• IMG_1626.JPG
  • DSC08148.JPG
  • DSC03542.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-22-42.jpg
  •   DSC02362.JPG
  • 8.JPG
  • DSC09208.JPG
  • 1 DSC_0653.JPG
  • 6.jpg
  • 2.jpg
  • 2 IMG_1224.JPG
  • IMG_0357.JPG
  • DSC09270.JPG
  • DSC_0487.JPG
  • DSC04984.JPG
  • IMG_2522.JPG
  • IMG_0202.JPG
  • DSCF0243.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg
  • DSC08142.JPG

Сценарий открытого мероприятия «Класс - концерт»

Сценарий открытого мероприятия

«Класс - концерт»

Вальс – это все- таки вальс!

Автор: Синицына Ирина Альбертовна
Педагог дополнительного Образования
МОУ ДОД РЦВР

Цели:

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям мировой танцевальной культуры;

Задачи:

  • расширение знаний ребят об истории вальса, о композиторах, писавших в этом жанре;
  • формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся;
  • воспитание способности чувствовать и видеть прекрасное в искусстве.

Ход мероприятия

«Венский вальс»

В.: «Танцы важнее философии» - так говорил А.Блок о бальном танце, которому в России всегда относились серьезно. Обучение танцу в системе воспитания культурного человека было обязательным во всех русских учебных заведениях, а в особенности в военных. Умение красиво танцевать считалось эталоном воспитанности, не умение – позором.

И в наше время искусству танца уделяется все больше и больше внимания.

Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из самых восхитительных танцев – это его величество Вальс! Ведь не зря его называют «королем» танцев.

– Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют – вальс требует большой площади, размаха, но звучит он постоянно.

В.: О истории возникновения этого танца расскажет Моисеев Никита.

Венский вальс

В.: Первые упоминания о танцах, подобных вальсу, относятся к XII – XIII векам. Существуют две основные версии его возникновения – германская и французско-итальянская. А называют вальс венским не потому, что там его истоки, а потому что именно в Вене он достиг вершины своей популярности.

Один из первых танцев в ритме «три четверти» – танец французских крестьян из Прованса, официальное рождение которого датируется 1559 годом. Его танцевали под музыку, называемую в народе «volta». Интересно, что и в Италии в то время существовал народный танец с таким же названием. С итальянского слова «volta» переводится как «поворот», и именно непрерывное вращение было основой уже самых первых вариантов танца. В XVI веке вольта становится частой гостьей в залах королевских судов Западной Европы, где тогда давались балы. В этом танце партнёр держал партнёршу за талию, она клала правую руку на его плечо, поддерживая юбку левой рукой, и сама смещалась от него всё время влево. В светском обществе танец стал считаться аморальным и был запрещен королем Франции Луи XIII.

Первые мелодии, несколько похожие на современные вальсы, стали звучать в Германии в середине XVIII века и их называли «waltzen» (с немецкого «вращаться»). До сих пор неясно, как взаимодействовали «waltzen» и «volta», но уже к 1770 году мелодии венского вальса вполне оформились по ритму и характеру. А в 1775 году в Париже впервые стали танцевать вальс.

Особенно стремительно вальс развивался в Вене. А началось всё с постановки в 1787 году оперы композитора Мартина-и-Солера «Редкая вещь, или Красота и добродетель», где вальс был исполнен несколькими парами. С этого момента вальс стал распространяться по бальным салонам всего мира, а в самой Вене он превратился в полноправного «правителя» города. Так началась настоящая эпоха вальса. После Венского конгресса с его атмосферой вечного праздника его признание стало повсеместным, и целая плеяда талантливых композиторов занялась разработкой его форм. Прежде всего, это были венские композиторы Йозеф Ланнер Иоганн Штраус-отец, благодаря которым и родился венский вальс в его современном виде. К модному танцу обратились и такие знаменитые композиторы, как Ф. Шуберт и К. М. фон Веберн. Но истинный триумф вальса состоялся благодаря Иоганну Штраусу-сыну – великому «королю вальса».

Не многие знают, что Иоганн Штраус-отец не позволял Иоганну, своему старшему сыну, занимать музыкой, мечтая о коммерческой карьере для него. Увидев однажды Иоганна со скрипкой в руках, Штраус-старший запер её в сундук. Тогда мать купила сыну новый инструмент, а занятия музыкой пришлось держать в секрете. Такие мучения оправдали себя на первом же концерте, состоявшемся 15 октября 1844 года: дебютный вальс 19-летнего композитора, названный «Надеющийся на благосклонность», бисировали четырежды, а последний «Аллегорический» вальс Штраус-сын сыграл по настоянию слушателей 19 раз.

Звучит мелодия – «Сказки венского леса»

Но, несмотря на то, что XIX век стал веком вальса, русские монахи не одобрили его появления в России. Став императором в 1796 году, Павел I издал специальный указ, запрещающий танцевать вальс. Но на частных раутах того времени вальс знали и любили.

Читает Анучина Юлия
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных -
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.


Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный -
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
1906 Иван Бунин

Можно вспомнить, что в литературных шедеврах XIX века уже есть упоминания о вальсе: в «Войне и мире» Л. Н. Толстого первый бал Наташи Ростовой, где князь Андрей танцует с ней вальс, состоялся 31 декабря 1810 года. А в «Евгении Онегине» вальс танцуют на именинах в доме Лариных 12 января 1821 года, и Пушкин так характеризует этот танец:

Читает Анучина Юлия

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружиться вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой…

Необходимо добавить, что офицеров, увиденных на балу при исполнении вальса, помещали под арест на гауптвахту. Правда, такие суровые меры не смутили сына столь высоконравственных родителей – Александра I, и во время Венского конгресса 1814 – 1815 годов император насладился этим танцем, празднуя победу над Наполеоном. И хотя довольно долго его репутация оставалась сомнительной, молодёжь была очарована им. А к середине XIX века европейцы утверждали, что русские – истинные мастера вальса и затмевают собой и французов, и англичан, и немцев по быстроте, ловкости, воздушности исполнения.

Маланов Роман и Герасимова Кристина «Медленный вальс»

Медленный вальс – рассказывает Садыкова Аня

Маланов Роман и Герасимова Кристина исполнили Медленный вальс.

Медленный вальс появился примерно в 70-е годы 19-го века. Удивительно, но в основе знакомого каждому вальса лежат черты многих танцев разных европейских народов.
Развитие танца приходится на начало 19-го века. Сначала в Вене, а затем и во всем мире медленный вальс завоевывал славу. В каждой стране он «обрастал» национальными чертами, в результате чего появились его разновидности: английский вальс, венгерский вальс, мазурка и другие.
В начале 20-го века в Англии развились новые музыкальные формы вальса, на их основе и был создан современный конкурсный медленный вальс.
Длинные, скользящие движения, медленные повороты – все это отличало новый вальс от венского.
Настоящее признание медленный вальс получил только в 20-е годы прошлого столетия: его начали танцевать не только в клубах, школах, университетах, но и в высшем обществе. А получавшиеобразование в Англиитанцоры впитывали эти новые веяния, чтобы потом показать на своей родине этот красивый танец - элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники.

Рассказ разновидности вальса - Герасимова Кристина

Из переплетения вальса с другими танцами рождались новые, увлекательные варианты искусства Терпсихоры.

Одной из разновидностей вальса является вальс-бостон – медленный парный танец не вращательных, а скользящих движений. Свое название танец взял от города Бостона, где он появился в конце 19 века.

Вальс-бостон – это американский бальный танец, для которого характерна свободная композиция. Примером мелодии этого танца является всем известная песня в исполнении Александра Розенбаума -

На ковре из жёлтых листьев
В платьице простом
Из подаренного ветром крепдешина
Танцевала в подворотне осень вальс-бостон…

Еше одной разновидностью венского вальса является замечательный бальный танец Мазурка.

Звучит «Вальс мазурка».

Мазурка происходит от народного польского танца Мазурка, появившемся еще в XVI в., замечательном по красоте и разнообразию движений. Прочно войдя в крестьянскую жизнь, уже в XVII в. она входит в цикл польских крестьянских танцев (так называемый «Сельский бал»), в котором медленные и чинные танцы сменяются быстрыми. И к концу XVIII века мы можем видеть ее уже, как бальный танец не только в Польше, но и во многих странах Европы.

Вальсы времен Великой Отечественной Войны – Веретнова Дарья

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Эти строки написал Лебедев – Кумач о времени Великой Отечественной войны. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом, многие, из которых были написаны в ритме вальса. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

  • История «Синего платочка» начинается в 1940 году. Именно тогда на пороге гостиничного номера Ежи Петербургского, одного из руководителей польского коллектива «Голубой джаз», спасавшегося в Москве от фашисткой оккупации, появился поэт Яков Галицкий. Галицкий предложил композитору стихи для легкого вальса, начинавшиеся словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...», и этим же вечером солист «Голубого джаза» Станислав Ляндау впервые исполнял песню на публике. Позже «Синий платочек» был записан на пластинку и стал исполняться Изабеллой Юрьевой, Екатериной Юровской и другими вокалистами. С началом Великой Отечественной Войны, когда стране потребовались другие песни, текст синего платочка много раз изменялся. В окопах и землянках рождались новые варианты старых песен. И старт в этом сочинительстве дал именно «Синий платочек», а вернее, безымянный автор, написавший буквально в первые дни войны такие строки.
  • Песня «В лесу прифронтовом» появилась в 1943 году. “Стихи написаны на Каме, – вспоминал позже Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру. Спустя несколько месяцев услышал по радио, как “В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс”. Музыка Блантера наполнена особой атмосферой военной поры, в ней отразились и тоска по мирной жизни, и несгибаемая воля к победе над ненавистным врагом. В 1946 году за песни “Под звездами балканскими”, “Моя любимая” и “В лесу прифронтовом” композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР.
  • Песню дикламирует Бутакова Анна

С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы —
Товарищи мои.

Фигурный вальс – рассказывает Воронецкий Александр

Фигурный вальс – это еще одна танцевальная вариация Венского вальса, возникла в середине XX века на территории бывшего Советского Союза. А произошло это благодаря тому, что властью страны была поставлена задача, во что бы то ни стало, создать свою программу бальных танцев. И такая программа была создана, а вошли в нее танцы народов Советского Союза такие как «Сударушка», «Вару - вару», «Рилио», «Фигурный вальс» и другие.

Отличительной чертой фигурного вальса является его относительная простата исполнения, в сравнении с Венским вальсом. В этот вальс входят четыре основные фигуры:

  • Балансе – одно из основных движений фигурного вальса
  • Правый поворот
  • Левый поворот
  • Вальсовая дорожка

Основа фигурного вальса – это кружение (натуральные и обратные повороты). Также при исполнении данной танцевальной композиции допускается изменение позиций, а именно партнеру вставать на одно колено и вращать партнершу под рукой.

Фигурный вальс и в наше время не утратил своей популярности и актуальности, его часто исполняют на различных торжественных мероприятиях, например, таких как выпускные вечера в школах.

Воронецкий Александр и Уварова Юлия исполняют «Фигурный вальс».

Стихотворение читает Войтович Юлия

Есть ли на сердце грустинка —
Мало ли вдруг почему!
С вальсом поставьте пластинку,
Все расскажите ему.

С легким изящным поклоном
С вами простится печаль.
Вальс — это танец влюбленных,
Вальс — это все — таки вальс…

В заключении нашего путешествия в мир вальса, предлагаем вашему вниманию еще одну из вариаций – «Музыкальная шкатулка».

Литература

  • Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004
  • Секрет танца. Составитель Т.К. Васильева. – СП6: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997
  • Молодежная эстрада №4, 1989
  • Рисунок6.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок4.png