
 

Юридический адрес  и правовая база деятельности УДОД.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр внешкольной работы»  п. Белореченский, Усольского района, Иркутской области.

Юридический и фактический адрес учреждения:

665479, Российская Федерация, Иркутская область, Усольский район, п.Белореченский, д.48.

Лицензия на право образовательной деятельности от 08.01.2004 г., А053795, выдана Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области и свидетельство о государственной аккредитации от 13.05.2005 г., АА168003.

Полное наименование программы

Комплексная целевая программа развития МОУ ДОД РЦВР «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях РЦВР» на период 2008 – 2014 гг.

Основания для разработки

- Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-Ф3, вступивший в силу с 1 января 2005года;

- Федеральный закон РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

- «Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.» от 03.10.2005г.

- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393);

- «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783);

- «Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года»,

- «Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51 433/16,

- «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях»

Противоречия, обусловившие необходимость разработки и внедрения программы развития

 

Между непрерывно повышающимися требованиями к компетентности педагога ДОД и ограниченными возможностями повышения квалификации педагогов района;

Между ростом разнообразия познавательных потребностей учащихся и ограниченным количеством образовательных направленностей и учебных курсов в учреждении;

Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг;

Между направленностью современного образования на активность и самостоятельность самих учащихся и преобладанием в ДОД традиционных образовательных технологий, акцентированных на пассивную позицию учащегося;

Между необходимостью освоения учащимися новых культурных, социальных и профессиональных сфер и ограниченностью доступа учащихся к этим сферам;

Между ориентацией современного образования на качество образования и отсутствие системы мониторинга показателей результатов работы РЦВР;

Между существованием объективно новых организационно-педагогических задач и прежней структурой управления.

Цель программы

Создание системы предпрофильного и профильного образования, обеспечивающей социальное и профессиональное самоопределение учащихся и последующий профессиональный выбор

Основные задачи программы

-      психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся;

-      разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю;

-      введение элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки;

-      внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение.

- создание дистанционного учебно-методического центра;

Этапы реализации программы

2008-2014 годы:

I этап – 2008-2010 г.г. – подготовка РЦВР к работе в новых организационных условиях в соответствии с требованиями Федеральной целевой программы развития образования до 2010г.;

II этап – 2010-2012 г.г. – переход к устойчивой реализации модели деятельности РЦВР, соответствующей программе развития;

III этап – 2012-2014г.г. – обобщающий – внесение изменений по результатам мониторинга, определение перспектив развития.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

  1. Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зоны неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.
  2. Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.
  3. Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующих профильному обучению и востребованных в разных типах образовательных учреждений района.
  4. Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

Разработчики программы

Рабочая группа администрации РЦВР, педагогический коллектив.

Консультативная поддержка: кафедра педагогики и образовательных технологий ИПКРО.

Руководитель программы

Мейер Андрей Борисович, директор РЦВР

Утверждение программы

Решение педагогического совета РЦВР. Протокол №1 от 17.09. 2008г.

 

Введение

 

Происходящие социально-экономические преобразования в России требуют адекватных инновационных изменений системы образования в соответствии с социальным заказом, потребностями государства и общества.

В концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года, среди условий, необходимых для повышения качества образования, выделяют следующие: оказание учащимся помощи в развитии склонностей, способностей, интересов; организация образовательного пространства способствующего социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

В концепции профильного обучения на старшей ступени актуализируется проблема профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников. Профильное обучение при этом рассматривается как важное средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обеспечения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Для успешной реализации профильного обучения необходима система предпрофильной подготовки на первой и второй ступенях образования, преемственно связанная с профильным обучением.

В связи с этим коллективом МОУ ДОД РЦВР была разработана комплексная целевая программа развития образовательного учреждения «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях РЦВР».

Реализация программы рассчитана на период с 2008 по 2014 годы и предполагает системную модернизацию учебно-воспитательного процесса, системы управления и инфраструктур учреждения.

Реализация программы предусматривает три содержательных, преемственно связанных этапа преобразований организационной и управленческой структуры, методического обеспечения учебного процесса, материально-технической базы.

1 этап: подготовительный (2008 – 2010 гг.), основная задача которого - подготовка всех необходимых для реализации программы развития ресурсов и условий, включая нормативно-правовую базу, материальную базу, профессиональную подготовку педагогического коллектива к решению поставленных в программе развития задач.

2 этап: реализации (2010 – 2012 гг.), в течение которого внедряются программные изменения, корректируется их содержание, определяется их эффективность и при необходимости осуществляется коррекция.

3 этап: аналитический (2012 – 2014 гг.) – критический анализ полученных в процессе реализации программы развития результатов, подготовка выводов и справки по итогам инновационной работы, апробация, внедрение и распространение полученного педагогического опыта.

Основополагающим компонентом программы является миссия районного центра внешкольной работы, заключающаяся в создании единого информационного образовательного пространства района, обеспечивающего равенство доступа к качественному образованию; формирование социальной адаптации и мобильности выпускников с учетом интересов учащихся, их способностей и склонностей; подготовка выпускников к осознанному профессиональному выбору.

Соответственно, цель программы заключается в создании системы предпрофильного и профильного образования, обеспечивающей социальное и профессиональное самоопределение учащихся и последующий профессиональный выбор.

Реализация этой цели предполагает следующие инновационные изменения в образовательном пространстве учреждения:

-      создание условий приобретения учащимся различного социального опыта;

-      создание условий выбора и самоопределения учащегося в предпрофильном и профильном образовательном пространстве;

-      создание условий творческой самореализации учащегося в выбранной сфере образовательного пространства учреждения;

Реализация предусмотренных программой изменений предполагается по следующим направлениям:

-      модернизация системы управления РЦВР;

-      изменение содержания обучения и воспитания;

-      внедрение новых современных технологий обучения и воспитания на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося;

-      преобразование методической службы РЦВР;

-      совершенствование материально-технической базы, необходимой для инновационного образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели предполагается комплексное решение следующих задач:

-          психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся;

-          разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю;

-          введение элективных курсов на всех ступенях обучения в контексте предпрофильной подготовки;

-          внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение.

-          создание дистанционного учебно-методического центра;

Программа разработана с учетом микросоциальных условий муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей районного центра внешкольной работы на основе анализа процесса и результата педагогической деятельности и изучения социального запроса.

Ожидаемые результаты реализации программы развития:

  1. Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зоны неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.
  2. Ссоздание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.
  3. Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующих профильному обучению и востребованных.
  4. Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

 

В разработке программы принимали участие авторский коллектив и инициативная группа.

Программа рассмотрена на педагогическом совете МОУ ДОД Районного центра внешкольной работы (протокол №  1 от 17 сентября 2008 год.)

Рецензент программы: доцент кафедры педагогики и технологий образовательного процесса ИПКРО, канд. пед. наук И.С.Пешня; доцент кафедры педагогической и возрастной психологии ИГУ, докт. психол. наук А.В.Глазков

 

  

Информационная справка о деятельности

МОУ ДОД «Районный центр внешкольной работы»

  1. 1.         Общие сведения об учреждении

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр внешкольной работы» находится в п. Белореченский, Усольского района, Иркутской области и является Центром дополнительного образования в Усольском районе.

Юридический и фактический адрес учреждения: 665479, Российская Федерация, Иркутская область, Усольский район, п.Белореченский, д.48.

Лицензия на право образовательной деятельности от 08.01.2004 г., А053795, выдана Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области и свидетельство о государственной аккредитации от 13.05.2005 г., АА168003.

Свою деятельность Районный центр внешкольной работы начал с 20 августа 1981, когда состоялось открытие детского клуба «Орленок», который посещало всего 80 ребят. В 1991 году клуб переименовали в Районный дом пионеров и школьников. Учреждение получило новое просторное здание, что позволило расширить сеть кружковой работы и увеличить численность коллективов. 17 августа 1992 года РДПиШ переименован в Районный центр внешкольной работы. В апреле 2007 года Районный центр внешкольной работы отметил юбилей – 25 лет. 

На 2007-2008 учебный год в штате РЦВР работает 45 педагогов дополнительного образования и 31 совместитель на базе общеобразовательных школ. Центр работает в тесном контакте со школами района на основании договора о совместной деятельности, организует сеть дополнительных образовательных услуг учащимся по различным направлениям. Материально-техническая база РЦВР и школ направлена на реализацию образовательных программ.

Располагается Центр в одноэтажном здании, пристроенном к дому, и рассчитан на 50 учащихся. В РЦВР имеется 5 учебных кабинетов, актовый зал, спортивный зал, методический кабинет, костюмерная.

Рабочая деятельность Центра ведется в двухсменном режиме с 9.00 до 20.00 в соответствии с утвержденным расписанием объединений.

Материально-техническая база учреждения требует совершенствования. К сожалению, площадь помещений не позволяет заниматься всей группе одновременно, проводить совместные репетиции, подготовку к соревнованиям или конкурсам. Необходимо иметь специальный выставочный зал для демонстрации творческих работ учащихся.

2. Социально-психологическая характеристика

Состав населения района национально неоднороден, всего проживает 27 представителей разных национальностей. Миграция населения незначительна. По материальному положению: есть как очень обеспеченные люди, так и находящиеся на грани бедности.

Результаты исследования позволили определить следующие социально-профессиональные группы:

-             50% рабочие сельскохозяйственных предприятий;

-             25% служащие, из них 17% - работники сферы образования;

-             10% представители сферы обслуживания;

-             10% занимаются бизнесом;

-             5% не имеют постоянной работы.

По количественному составу семьи:

31% детей из неполных семей

20% многодетные семьи

13% из неблагополучных семей

По половому составу: мальчиков 47%,  девочек 53%.

Потенциальные возможности тесного взаимодействия с учреждениями культуры района, со средней школой № 27 п. Белореченский, Детской школой искусств, Районным домом культуры, спортивной школой, позволяют обеспечить удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся. Тесные связи с вышеперечисленными организациями служат проведению совместных культурно-массовых мероприятий. Всё это способствует организации содержательного досуга для ребят.

 1589


  Постоянную связь РЦВР поддерживает с организациями, которые оказывают финансовую поддержку: СХПК «Усольский свинокомплекс», СХОАО «Белореченское»,  с предпринимателями п.Белореченский.

РЦВР имеет творческие контакты с ФДО Иркутской области, Консульством Республики Польша, Федерацией спортивного бального танца Иркутской области, с областной Федерацией «Джиу-джитсу», отделом культуры администрации Усольского района, отделом по молодежной политике администрации Усольского района, главной редакцией газеты «Усольские новости», детской областной газетой «Ступеньки». Проводятся совместные праздники, конкурсы, соревнования, фестивали.

В 2007 году коллектив бального танца «Грация» вступил в Федерацию спортивного бального танца Иркутской области, учащиеся получили право принимать участие в турнирах областного и всероссийского уровня.

Осуществляя совместную деятельность с общественной областной Федерацией «Джиу-джитсу», наши воспитанники имеют возможность участвовать в соревнованиях областного и федерального уровня, проходит аттестацию у специалистов высшей категории.

Наряду с положительными тенденциями имеется ряд проблем: системе воспитания РЦВР трудно противостоять негативным явлениям и традициям населения: пьянству, криминогенным явлениям, отсутствию культуры внутрисемейного общения, несформированностью учебных, художественно-эстетических потребностей в семье.

3. Контингент учащихся

В МОУ ДОД РЦВР обучается 1900 учащихся. Из них:

1020 учащихся (6 – 12 лет)

500 учащихся (13  – 15 лет)

380 учащихся (16 – 17 лет)

В среднем и старшем звене, а это возраст самоопределения и самоутверждения, контингент учащихся не сохраняется. Данную проблему можно решить привлечением ребят к занятиям в РЦВР через профориентационную деятельность, курсы, профильную подготовку, которые удовлетворят познавательную и образовательную потребность учащихся данного возраста.

4. Кадровый состав

В РЦВР сложился достаточно стабильный педагогический коллектив. Всего 76 педагогов. Работают по основному месту работы 45 педагогов, по совместительству 31, в будущем планируется довести до 90% педагогического состава по основному месту работы. В 2006 году уже проведена работа в этом направлении (37 – по основному месту работы; 52 – совместителя), в сравнении с 2005 годом (29 – по основному месту работы; 80 – совместителей).

Квалификационные категории

         Стаж работы

 

высшая

1-я

2-я

Без категории

До 5 лет

До 10 лет

До 15 лет

До 20 лет

Старше 20 лет

 

 

12

 

22

 

20

 

20

 

19

 

8

 

15

 

18

 

16

 

Возраст педагогов

 

До 30 лет

 

До 40 лет

 

До 50 лет

 

Старше 50 лет

 

12

 

22

 

32

 

9

 

Высшее образование имеют 39 человек

Среднее специальное 37 человек

В 2007 году курсы повышения квалификации прошли 17 педагогов.

Основная проблема: отдаленность образовательных учреждений не позволяет осуществлять эффективное методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Решение проблемы: создание методического центра и интернет - технологии заметно оптимизируют управленческую деятельность.

Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по внедрению профильного и предпрофильного обучения актуализирует потребность в повышении квалификации.

5. Организация учебно-воспитательной работы

Учебный план РЦВР составлен на основе «Типового положения об образовательном учреждении детей», утверждённого постановлением правительства РФ от 07.03.1995 г. №233, Уставом МОУ ДОД РЦВР и Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей на 2002 –2005 годы по следующим направленностям:

Направленности:

Кол-во

групп

Кол-во

часов

Эколого-биологическое

5

36

Научно-техническое

4

64

Физкультурно-спортивное

45

320

Естественно-научное

15

91

Художественно-эстетическое

94

620

Туристско-краеведческое

10

77

ИТОГО:

210

1210

 

За 25 летний период деятельности учреждение накопило определенный педагогический опыт, заложило свои традиции в поселке и районе.

Традиционными стали районные мероприятия, организатором которых является Районный центр внешкольной работы:

  • августовская конференция педагогов Усольского района;
  • Праздник чествования лучших учащихся Усольского района;
  • новогоднее представление «Ёлка мэра»;
  • конкурс «Учитель года»;
  • Районный конкурс спортивного бального танца; 
  • Районный конкурс «Безопасное колесо»;
  •  Конкурс «Ученик года»;
  • Фестиваль детских творческих коллективов Усольского района.

Ежегодно повышается уровень организации и проведения мероприятий.

Центром успешно решаются следующие воспитательные задачи:

-       активизация познавательного интереса ребят в сфере искусства, художественной культуры;

-       создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся;

-       стимулирование здорового образа жизни, создание эмоционально благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учеников.

Традицией центра является проведение коллективных творческих дел:

  • Презентация детских объединений;
  • Новогоднее представление;
  • показательные выступления объединений в течение учебного года;
  • выставка творческих работ «Наши таланты»;
  •  концертные программы к 8 марта, 9 мая, Дню защиты детей;
  • спектакли;
  • соревнования по гиревому спорту,  боксу, каратэ;
  • «Праздник Успеха Центра».

Анализ организационной структуры показал следующее: стабильность работы, умение администрации поддерживать инициативу педагогов и учащихся, есть необходимость изменений в управленческой деятельности.

Проблема, которую необходимо решить: разработать четкую систему мониторинга результатов деятельности педагогов и учащихся. Введение дистанционного обучения расширило бы образовательное пространство и предоставило бы ребятам дополнительные образовательные услуги.

Высокие потенциальные возможности создают благоприятные условия для развития Районного центра внешкольной работы.

53,8% педагогов считает, что в РЦВР поощряются хорошие результаты деятельности педагогов и учащихся;

  • 67,4% педагогов оценивает учеников по индивидуальной карте и осуществляют педагогическую поддержку;
  • 37% педагогов отмечают высокий уровень образования своих выпускников.

Наиболее высокую оценку получила работа коллектива по поддержке талантливых учащихся, (67,4%), системе поощрения хороших результатов (53,8%).

Растет творческий потенциал детских объединений, с каждым годом повышается уровень достижений.  Больше 10 лет работают творческие коллективы «Мягкая игрушка», «Звукотехника»,  коллектив бального танца «Радуга», театр моды «Дебют», объединение «Флорина» (работа с природным материалом).

Весь педагогический коллектив (100 %) осознает необходимость совершенствования содержания воспитания и обучения в РЦВР.

Информационно-методическое обеспечение РЦВР предполагает методическую помощь педагогам: в разработке программ, учебной и методической документации, планов самообразования, информационное обеспечение процесса аттестации, методическое сопровождение массовых мероприятий.

Методическая служба РЦВР обеспечивает организацию повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Повышение педагогического мастерства и профессионального уровня осуществляется: на семинарах и курсах, организованных институтом повышения квалификации работников образования, при подготовке и проведении открытых занятий, мастер-классов в рамках работы районных семинаров, проводимых МОУ ДОД РЦВР, в ходе подготовки и участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках прикладного творчества, творческих отчетах школ района.

6. Результативность

 

Эффективность работы преподавателей центра – это высокие результаты учащихся на районных,  областных, зональных мероприятиях.

 

2006 год:

  • 14 призеров открытого районного конкурса спортивного бального танца;
  • 3 призера районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
  • 86 победителей и призеров чемпионатов Иркутской области по боксу;
  • 2 победителя и 3 призера областного чемпионата по легкой атлетике;
  • 65 победителей и призеров чемпионатов Иркутской области по КУДО;
  • 6 победителей зональных соревнований по боксу и каратэ;
  • 1 призер первенства России по боксу

Участие в областном форуме «Приангарье –2006», в областном конкурсе «Образцовое учреждение образование – 2007» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». В течение четырех лет педагоги Центра побеждали в областном конкурсе программ, реализуемых в загородных профильных лагерях и сменах, выиграли гранты, что позволило организовать летних отдых 120 учащихся.

2007 год:

  • 42 призера районного конкурса спортивного бального танца;
  • призовые места в международном конкурсе детского рисунка «Арт-город- город вечной красоты»» г. Санкт-Петербург.
  • 8 призеров Всероссийского турнира по джиу-джитсу г.Владивосток;
  • 4 победителя областного чемпионата по боксу.

На базе РЦВР с 2004 года создан районный пресс-центр, который выпускает детскую районную газету «Школьный вестник».

7. Отношение участников образовательного процесса к РЦВР

Проведённое анкетирование среди учащихся свидетельствует о том, что у учащихся преобладает положительное отношение к Центру, основная цель посещения РЦВР – получение навыков и знаний (53,7%), общение с товарищами  (41,6%). 

У учащихся РЦВР преобладает положительное отношение к центру

80% ребят с удовольствием посещают занятия, общаются с друзьями, реализуют свой творческий потенциал;

20% ребят готовятся к будущей профессии (менеджер, модельер, журналист).

Выявляя степень удовлетворенности учащимися внешкольной жизнью, были получены следующие данные:

отношения между учащимися доброжелательные

качество преподавания предметов устраивают

посещают объединения с желанием

организация досуга устраивает

90 %

80 %

100 %

90 %

 

Стремление продолжать образование по направлению, в котором ребёнок занимается, после окончания школы –20%. Это можно обозначить как социальный заказ. Предполагается разработка индивидуальных образовательных маршрутов с целью дифференциации обучения, а также  включение в учебный план  элективных курсов, ориентированных на приобретение узкоспециализированных навыков определенной профессии.

Анализ состояния дел в МОУ ДОД РЦВР на октябрь 2007 г. позволил определить результаты работы и выявить круг проблем, на решение которых направлены задачи Центра.

Отметим слабые стороны, которые снижают эффективность и качество дополнительного образования  и сильные стороны Районного центра внешкольной работы, как высокие потенциальные возможности для развития учреждения:

 

Стороны РЦВР

сильные

слабые

  • Уровень творческого потенциала педагогов выше среднего
  • Стиль педагогического руководства демократический, направленный на сотрудничество с детьми и педагогами
  • Тесная связь с культурно-образовательными учреждениями поселка и района, общественными организациями
  • Традиции РЦВР. Коллективные творческие дела.
  • Для педагогов значимы цели работы центра внешкольной работы. Большинство осознает необходимость введения предпрофильного обучения, как главного составляющего дополнительного образования
  • Администрация старается создавать условия для инновационной деятельности педагогов
  • Содержание обучения и воспитания требует изменения в контексте предпрофильного и профильного образования
  • Необходима  организация научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.
  • Необходимо создать условия   для  успешного профессионального выбора учащихся.
  • Слабые связи с общественными и производственными структурами для получения учащимися социального опыта. Создание условий для общественной активности воспитанников.
  • Необходимо укрепление материально-технической базы.
  • Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов для осуществления деятельности по профильному и предпрофильному обучению.
  • Необходимо разработать четкие механизмы маркетинговых исследований по выявлению запросов на образовательные услуги.
  • Нет четкой системы мониторинга отслеживания результатов деятельности педагогов и учащихся.
  • Методическая служба требует совершенствования.

 

Резюме: Вопросы, важнейшие для коллектива, решаются коллегиально. В центре созданы условия для формирования творческих способностей учащихся. Все члены коллектива готовы приложить усилия для максимального использования образовательного потенциала РЦВР.

Выявленные сильные и слабые стороны жизнедеятельности Центра, позволяют сформулировать противоречие: новая социально-культурная ситуация, требующая качественно иного уровня организации учебно-воспитательного процесса РЦВР, с одной  стороны, состояние дел на практике, не соответствующее новым требованиям, с другой.  Разрешение данного противоречия  и выше изложенных проблем возможно при создании комплексной целевой программы развития Центра по профильному и предпрофильному обучению в условиях образовательного пространства района. В целом, можно отметить психологическую готовность администрации и педагогического коллектива работать в режиме развития.

Перспективное развитие УДОД  предполагает системное:

  1. Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зоны неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.
  2. Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.
  3. Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующих профильному обучению и востребованных.
  4. Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

 

Практическая часть программы

 

Противоречия

Задачи

Конечные результаты

 Между непрерывно повышающимися требованиями к компетентности педагога ДОД и ограниченными возможностями повышения квалификации педагогов района;

Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг;

Между необходимостью освоения учащимися и педагогами новых культурных, социальных и профессиональных сфер и ограниченностью доступа учащихся к этим сферам;

психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся;

Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению.

создание дистанционного учебно-методического центра;

внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение.

Между ростом разнообразия познавательных потребностей учащихся и ограниченным количеством образовательных направленностей и учебных курсов в учреждении;

Между направленностью современного образования на активность и самостоятельность самих учащихся и преобладанием в ДОД традиционных образовательных технологий, акцентированных на пассивную позицию учащегося;

разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю;

Создание гибкой системы предпрофильного обучения, включающей наличие зон неопределенности в содержании образования и стремление учащихся ее заполнить; углубленное изучение дисциплин по выбору учащихся; разноуровневый подход к образованию в контексте предпрофильного обучения.

 

введение элективных курсов на всех ступенях обучения в контексте предпрофильной подготовки;

организация научно-исследовательской работы учащегося в контексте предпрофильной подготовки.

Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг;

Между направленностью современного образования на активность и самостоятельность самих учащихся и преобладанием в ДОД традиционных образовательных технологий, акцентированных на пассивную позицию учащегося;

Между необходимостью освоения учащимися новых культурных, социальных и профессиональных сфер и ограниченностью доступа учащихся к этим сферам;

Организация дистанционного обучения по основным направленностям

Интернет конференции, конкурсы по различным направленностям

Развитие детских общественных организаций

Организация совместных проектов с предприятиями района

Интеграция общего и дополнительного образования в районе.

Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда

Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.

Между единством образовательного пространства РЦВР в районе и пространственной удаленностью учреждения и его подразделений, педагогов и потребителей образовательных услуг;

Между ориентацией современного образования на качество образования и отсутствие системы мониторинга показателей результатов работы РЦВР;

Между существованием объективно новых организационно-педагогических задач и прежней структурой управления.

Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий.

Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

создание системы мониторинга качества инновационной предпрофильной образовательной системы;

 

 

Реализация программы развития предусматривает три содержательных, преемственно связанных этапа преобразований организационной и управленческой структуры, методического обеспечения учебного процесса, материально-технической базы.

1 этап: подготовительный (апрель 2008 – август 2010 гг.) Основная задача - подготовка всех необходимых для реализации программы развития ресурсов и условий, включая нормативно-правовую базу, материальную базу, профессиональную подготовку педагогического коллектива к решению поставленных в программе развития задач.

 

Направление деятельности

Задачи, решаемые в процессе деятельности

Содержание деятельности

Сроки исполнения

1

Создание гибкой системы предпрофильного обучения

Разработка  модели предпрофильного и профильного образования в условиях УДОД

Изучение, теоретическое осмысление, федеральных программ модернизации Российского образования.

Апрель –сентябрь

2008 г.

Изучение опыта УДОД и общеобразовательных учреждений по внедрению системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

Октябрь 2008 –

Май

2009 г.

Разработка основных направлений пердпрофильной подготовки и профильного обучения и нормативно-правовой базы  внедрения модели.

2009-2010 учебный год.

Разработка структурных подразделений РЦВР обеспечивающих образовательную деятельность, обеспечивающую предпрофильную подготовку учащихся в отдаленных поселках района.

2008-2009 учебный год

Разработка образовательной программы учреждения, учебно-тематического плана и других документов, регламентирующих деятельность РЦВР в контексте системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

Май-август 2010 г.

Разработка системы профориентационной работы в условиях РЦВР

2009-2010 учебный год.

Разработка системы диагностики качества образовательного процесса, в контексте профильной подготовки.

2008-2009 учебный год

Разработка содержания предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю;

Анализ имеющихся учебных программ по направленностям образовательной деятельности учреждения с позиции соответствия требованиям пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

2008-2009 учебный год

Совершенствование качества имеющихся образовательных программ в соответствии требованиями пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

По спец плану

Разработка трехуровневых авторских образовательных программ, обеспечивающих пердпрофильную подготовку и профильное обучение.

По спец плану

Разработка программ элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки

По спец плану

Разработка системы научно-исследовательской работы учащихся в контексте предпрофильной подготовки.

2009-2010 учебный год

Психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации учащихся

Изучение психологической и методической готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях создания системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

Апрель –сентябрь

2008 г.

Разработка внутриучрежденческой программы подготовки педагогов по вопросам пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

Сентябрь-декабрь 2008 года

Методическая подготовка педагогов к разработке образовательных программ и программ элективных курсов в контексте предпрофильной подготовки.

По спец плану

2

Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению.

Разработка модели  районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий

Разработка структуры РУМЦ

Сентябрь-декабрь 2008 года

Разработка нормативно-правовой базы РУМЦ

Январь-май

2009 г.

Создание информационно-методического банка

По спец плану в

Создание материально-технической базы РУМЦ

По спец плану

Создание информационно-консультационного сайта

2008-2009 учебный год

Организация своевременного обновления информации на сайте

2008-2009 учебный год

Создание дистанционной сети взаимодействия между педагогами ДОД  и удаленными структурными подразделениями

Май-август 2010 г.

Методическая и психолого-педагогическая подготовка педагогов ДОД к работе в режиме ИКТ технологий

Разработка личностно-ориентированной  программы повышения квалификации педагогов ДОД района, включающую курсовую подготовку ИПКРО, МЦОК и др.

2008-1009 учебный год.

Обучение педагогов работе с использованием современных педагогических технологий, включая ИКТ технологии.

По спец плану

Разработка внутриучрежденческой программы подготовки педагогов к работе в сети Internet и дистанционному обучению.

2009-2010 учебный год.

3

Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.

Организация дистанционного обучения по основным направленностям.

Разработка программ дистанционного обучения по основным образовательным направленностям.

2009-2010 учебный год.

Организация совместных проектов с предприятиями района.

Анализ внешних связей  с близлежащими учреждениям и предприятиями.

По спец плану

Изучение возможных направлений социального партнерства с различными предприятиями и учреждениями Усольского района. 

2008-2009 учебный год

Разработка положения о социальной практике обучающихся

2009 год

Проектирование социального партнерства

20010 год

Подготовка педагогов к проектной деятельности.

По спец плану

Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда

Анализ потребностей рынка труда района и образовательных потребностей обучающихся.

2008-2009 учебный год

Разработка схемы взаимодействия РЦВР  с районным центром занятости населения и кадровыми службами предприятий.

2009-2010 учебный год

Интеграция общего и дополнительного образования в районе в контексте предрофильной подготовки и профильного обучения.

 

Анализ внешних связей  с близлежащими образовательными учреждениями (школа, ПУ, среднеспециальные ОУ, ВУЗ).

Август-декабрь 2008 год

Изучение возможных направлений обоазовательного партнерства в контексте пердпрофильной подготовки и профильного обучения. 

Январь-май 2009 год

Разработка модели сетевой организации предппофильной подготовки и профильного обучения.

2009-2010 учебный год.

4

Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий.

Разработка органиграммы РЦВР, штатного расписания и функциональных обязанностей в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2008 -2009 учебный год

Организация сетевого взаимодействия РЦВР и его структурные подразделения, РЦВР – общеобразовательные школы, РЦВР - среднеспециальные учебные заведения, РЦВР - ВУЗы.

2009-2010 учебный год

Организация информационного обеспечения и информационной поддержки.

По спец плану

Создание системы мониторинга качества инновационной предпрофильной образовательной системы

Разработка системы диагностики качества образовательного процесса в контексте предппрофильной подготовки и профильного обучения.

2009-2010 учебный год

Разработка системы диагностики эффективности инновационных преобразований.

2008-2009 учебный год

2 этап: реализации (2010 – 2012 гг.)Основная задача - внедрение программных изменений, корректировка их содержания. 

 

Направление деятельности

Задачи, решаемые в процессе деятельности

Содержание деятельности

Сроки исполнения

1

Создание гибкой системы предпрофильного обучения

Внедрение  и практическая корректировка системы предпрофильного и профильного образования в условиях УДОД

Внедрение  основных направлений пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

Сентябрь 2010 год

Организация работы структурных подразделений РЦВР обеспечивающих образовательную деятельность, обеспечивающую предпрофильную подготовку учащихся в отдаленных поселках района.

2009-2010 учебный год

Утверждение образовательной программы учреждения, учебно-тематического плана и других документов, регламентирующих деятельность РЦВР в контексте системы пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

Август 2010 год

Внедрение  системы профориентационной работы в условиях РЦВР

2010-2012 учебный год

Проведение диагностики качества образовательного процесса, в контексте профильной подготовки.

По спец плану в течение всего этапа.

Поэтапный переход на новое  содержание обучения в контексте предпрофильного и профильного образования по военно-патриотическому, художественно-эстетическому и социально-педагогическому профилю;

Совершенствование качества имеющихся образовательных программ в соответствии требованиями пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

2010-2012 учебный год

Разработка трехуровневых авторских образовательных программ, обеспечивающих пердпрофильную подготовку и профильное обучение.

По спец плану в течение всего этапа.

Разработка программ элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки

По спец плану в течение всего этапа.

Организация  научно-исследовательской работы учащихся в контексте предпрофильной подготовки.

2010-2012 учебный год

Психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов по проблемам профилизации

учащихся

Психологическая  и методическая подготовка педагогов к работе  в условиях пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

2010-1012 учебный год

Методическая подготовка педагогов к разработке образовательных программ и программ элективных курсов в контексте предпрофильной подготовки.

По спец плану в течение всего этапа.

2

Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению.

Внедрение  и корректировка модели  районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий

Организация работы РУМЦ

Сентябрь-декабрь 2010 года

Создание информационно-методического банка

По спец плану в течение всего этапа.

Создание материально-технической базы РУМЦ

По спец плану в течение всего этапа.

Организация своевременного обновления информации на сайте

2010-2012 учебный год

Организация работы в дистанционной сети взаимодействия между педагогами ДОД  и удаленными структурными подразделениями

2010-2012 учебный год

Методическая и психолого-педагогическая подготовка педагогов ДОД к работе в режиме ИКТ технологий

Разработка личностно-ориентированной  программы повышения квалификации педагогов ДОД района, включающую курсовую подготовку ИПКРО, МЦОК и др.

2010-1012 учебный год.

Обучение педагогов работе с использованием современных педагогических технологий, включая ИКТ технологии.

По спец плану в течение всего этапа.

3

Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.

Организация дистанционного обучения по основным направленностям.

Разработка программ дистанционного обучения по основным образовательным направленностям.

2010-2012 учебный год.

Организация совместных проектов с предприятиями района.

Установление персональных контактов с представителями  предприятий и учреждений района.

По спец плану в течение всего этапа.

Создание банка данных о тенденциях экономического развития района и кадровой политике предприятий

По спец плану в течение всего этапа.

Привлечение представителей предприятий к профориентационным мероприятиям.

По спец плану в течение всего этапа.

Заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для работы в летний период, для осуществления социальных практик и т.д.

По спец плану в течение всего этапа.

Проведение совместных конкурсных мероприятий

По спец плану в течение всего этапа.

Проектирование социального партнерства

20010 -2012 год

Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда

Взаимодействие РЦВР  с районным центром занятости населения и кадровыми службами предприятий.

2010-2012 учебный год

Интеграция общего и дополнительного образования в районе в контексте предрофильной подготовки и профильного обучения.

Внедрение  модели сетевой организации предпофильной подготовки и профильного обучения.

2010-2012 учебный год.

4

Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий.

Разработка органиграммы РЦВР, штатного расписания и функциональных обязанностей в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 

Организация сетевого взаимодействия РЦВР и его структурные подразделения, РЦВР – общеобразовательные школы, РЦВР - среднеспециальные учебные заведения, РЦВР - ВУЗы.

 

Организация информационного обеспечения и информационной поддержки.

 

Внедрение и корректировка системы мониторинга качества инновационной предпрофильной образовательной системы

Разработка системы диагностики качества образовательного процесса в контексте предппрофильной подготовки и профильного обучения.

 

Разработка системы диагностики эффективности инновационных преобразований.

 

3 этап: аналитический (2012 – 2014 гг.)Основная задача - критический анализ полученных в процессе реализации программы развития результатов, подготовка выводов и справки по итогам инновационной работы, апробация, внедрение и распространение полученного педагогического опыта. 

 

Направление деятельности

Задачи, решаемые в процессе деятельности

Содержание деятельности

Сроки исполнения

1

Создание гибкой системы предпрофильного обучения

Анализ эффективности работы РЦВР по внедрению системы предпрофильной подготовки и профильного образования в условиях УДОД

Анализ эффективности работы системы   пердпрофильной подготовки и профильного обучения.

2012-2014 год

Проведение диагностики качества образовательного процесса, в контексте предпрофильной подготовки.

По спец плану в течение всего этапа.

Обобщение опыта по созданию и внедрению модели предпрофильной подготовки и профильного образования в условиях УДОД

2014 год

Издание сборника трехуровневых авторских образовательных программ ДОД, обеспечивающих пердпрофильную подготовку и профильное обучение.

2012-2014 учебный год

Издание сборника программ элективных курсов на всех ступенях бучения в контексте предпрофильной подготовки

По спец плану в течение всего этапа.

Анализ участия обучающихся в НПК  различного уровня.

2012-2014 учебный год

2

Создание эффективного дистанционного учебно-методического центра с новыми качественными характеристиками, способствующими профильному обучению.

Анализ работы  районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий

Анализ эффективности дистанционной сети взаимодействия между педагогами ДОД  и удаленными структурными подразделениями

2012-2014 учебный год

Анализ эффективности дистанционного обучения по основным образовательным направленностям.

2012-2014 учебный год

Анализ эффективности работы педагогов с информационной и методической базой предлагаемой РУМЦ

2012-2014 учебный год

Обобщение опыта по организации районного учебно-методического центра дополнительного образования детей на основе ИКТ технологий

2014год

3

Создание инфраструктур позволяющих расширить связи учащихся с общественными, государственными, производственными организациями, получить различный социальный опыт; самореализоваться в интеллектуальном и личностном плане.

Организация совместных проектов с предприятиями района.

Анализ мероприятий и проектов реализованных совместно с предприятиями и учреждениями района.

2012-2014 учебный год

Создание банка данных о социальных проектах совместных с предприятиями района

2014год

Организация взаимодействия, дополнительного образования и рынка труда

Анализ эффективности взаимодействие РЦВР  с районным центром занятости населения и кадровыми службами предприятий.

2012-2014 учебный год

Интеграция общего и дополнительного образования в районе в контексте предрофильной подготовки и профильного обучения.

Анализ эффективности  сетевого взаимодействия УДОД с ОУ района по организации предпофильной подготовки и профильного обучения.

2012-2014 учебный год.

4

Создание гибкой системы управления  качеством образования с элементами дистанционной реализации управленческих функций

Оптимизация системы управления с учетом удаленности подразделений РЦВР на основе дистанционных технологий.

Анализ эффективности сетевого взаимодействия РЦВР и его структурных подразделений.

2012-2014 учебный год.

Анализ эффективности системы диагностики качества образовательного процесса в контексте предппрофильной подготовки и профильного обучения

2012-2014 учебный год.

Анализ эффективности системы диагностики эффективности инновационных преобразований.

2012-2014 учебный год.

Сроки реализации 2008-2014 гг.

  • Рисунок2.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок6.png