• DSC03542.JPG
  • IMG_0150.JPG
  • IMG_0025.JPG
  • DSCF0243.JPG
  • IMG_1171.JPG
  • _MG_2526.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg
  • DSC08148.JPG
  • DSC02249.JPG
  • 1 DSC_0653.JPG
  • IMG_04441.JPG
  • DSC09208.JPG
  • IMG_1188.JPG
  • IMG_0007.JPG
  • -  2010.jpg
  • IMG_7936 1.jpg
  • IMG_0355.JPG
  • IMG_0706.JPG
  • DSC08188.JPG
  • IMG_2416.jpg

Мини-диорама «Жизнь и быт хакасов - кочевников»

Всероссийский конкурс«Экологический фольклор»

«Экологический фольклор народов России»

Мини-диорама

«Жизнь и быт хакасов - кочевников»

Авторы:

                 Красноперова Катя,

                                                               ученица 5 класса,

       Китаева Тоня

                                                                ученица 6 класса,

                                                 МОУ Тальянской СОШ №17

Усольского района, Иркутской области

         Руководитель:

                                Егорова Ирина Николаевна,

                                               педагог дополнительного образования,

                                                   руководитель объединения тестопластики

                                «Тяп- ляп» МОУ ДОД РЦВР

                                               Усольского района, Иркутской области

Консультант: Проводина Л. Н. учитель биологии

и экологии МОУ Тальянской СОШ №17

Усольского района, Иркутской области

2012 год

Цель: сконструировать мини – диораму музейного типа «Жизнь и быт хакасов - кочевников»

Задачи:

  1. Собрать в экспедиции и ознакомиться с краеведческими материалами по теме: «Жизнь и быт хакасов - кочевников»
  2. Выбрать сюжетные композиции, отображающие жизненный уклад и быт хакаской семьи и вылепить из соленого теста;

 

Введение

Летом 2011года группой ребят из поселка Тальяны была осуществлена поездка в Хакасию. Республика расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в предгорьях Западного Саяна, Поселок Тальяны находится на юге Иркутской области в предгорьях Восточного Саяна. Мы – соседи и нас разделяют только горы.

Хакасия – уникальный археологический, географический, этнографический уголок России. Много археологических памятников, есть музеи под открытым небом. Один из таких музеев   «Малоарбатская писаница» - яркий образец изобразительных традиций древнего населения в эпоху ранней бронзы (конец III – начало II тыс. до н.э.) и коренного населения в этнографическое время (XVII – XIX вв.)[3].

Посетив музеи, священные места, ребята услышали много мифов и легенд. Их поразили некоторые моменты из жизни хакасских племен. Было подмечено, что быт хакасов отличается от быта коренных народов Восточного Саяна. Ребята узнали много нового, интересного и захотели поделиться своими наблюдениями со всеми. Было решено сделать мини- диораму «Жизнь и быт хакасов кочевников». Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объемными предметами.

Основные методики при выполнении нашей работы - лепка из соленого теста и изготовление поделок из природного материала.

   Сюжетные композиции, расположенные на переднем плане, основаны на мифах и легендах. Они показывают жилище и быт хакасской семьи, особенности национального костюма, священные места поклонений.

Передний план постепенно переходит на задний, где изображен типичный пейзаж Хакасии, равнинная местность с невысокими холмами, редкими деревьями и кустарниками. Такой переход создает впечатление   глубины и замкнутости пространства.

Данная работа выполнялась коллективом объединения тестопластики «Тяп – ляп» МОУ Тальянской СОШ №17 с февраля 2011 года по январь 2012 года.

В своей работе мы попытались совершить небольшое историческое путешествие в начало ХХ века, в Хакасию…..

Методика изготовления макета

       В словаре этнографических терминов значится: диорама музейного типа– часть экспозиции, представляющая панорамное изображение, которое объединяет живописный второй план и передний план, заполненный объемными фигурами манекенов, экспонатами и.т.д., раскрывающими определенную тему[6].

Наша мини - диорама состоит из двух основных частей – подставного столика в форме полуокружности, это предметный план - макет, передающий обстановку жизни хакасов- кочевников. На нем размещаются юрта с предметами жизни и быта хакасов, фигурки людей, животных, священная скала – место поклонения духам тайги, место древнего захоронения предков.

Предметный план переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства. На ней изображен типичный пейзаж Хакасии, равнинная местность с невысокими холмами, редкими деревьями и кустарниками.

Приемы работы

Оформление земной поверхности

             Преобладающий рельеф местности Хакасии – степи и поэтому на модели земная поверхность ровная, представленная в виде зеленеющего участка. Эффект «зеленой» травы получен с помощью насыпанной на клеевую основу мелкой зеленой сенной трухи. Неровность рельефа в левом углу диорамы означает древнее захоронение предков хакасов и отмечено вертикально стоящими каменными плитами.

Изготовление юрты

         Традиционное жилище хакасов - юрта куполообразной формы, для строительства которой использовали подручный таёжный материал – дерево, бересту, кору. Юрты были стационарными, непереносными 6-, 8-, 12-,16-гранными – «хахпас иб» и временными -«отах». Крыша юрты покрывалась войлоком или берестой в два слоя, вываренной и прошитой конским волосом [4]. На макете рубленная стационарная 6-гранная юрта сделана из деревянных реечек, размером 0,7х0,7х15 см, рубленная в ,,прямую лапу” под углом 1200.   В куполе крыши есть отверстие для выхода дыма из очага. Недалеко от дымохода в юрте подвешен оберег от злых духов – «апшак» (отсеченная и высушенная лапа медведя). На стенах жилища развешаны ковры с хакасским орнаментом. Устройство юрты строго регламентировано: мужская, женская, почетная – непочетная стороны. Первая сторона от входа, северная, считается женской, левая сторона, южная – мужской. В женской половине на макете мы разместили посуду, маслобойку, казаны. Охотничьи ружья, меха, ичиги (ичиги - мужская обувь) разместили на мужской половине юрты. Вход в юрту у хакасов строго ориентирован на восток. В центре юрты находится очаг. К очагу, огню у хакасов особое отношение. Богиню огня, которую представляли в образе пожилой женщине в красных шелковых одеждах, задабривали и кормили чем–нибудь жирным перед каждым приёмом пищи [4]. Пространство от входной двери, до очага считается непочетным, противоположная

сторона, за очагом, является почётной. Здесь гостеприимный хозяин принимает и угощает дорогих гостей. Деревянная кровать на четырех ножках (öрген) в хакасской юрте расположена в противоположной стороне от двери и обязательно имеет полог. Перед юртой установлена коновязь - столб для привязывания коня (сарчын) высотой 1,5 - 2 м. По обычаю ее устанавливали раньше, чем будет поставлено жилище [2].

Изготовление фигурок людей и животных

Фигурки людей и животных изготовлены из соленого теста.

Все персонажи диорамы мы изготовили в традиционной национальной одежде

и каждый выполняет определенный вид деятельности.

В центре диорамы стоит юрта, в которой молодая мама качает своего малыша в колыбельке и рассказывает ему сказки. Волосы у нее заплетены в две косы и на груди висит пого - нагрудник замужних хакасок. Пого - имеет полуовальную форму, с жесткой прокладкой. Лицевая сторона расшивается бисером, перламутровыми пуговицами [6].  

Колыбель обязательно прикрывали пологом и в качестве амулета привязывали синей шелковой ленточкой коготь медведя, лучок со стрелкой и высушенную шкурку крота, а в колыбельку на дно укладывали щепку от разбитого грозой дерева для защиты от злых духов [1].

     Около входа в юрту сидит хакаска и растирает зерно на тербене (тербен – ручная мельница, состоящая из двух дисков – каменных или кедровых). Платье закрывает женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Обшлага и подол женского платья сделаны из другой ткани. На них вышит национальный растительный орнамент. На голове у нее подвязан платок с подгибом. Он складывается по диагонали пополам, подгибается и образует околыш надо лбом. Два крайних конца платка завязаны на затылке [1].

   Перед юртой расположены фигурки лошадей, привязанных за сарчын.

Недалеко от юрты около костра сидят брат с сестрой и играют на народных инструментах – чатхане и комусе ( комус - двухструнный щипковый инструмент ) [6].

У девушки в отличии от замужних женщин заплетено множество косичек (сурмес). Их украшают разными подвесками из серебряных монет, жемчуга, кораллов. Волосы длиннее рук не отращивают и   косы женщины ни когда не стригут.

   Мужская рубаха своим покроем напоминает женское платье, но она намного короче.. Спереди и сзади ворота сделаны складки, благодаря чему рубаха становится очень широкой в подоле. Объемные рукава закончены узкими шлагами.

   В правом углу диорамы расположена священная скала и стоящий около нее охотник с ружьем. Он не пойдет на охоту, не посетив священное место ( см. в приложении «Мифы и легенды»).

Изготовление и оформление священной скалы

В своей диораме мы решили отобразить элемент древнего Святилища и немного рассказать о нем. На макете часть скалы изготовлена из нароста на стволе березы и оформлена мхом. На скале красной краской изображены антропоморфные личины и тамговидные знаки [3] (см. в приложении «Малоарбатская писаница», фото 4, 5, таблица 1, рис 1).

Описание картины, изображенной на заднем плане

Передний план, заполненный объемными фигурами, постепенно переходит на      живописный второй план. На нем изображен типичный пейзаж Хакасии - равнина с невысокими холмами, редкими деревьями, кустарниками и небесно-голубыми вершинами гор Западного Саяна. Такое изображение создает впечатление глубины и реальности пространства.

Выводы

Мы сконструировали мини – диораму музейного типа «Жизнь и быт хакасов - кочевников» (см. в приложении I, фото 1,2 ). Работая над созданием данного макета, мы значительно обогатили свои знания о национальной культуре хакасского народа. Наша диорама – это ожившая история, которая показывает быт, особенности национального костюма, места поклонения хакасов. Все, что на ней изображено, основано на мифах, легендах и преданиях, обозначаемых в хакасском языке общим термином «кип-чоох» [2].

. Данный макет можно использовать не только для ознакомительных внеклассных мероприятий, но и как хороший иллюстрационный материал для уроков географии при изучении темы « Народы России»

Заключение

     Толерантное отношение к культурам народов России возникает и развивается в процессе изучения исторического творчества народов, их отношения к окружающей природе, культуре. Поэтому в основу нашей работы положена идея сохранения самобытности хакасского народа, его обрядов, культурных традиций в процессе изучения и практического воплощения в имитированном образе. Наиболее хороший образовательный эффект имеет то, в чем человек принимает активное участие, когда он вовлечен в реальную деятельность. Ведь еще Конфуций сказал: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Дай мне сделать самому, и я научусь». Такой подход способствует активизации детского творчества.

В процессе работы над мини- диорамой и поездки в Хакасию ребята узнали много нового, интересного, познакомились с работниками музея  ,,Малоарбатская писаница”, научили их замешивать соленое тесто и лепить из него, поделились своими секретами различных рецептов. Мы общаемся с ними с помощью современных средств связи и поучили приглашение поработать волонтерами на раскопках древнего кургана недалеко от города Абакан летом 2012 года.

 

Список литературы

  1. Бутонаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей. Абакан, 1996.
  2. Энциклопедия Республики Хакасия. – Абакан, 2007.
  3. Есин Ю.Н. Сунчугашев Яков Иванович. Биобиблиографический справочник/ Ю.Н. Есин, Н. П. Намсараев, В.В. Тараканов – Абакан, 2006.
  4. Тугужекова В.Н. Таштыпский район. История и современность. Абакан, 2008.
  5. Алтын хыс. Хакасские народные сказки. Абакан, Хакасское книжное издательство 1992.
  6. Словарь этнографических терминов. Составитель Кимеева И. Т., кандидат культурологии, руководитель этнографических фондов музея  «Археология, этнография и экология Сибири»
  7. Леонтьев Н. В. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан, 2006.

Приложение

Мифы и легенды

   Суровые природные условия способствовали сложению богатой духовной традиционной культуры хакасов, для которой характерно почитание окружающего мира – природных объектов, животных, растений. Широко распространены представления о родстве между группами людей и их тотемами – животными, растениями, которые, согласно мифическим представлениям, являлись предками – покровителями родов и каждого их члена в отдельности, символом кровного родства. По представлениям хакасов, горные духи владели тайгой и всеми её обитателями. Они «любили слушать» посвящённые им сказки, песни и т.п. За хорошую музыку и сказки, исполняемые охотниками для духов по вечерам на станах, ублажённые хозяева тайги якобы пригоняли охотнику свой «скот» в добычу. Широко распространён сюжет, связанный с медведем. Согласно их мифологии, медведь раньше был человеком, поэтому его полагалось назвать стариком, дедушкой, отцом. Убив на охоте медведя, хакасы проводили по нему поминки и просили прощения за то, что его убили. Один из охотников должен был оплакивать его. Результат охотничьего промысла зависел от соблюдения многочисленных табу и исполнение обрядов, посвященных духам – хозяевам местности, зверей, птиц. Охота на диких животных и отстрел их регламентировались, они велись в определённое время, в определённом количестве. Охотники придерживались жестоких     неписанных правил, согласно которым, например, категорически запрещалось убивать беременных самок, т.к. считалось, что иначе убьешь души своих ещё не родившихся детей [4].1

Фото 3. Гимн духам тайги

   Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с   силами природы.

Малоарбатская писаница

   Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX в. географом Иваном Корниловым. Он писал: «На берегу ручья М. Арбаты, на чёрном, весьма твёрдом утёсе начертаны красной краской в чрезвычайном беспорядке и множестве какие-то знаки. Некоторые из них полустёрлись и на их месте нарисованы новые».
     Все петроглифы Малоарбатской писаницы разделены на две группы: антропоморфные окуневские личины и поздние изображения – тамговидные и зооморфные изображения, нанесённые на скалу в позднее Средневековье и в этнографическое время.
     В ходе археологического изучения Малоарбатской писаницы в ноябре 2009 г. Ю.Н. Есиным были идентифицированы и уточнены ранее известные изображения, выявлены новые. Всего зафиксировано 81 изображение: 25 антропоморфных ликов эпохи ранней бронзы (конец III – начало II тыс. до н.э.) и 56 тамговидных и зооморфных изображений этнографического времени (XVII – XIX вв.).
     Своё название скала Писанец получила из-за нанесённых на её поверхность рисунков. Местное хакасское население раньше называло это место Пизелиг Хайя (Скала с рисунками) или Пiчиг Хайя (Писаная скала). Кроме того, у Малоарбатской писаницы было ещё одно легендарное название – Чигират Хайя (Игреневая лошадь – скала). Как гласит хакасская легенда, один славный богатырь подъехал на коне к Скале, и тавро чудесным образом перенеслось с крупа коня и навеки запечатлелось в камне. С тех пор хакасы стали поклоняться Игреневой скале – лошади, нанося на камень свои родовые знаки – тамги.
Существует легенда о Писаной скале, в основе которой лежат реальные события хакасской истории начала XVIII в. Речь идёт об угоне в 1703 г. джунгарами, под контролем которых находилась территория современной Хакасии, большой группы местного населения: около 3 тысяч енисейских киргизов. Легенда говорит, что при этом джунгарский наместник велел каждому роду, навсегда покидающему свою землю, оставить на Скале родовую тамгу.
Исследователи выдвигают две версии, объясняющие причины появления тамговидных знаков на Малоарбатской писанице. Согласно одной из них, родовые тамги наносились при прохождении путниками по древней тропе через горы Западного Саяна в Туву, в начале которой и находилась скала.
В рамках второй гипотезы исследователи отмечают существование у хакасов культа священных скал, покрытых древними рисунками, возле которых устраивались молитвенные празднества. Присутствующие оставляли отметку о пребывании у священного места, рисуя личные тамги. Очевидно, по представлениям хакасов, нанесённые изображения становились магическими знаками, приобретавшими силу оберегов.

(использованы материалы заведующего сектором археологии ХакНИИЯЛИ Ю.Н. Есина)[3]

2

Фото 4. Тамговидный знак на священной скале

3

Фото 5. Священная скала   Чигирит Хайя

4

Тамговидные знаки

Рис. 1. Антропоморфные лики эпохи ранней бронзы (конец III – начало II тыс. до н.э)

       Для них характерен схематизм образов, отсутствие очерченного контура лика и атрибутов наголовья, наличие вильчатых окончаний поперечных полос (количество полос варьируется от одной до трёх) и уголков по бокам рта.  Данный иконографический тип получил название «джойского» [7].

5

Фото 6. Подготовка к священному обряду

6

Фото 1. Общий вид диорамы «Жизнь и быт хакасов - кочевников»

7

Фото 2. Фрагмент диорамы «Жизнь и быт хакасов - кочевников»

  • Рисунок5.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок1.png