• 2.jpg
  • 4.jpg
  • DSC02299.JPG
  • IMG_2565.JPG
  • DSC_0097.JPG
  • IMG_5845.JPG
  • 4 DSC_0275.JPG
  • IMG_2396.jpg
  • 1 DSC_0653.JPG
  • DSC09219.JPG
  • IMG_0025.JPG
  • IMG_1188.JPG
  • IMG_2576.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • DSC02249.JPG
  • IMG_0150.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg
  • DSCF0243.JPG
  • DSC09080.JPG
  • TsRWSAcA43U.jpg

Ключевые компетенции и возможность овладения ими на занятиях по тестопластике

Алексеева А.А.

МОУ ДОД Районный центр внешкольной работы.

Ключевые компетенции и возможность овладения ими на занятиях по тестопластике

 

Дополнительное образование предоставляет учащимся путь  расширения общего образования, его углубления, расширения в рамках действующей  образовательной системы, и право на участие в поиске смысла своей жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.  

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.

Если выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, зачастую не знал зачем ему нужны эти знания, и как он их может применить, а знания и умения, полученные в учреждениях дополнительного образования  носят прикладной характер, и так или иначе пригождаются в жизни. Знания и умения как единицы образовательного результата  необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем.

Компетентностный подход  в образовании – это своеобразный ответ на вызовы времени, его проблемы, в котором происходит, прежде всего, становление индивидуальности, свободной личности гражданского общества, а затем уже и личности мира рыночной экономики.

Образование с точки зрения компетентностного подхода не сводится исключительно только к приобретению суммы «познавательных» и профессиональных навыков, а предполагает развитие способности постоянно учиться. Единицей обучения при компетентностном подходе является не порция знаний, а проблема, задача в определенном контексте во всей ее жизненной полноте и противоречивости. При компетентностном подходе образовательный процесс выполняет роль главного условия и основного средства целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Только при сформированном опыте самообразовательной деятельности человек, являясь субъектом своей познавательной деятельности, может достигнуть тех высоких целей, которые ставит перед ним жизнь, экономическая ситуация в обществе, развивающийся рынок труда. Построенный таким образом образовательный процесс на основе компетентностного подхода позволяет подготовить человека к жизни в условиях неопределенности.

Какие компетенции развиваются у детей, обучающихся в объединении «Весёлые пряники» (тестопластика) и каким образом. Наше объединение занимается лепкой из солёного теста и росписью готовых изделий. Программа рассчитана на 3 года обучения, кроме того занимается «группа совершенствования»,в неё входят учащиеся, которые желают дальше заниматься лепкой.

Рассмотрим вопрос на примере темы любимой мной и учениками «Замки, домики, избушки»(3 год обучения) Лепка объёмных вещей из теста встречается редко и описанные в специальной литературе по тестопластике образцы кажутся не очень интересными, поэтому мы с ребятами начали искать свои способы, а не повторять чужие образцы, хотя и приняли во внимание имеющийся опыт других мастеров.  Лепка домиков весьма трудоёмка, поэтому учащиеся работают в парах. Для начала им нужно договориться, кто с кем будет работать, и какие правила нужно соблюдать, что бы работать более продуктивно. Тут становится понятно, кто принимает лидирующую позицию. Следующий этап работы, каждая пара решает, что же они будут лепить замок, коттедж, или сельскую избушку.

Затем начинается сбор информации, ребята рассматривают образцы готовых работ, ищут иллюстрации, фотографии из журналов или интернета, узнают о профессиях архитектора  и ландшафтного дизайнера, потому что просто один домик будет смотреться скучно и нужно оформить уютный дворик.

Потом рисуем  эскиз или несколько, важно в паре прийти к обоюдному решению. Затем нужно определиться с размером домика  и начертить шаблоны. Этот этап работы вызывает затруднения, так как приходится оперировать с цифрами и чертить, но он очень важен, потому как неправильно начерченные шаблоны могут испортить дальнейшую работу.

 Далее мы обсуждаем техническое исполнение, будем мы использовать жёсткую форму или нет, в какой последовательности лепить все элементы, использовать ли другие материалы кроме теста (бусины, камешки, ракушки и т.п.). Возможности теста ограничены и сложно бывает слепить, к примеру, объёмное дерево, или куст, или клумбу с цветами и дети сами ищут способ лепки, используют в качестве подручного инструмента или жёсткой формы самые неожиданные вещи и делятся своими открытиями со всеми.

Далее следует лепка и роспись. Работа над домиком занимает довольно длительное время и требует много усидчивости и терпения, конечный результат может отличаться от эскиза, так как в процессе работы в голову  приходят новые идеи, которые можно использовать в работе или кого-то пугают трудности технического исполнения и какой то элемент пара решает не использовать.  Педагог находится в роли координатора. Решения в процессе работы принимаются детьми, тем более что они уже имеют приличный опыт лепки из теста различных вещей.

По окончании работы мы проводим обсуждение. Понравилось ли работать в паре? Почему? А может быть возникали проблемы? Как они решались? Каждая пара сравнивает результат с эскизом и делает выводы о соответствии цели и результата, поясняет, почему отклонились от эскиза, что послужило причиной, элементарная лень или полёт фантазии. Чему новому научились в процессе работы? Как в дальнейшем можно использовать такие домики? По последнему  вопросу ответы бывают такие: в подарок можно слепить человеку домик из теста точно такой же, как и его собственный, можно лепить в миниатюре какие-нибудь памятники архитектуры как наглядность в школу или на продажу,только изделия должны быть сделаны очень качественно Раз встал вопрос о продаже домиков как сувениров, следует обсудить, сколько же будет стоить такая работа. Подсчитали стоимость материалов, оказалось, что не более 50 рублей. Но дети, занимающиеся в объединении третий год уже знают, что ручная работа стоит дорого и поэтому цена должна зависеть от затраченного времени и сил, от её неповторимости.

Итак, какие же конкретные ключевые  компетенции формировались в процессе работы?

  1. Общение. Навыки работать в группе. Над этими коммуникативными компетенциями  работаем постоянно, поскольку процесс работы над любым изделием должен проходить в доброжелательной и дружеской обстановке. И отношения между членами коллектива (а в данном случае в паре) могут повлиять на процесс  творчества. Работая в паре, дети  учились аргументировать свою позицию, убеждать напарника или принимать позицию другого, при этом не обижать друг друга резкими высказываниями.
  2. Поиск, анализ, сбор необходимой информации. Дети искали необходимые иллюстрации с изображением архитектурных сооружений, работали с книгами, журналами, даже принесли картинки, скаченные из интернета. Это небольшой, но опыт самостоятельной работы с с различными источниками информации. Кроме того полученную информацию необходимо было переработать и создать нечто своё.
  3. Планирование деятельности. Работа над домиками многоэтапная и важно правильно распределить этапы работы, что бы  ничего не перепутать,  не забыть и не терять время исправляя ошибки.
  4. Креативность. Дети создавали нечто своё, используя знакомые приёмы, находили свои  нестандартные решения некоторых  технических моментов работы. Предлагали использовать в работе различные материалы, кроме теста.
  5. Лепка ,это не только просто интересное занятие, для кого то она может стать ремеслом, которое будет источником дохода, то необходимо сказать и о социально трудовых компетенциях в области профессионального самоопределения. Учащиеся оценивали свою работу с разных позиций (В том числе и в денежном эквиваленте). Дети получили  представления о профессиях архитектора ландшафтного дизайнера, немного побывали в их роли рисуя эскиз и вычерчивая шаблоны. Или представили себя в роли мастера ремесленника ,любящего и ценящего свой труд.
LINK2
  • Рисунок6.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок1.png