• 5.jpg
  • DSC_0487.JPG
  • DSC08188.JPG
  • DSC09080.JPG
  • 3.jpg
  • IMG_1134.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • 1 DSC_0653.JPG
  • DSC08142.JPG
  • DSC_1062.JPG
  • IMG_0031.JPG
  • DSC07392.JPG
  • DSC_0097.JPG
  • TsRWSAcA43U.jpg
  • IMG_2396.jpg
  • CYXIGktSQ24.jpg
  • DSCF8573.jpg
  • IMG_1155.JPG
  •   DSC02362.JPG
  • IMG_7936 1.jpg

Мини-диорама «Остров Борнео – родина племени даяков»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Международный фестиваль - конкурс

«Экологический фольклор народов мира»

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ МИНИ-ДИОРАМЫ

«Остров Борнео – родина племени даяков»

Авторы:

Герасимова Анжелика

                            Валерьевна, Китаева

                                Антонина Викторовна,

                                                                        учащиеся 7 класса МОУ

Тальянская СОШ №17

                                                                                                                Руководители: 

Проводина Любовь

Николаевна, учитель биологии,

экологии и географии,

Егорова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного

образования, руководитель

кружка«Тестопластика»

МОУ Тальянская СОШ№ 17 Усольского района,

Иркутской области.

2012 год

 

АННОТАЦИЯ

Основная идея проекта: изготовление наглядного пособия

Цель: создание мини-диорамы «Остров Борнео – родина племени даяков»

Борнео (Калимантан индонез.) — третий по величине остров в мире; единственный морской остров, разделённый между тремя государствами: Индонезией, Малайзией и Брунеем. Площадь острова составляет 743 330 кв.м. Остров находится в центре Малайского архипелага в Юго-Восточной Азии [1]. Джунгли острова Борнео ученые считают одними из самых диких и нетронутых мест на планете Земля. Дождевые леса Борнео являются древнейшими в мире, возраст которых составляет около 130 миллионов лет.Остров Борнео знаменит своей неповторимой флорой и фауной. Здесь можно встретить носатых обезьян, калимантанскую кошку, азиатских слонов, мышиных оленей, птиц-носорогов и других диковинных обитателей джунглей. Одним из символов Борнео считается цветок раффлезия — самый большой цветок в мире, лепестки которого могут достигать в диаметре один метр. Из удивительных растений Борнео здесь можно отметить ходячее дерево, корни которого начинают расти с середины ствола, железное дерево, древовидные папоротники [7].

Коренное население острова – племена даяков, имеющие древнюю самобытную культуру почитания духов, поклонение животным и птицам. В прошлом даяки были воинствующими племенами, их называли «охотниками за головами», главным трофеем охоты были черепа, которые хранились под потолком жилища даяков. В настоящее время каннибализм в Малайзии запрещён, но закопчённые черепа всё ещё свидетельствуют о былых «подвигах» даяков. Даяки до сих пор сохраняют подсечно – огненное земледелие, охоту с духовой трубкой, собирательство.

Устное творчество даяков представлено пением и декламацией ритуальной поэзии. Исполнением песен и танцев с гонговыми и барабанным аккомпанементом, чтением молитв. Ритуальные танцы отличаются своеобразием. Танцуют сидя, стоя на коленях, в полный рост. Танцевальные движения напоминают движения ловких хищников, птиц. Танец вождя даяков – иммитация движений тукана. Шаман при камлании весьма искусно подражает голосу и повадкам, превращаясь в птицу.

В своей диораме мы постарались отобразить основные символы Борнео, показать самобытные жилища аборигенов, места их поклонений и жертвоприношений, подчеркнуть особенности национальных костюмов и жизненного уклада даяков.

Работу выполнял творческий коллектив из двух учениц и двух руководителей.

Основные методики при выполнении нашего проекта – сооружение   жилища из стеблей осоки, изготовление фигурок людей из соленого теста, обезьян – носачей из пластической массы.

Цель:

сконструировать мини – диораму музейного типа «Остров Борнео – родина племени даяков »

Задачи:

1. Ознакомиться со справочными материалами по темам: «Малайзия», «Остров Борнео», «Охотники за головами».

2. Изготовить предметный столик.

3.Выбрать сюжетные композиции, отображающие жизненный уклад племени и вылепить их из соленого теста;

4. Нарисовать изображение заднего плана.

5. Изготовить из природного материала гору, длинный дом.

6. Отснять фотоматериалы.

Этапы реализации проекта

Первый этап – исследование сущности проблемы создания мини – диорамы музейного типа  

Второй этап – создание творческой группы.

Третий этап – изучение справочной антропологической литературы.

Четвертый этап – разработка проекта.

Пятый этап – реализация проекта.

Выбор объекта исследования

В последнее время стал очень популярен туризм. Путешествуют и взрослые, и дети. Наше внимание привлекла Малайзия, о которой мы узнали из рассказов русскоязычной малазийки Поплаухиной Ирины Викторовны WeivovMoуghan, родственники, которой проживают в Тальянах . Она была в гостях у старшеклассников школы и рассказала много интересного о малазийцах. Этот интерес перерос в желание узнать подробности о жизни коренного населения, племён - охотников за головами. Работая над темой, мы пришли к выводу, что собранный нами материал может быть интересен широкому кругу школьников. Так возникла идея проведения заочного путешествия в Малайзию, на остров Борнео. Для наглядной иллюстрации было решено сконструировать мини-диораму.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Методика изготовления пособия

В словаре этнографических терминов значится: диорама музейного типа– часть экспозиции, представляющая панорамное изображение, которое объединяет живописный второй план и передний план, заполненный объемными фигурами манекенов, экспонатами и т.д., раскрывающими определенную тему [6].

Выполненный макет мини- диорамы состоит из предметного столика, с расположенными на нём в уменьшенном масштабе «горы», макета жилища даяков, сюжетных картинок с изображением объёмных фигурок коренного населения Борнео и заднего плана (картины) влажного тропического леса (фото№1).

Изготовление и оформление горы Кинабалу

Слева, на переднем плане предметного столика расположена гора Кинабалу.

Священная гора Кинабалу – по одной версии это «место почитания предков», по другой-   гора - символ вечной любви и верности.

Согласно легенде, много лет назад рядом с Борнео потерпел крушение корабль китайского принца, и прибой выбросил его на побережье. Жители деревни выходили его, и со временем он стал для них своим, влюбился в одну из деревенских девушек и женился на ней. Прошли годы, и он стал скучать по родине, спросил разрешения у своей новой семьи отправиться в Китай, навестить родителей (императора и императрицу Китая). Жене он обещал, что потом вернется за ней и заберет ее и детей с собой. Когда он прибыл в Китай, оказалось, что родители уже договорились о его свадьбе с принцессой соседнего королевства, с тяжелым сердцем он был вынужден подчиниться. В это время на Борнео жена с нетерпением ждала его. Поскольку деревня стояла в стороне от берега, чтобы видеть море и корабли, ей приходилось каждый день подниматься на гору, там, вглядываясь вдаль, она проводила целые дни. В конце концов она заболела и умерла там же, на вершине. Дух горы, который наблюдал за ней долгие годы, был так впечатлен, что превратил ее в камень, чтобы она по-прежнему могла смотреть на море и ждать возвращения своего любимого мужа. Люди из ее деревни были так впечатлены ее любовью и самоотверженностью, что решили назвать гору в ее честь. Для них гора - символ вечной любви и верности [ 9 ].

На макете часть горы пририсована на заднем плане, а другая часть горы изготовлена из берёзового капа и трутовика. Для того чтобы подчеркнуть высоту горы, она раскрашена гуашевыми красками.

Оформление земной поверхности

Ровная земная поверхность представлена в виде зеленеющего участка. Эффект «зеленой» травы получен с помощью насыпанной на клеевую основу зеленой сенной трухи.

Сооружение жилища - «дома» даяков.

Большую часть мини-диорамы занимает поселение даяков, которые сохранили племенной строй и живут общинами в «длинных домах » на сваях в 3-4 метрах над землёй.   Несмотря на видимую простоту и примитивность быта, жизнь даяков строго регламентирована присутствием разного рода духов, для взаимоотношений с которыми повсюду развешаны магические предметы. Под потолком хранятся засушенные черепа трофеи охоты за головами, украшенные вставленными в глазницы жемчужинами.

Над входом в длинный дом висят высохшие пчелиные соты. Каждую ночь злой дух приходит к дому и запутывается в сотах, и только к утру умудряется выпутаться. Внизу под входом стоит деревянный идол - обычно "бог милосердия" или "бог прощения и терпимости". Идолы охраняют мосты [4].

Традиционное жилище местных племен - длинный дом на сваях. Для изготовления каркаса дома мы использовали ивовые ветви, очищенные от коры и просушенные. Сделали заготовки по длине и ширине дома.(см.Технологическую карту в приложении) Так как дом даяков стоит на сваях, отступили от нижнего края заготовок 7 – 8 см, а от верхнего края -1см, вырезали пазы, собрали каркас будущего жилища. Стены и крыша жилища выполнены из высушенной осоки, наклеенной на полоски картона.

Изготовление фигурок людей

В центральной части диорамы изображены коренные жители – даяки. Фигурки людей изготовлены из соленого теста (см. Технологическую карту в приложении).

Всех персонажей диорамы мы изготовили в традиционной национальной одежде (головные уборы, набедренные повязки). В костюмах даяков обязательно присутствовали перья птиц. Считалось, что перья птиц наделяют человека магической силой. В преданиях даяков из   области Сакарран     острова   Борнео рассказывают, что первый человек был сотворен двумя большими птицами. Сперва они пытались сделать людей из деревьев, но попытка оказалась тщетной. Потом стали высекать их из скал, но каменные истуканы не могли говорить. Тогда птицы вылепили человека из сырой земли и влили в его жилы красную смолу, добытую из дерева с берегов Кумпанга. После этого они окликнули человека и, когда он отозвался, стали резать его тело, и кровь потекла из ран. И они дали ему имя Танна Кумпок, то есть "формованная земля". Но некоторые из приморских племен даяков думают иначе. По их мнению, творцом людей является некий бог по имени Салампандаи. Он молотком придает глине форму младенцев, которым предстоит родиться на свет. Есть такое насекомое, которое ночью производит странный звенящий шум, и когда даяки слышат его, то говорят, что это Салампандаи сидит за работой, стуча молотком. Предание гласит, что бог поручили ему сделать человека, он сделал его из камня, но истукан не мог говорить и был поэтому забракован. Тогда бог сел опять за работу и сделал человека из железа, который, однако, также оставался немым, и   боги решительно отказались от него. В третий раз Салампандаи сделал человека из глины, и этот человек обладал способностью речи. Боги остались довольны и сказали: "Человек, которого ты сделал, годится; пусть он будет родоначальником человечества, а ты продолжай делать других таких же". И вот с тех пор Салампандаи стал мастерить людей, и поныне он еще продолжает работать на своей наковальне и своим инструментом в неведомых краях [8].

Сюжетные картинки диорамы рассказывают о традиционных занятиях населения. Охотник стреляет из духовой трубки, на изготовление которой уходит несколько месяцев (Фото№ 5). Вождь медитирует, шаман исполняет ритуальный танец под барабанную дробь соплеменников(Фото№ 6). Даякские шаманы опираются на помощь духов. Шаман ни у кого не учится и в детстве даже может не подозревать, что он шаман. Шамана выбирает дух, проявляя себя через сны. От общения с духами происходят знания или появляются странные предметы, которые дух просит найти утром. Либо это кристалл, либо шар, либо кусок дерева или камень необычной формы, либо странный предмет, найденный, например, на изломе дерева, сраженного молнией. Каждый из этих предметов наделен своей силой, и может быть использован при определенных ситуациях, болезнях или для предсказаний.

Изготовление фигурок животных

Фигурки обезьянок - носачей выполнили из искусственного материала - пластической массы. Шерстный покров животных из натурального меха.

Изготовление растительных объектов

Эндемики острова Борнео - цветы раффлезии изготовлены из соленого теста, окрашены красками. Для корней раффлезии использованы высушенные корни травянистых растений. Ходячее дерево сделано из веток бузины, так как цвет и структура коры этих растений совпадают. Для иллюстрации корней шагающего дерева использованы высушенные корни хрена.

Изготовление и оформление водоема

На переднем плане, в правой части диорамы находится небольшой водоем, на поверхности «воды плавают» листья и цветы лотоса. Край водоема оформлен «травой» из соленого теста, камешками и мхом.

Описание картины, изображенной на заднем плане

Передний план, заполненный объемными фигурами, постепенно переходит на       живописный второй план. На нем изображен влажный тропический лес с пальмами, увитыми тропическими мхами и лианами, древовидными папоротниками. Изображение облаков создает впечатление насыщенности воздуха влагой, дымкой тумана.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Мы сконструировали мини – диораму музейного типа «Остров Борнео – родина племени даяков».

Работа по реализации проекта способствовала расширению кругозора, повышению экологической грамотности детей, воспитанию толерантного отношения к культурным традициям народов мира, воспитанию эстетической культуры, развитию творческих способностей школьников в процессе коллективного труда, а также получению дополнительных знаний   по созданию ландшафтного дизайна.

Представленная нами диорама – это ожившая история, которая показывает особенности жилища, национального костюма даяков, места их поклонения, рассказывает о миропонимании даяков, выразившимся в экологическом фольклоре верований, преданий и легенд .

Данное пособие можно использовать не только для организации внеклассных мероприятий во время проведения предметной недели по географии, но и как хороший иллюстрационный материал для уроков географии в 7 и 11 классах при изучении темы

«Азия»

 

Литература

1. Большая Российская энциклопедия . Том 18 (Ломоносов- Манизер). Москва,       Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2011.

2. Животные. Полная энциклопедия . Москва, Эксмо,2006 .

3. Энциклопедия для детей. Экология. Том 19. Москва, Эксмо,2005

4. Википедия – Охотники за головами

6. Словарь этнографических терминов. Составитель Кимеева И. Т., кандидат культурологии, руководитель этнографических фондов музея  «Археология, этнография и экология Сибири»

7.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Москва, «Просвещение», 1985.

8.Фрэзер Д.Д. Фольклор в ветхом завете lib.ruХристианствоATH/folklore.txt.

9. Архив статей журнала «Азия»

10.Малайзия загадочная, приветливая, щедрая и удивительная. Газета «Жизнь»

№ 23 13-19 июня 2012.

          

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА

Описание проекта                                

1. Цели и задачи проекта: создание мини-диорамы «Борнео - родина даяков»  

2. Краткое описание проекта.     Создание (наглядного пособия) мини-диорамы музейного типа   из природных материалов (пиломатериал, порубочные остатки, обломочный материал местных горных пород, стебли высушенной осоки, хмеля, куриные перья, мох, лишайник, берёзовый кап и трутовик) и лепка фигурок человека из солёного теста.

3. Имеющиеся материально-технические ресурсы для проведения проекта:   школьная мастерская «Тяп-ляп», отходы деревообработки местных пилорам, традиционные природные материалы (мох, лишайник ,травы, перья, камушки, берёзовый кап и трутовик, кусочки ткани, ленточки, биссер, мех ,картон), искусственные материалы- пластическая масса, горшечные цветковые культуры для оформления мини- диорамы.                                              

4. Профессиональный опыт основных исполнителей проекта.

Творческий коллектив из четырёх человек: Герасимова Анжела, Китаева Тоня - ученицы 7 класса работали под руководством Егоровой Ирины Николаевны, руководителя кружка по тестопластике и   Проводиной Любови Николаевны , учителя биологии, экологии и географии МОУ Тальянской СОШ № 17.

5.Календарный план : сентябрь - октябрь 2012 года

6. Ожидаемые итоги проекта: работа по реализации проекта способствовала расширению кругозора, повышению экологической грамотности детей, воспитанию толерантного отношения к культурным традициям народов мира, воспитанию эстетической культуры, развитию творческих способностей школьников в процессе коллективного труда, а также получению дополнительных знаний   по созданию ландшафтного дизайна

7. Организации, участвующие в финансировании проекта-

Руководители-педагоги, родители.

8. Перспективы использования проекта: представление проекта на Международном фестивале- конкурсе «Экологический фольклор народов мира», на районной научно-практической конференции, на школьной научно-практической конференции.

q1

Фото№1. Общий вид мини-диорамы «Борнео-родина племени даяков».

Технологическая карта№1

Изготовление «дома» для диорамы

№ п.п Рисунок Технические условия изготовления
1.  q2

Инструменты и материалы:

Ивовые ветки

Высушенная осока

ДВП размером 13 х 28 см

Картон

Лобзик

Клей

Линейка

2.  q3

Из ивовых веток лобзиком выпилите следующие заготовки:

2 - по 30 см( длина), , 2 - по15 см( ширина), 3 - по 22 см( высота).

На концах заготовок сделайте неглубокие пазы.

3.  q4

Соберите каркас хижины, все детали в пазах закрепите с помощью клея. Из куска ДВП выпилите треугольник размером 13 х28 см, закрепите с помощью клея на нижнем ярусе каркаса.

4.  q5

.

Высушенную осоку наклеить на полоски плотного картона и сделать такие заготовки для стен и крыши хижины.

В одной заготовке для стены можно вырезать «оконные проемы», в другой « дверной проем».

5.  q6

Для изготовления крыши возьмите широкую полоску картона, согните ее пополам, и наклейте заготовки для крыши.

6.  q7

Верхнюю часть фронтона можно вырезать по форме крыши.

7.  q8

Готовые детали с помощью клея закрепите на каркас, Лобзиком можно изготовить лестницу из отрезка ивовой ветки и   приставить к двери хижины

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!.

q9

Основной рецепт соленого теста

3 стакана муки

1стакан соли

1 стакан обойного клея (2 столовых ложки сухого клея       развести в 1 литре воды)

Это основа. Но вы должны сами смотреть, добавить чуть воды или муки. Если тесто крошится во время вымешивания, добавьте чуть- чуть воды. Но если воды будет многовато, то тесто поплывет, и не будет держать форму, тут необходимо добавить муки. Тесто необходимо хорошо вымешивать, чтобы оно стало мягким и эластичным и не крошилось.

Технологическая карта№2

Изготовление объемной фигурки человека

№ п.п Рисунок Технические условия изготовления
1.  q10

Возьмите немного соленого теста, раскатайте небольшую колбаску длиной 5 – 7 см. (это туловище будущей фигурки).

2.  q11 Возьмите кусочек теста, немного больше первого, разделите его на две равные части, раскатайте две колбаски около 7 см (это две ножки будущей фигурки).
3.  q12 Поставьте первую колбаску вертикально, слегка смочите основание водой, уложите ножки вокруг   туловища, согнув их в «коленочках».
4.  q13 Сверху в туловище воткните зубочистку.
5.  q14

Возьмите небольшой кусочек теста, раскатайте шарик, сплющите его и оденьте на зубочистку – это шея. Раскатайте следующий шарик, закрепите его на шее - это голова фигурки.

6.

 q15 

Раскатайте две колбаски длиной   5 – 7 см - это « ручки». С одной стороны сделайте одну глубокую насечку – это «большой палец» и три не глубокие – это «пальчики».   Из маленьких кусочков теста скатайте шарики и оформите «носик» и «ушки».

Несколько шариков расплющите и сделайте насечки кончиком ножа, прилепите на голову сверху – это волосы (короткие на мужскую фигурку, длинные или косы - на женскую).

7.  q16

Готовую фигурку высушите и раскрасьте. Для украшения можно использовать лоскутки ткани, бисер, тесьму – все, насколько хватит фантазии.

8.  q17

Творческих Вам УСПЕХОВ!

q18

Фото№2. Оформление заднего плана мини-диорамы.

q19

Фото№3. Лепка цветка раффлезия.

q20

Фото№4. Фрагмент мини-диорамы. Танец вождя племени даяков.

q21

Фото№5. Фрагмент мини-диорамы. Охота с духовой стрелометательной трубкой.

nbsp;nbsp;

  • Рисунок5.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок3.png