Мир полон чудес и красоты,
Прикоснувшись душой к прекрасному
Зеленкова О. Г.
МОУ ДОД Районный центр внешкольной работы
Усольский район
Мир полон чудес и красоты,
надо только увидеть…
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Став постарше, ребенок уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, молодую красивую маму и добрую бабушку... Как важно, чтобы детские восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитание с детских лет уважения к духовным ценностям. Умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становления цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Приоткрыть ребенку глаза на мир, приобщить его к прекрасному поможет систематическое знакомство с изобразительным искусством. Полноценное эстетическое воспитание невозможно только на основе пассивного ознакомления с произведениями искусства. Оно немыслимо без рисования с натуры, которое является особым видом изучения объектов реального мира и законов красоты. Природа – лучший учитель, она учит целесообразности и гармонии. Каждый человек способен найти в природе новое, необычное и прекрасное. Но чтобы передать свое впечатление от прекрасного, свой восторг, необходимо владеть изобразительными средствами, уметь говорить на языке искусства. Именно практические занятия рисунком и живописью дают возможность овладеть изобразительным языком, раскрывают широкие возможности познания прекрасного в жизни, развития эмоционально – эстетического отношения к действительности, к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность раскрывает детям мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазию. Учить детей необходимо разными художественными материалами, выражению своих замыслов графическими и живописными средствами. В результате непосредственной практики в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, точность глазомера, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных профессий: агроному, конструктору, инженеру, медику и др.
Прогулки, экскурсии и пленеры расширяют знания, получаемые детьми на занятиях изобразительным искусством, способствуют более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала. Развивают интерес к предмету, умение и желание приобретать знания и применять их на практике, имеют большое значение, как для эстетического воспитания, так и для всестороннего развития.
Через любовь к природе у детей воспитывается чувство патриотизма, развивается способность восприятия прекрасного в предметах и явлениях природы. Природа – это художник, с которым трудно соперничать, но если подходить к ней со смирением и уважением, она готова научить человека всем необходимым премудростям, помогая ему стать тонко чувствующим художником. Прислушайтесь к природе, черпайте в ней вдохновение и погрузитесь в сказочный мир, в который она поведет вас, невидимо держа за руку. Приближайтесь к каждому ее уголку со смирением, впитывая энергию, скрытую в течении реки, на лесной поляне или тенистом лесу.
Учащихся нужно учить наблюдать природу, испытывать радость от увиденного и отображать это в рисунке. Обращать внимание на красивое, гармоничное сочетание цветов, помогая видеть в природе бесконечное множество различных цветовых сочетаний. Например, цветок «анютины глазки». На одном цветке можно насчитать несколько оттенков фиолетового – от насыщенного – фиолетового, который кажется почти черным, бархатным, до светлого розовато – фиолетового цвета. Также и в желтых оттенках цвета можно заметить тонкие переходы от лимонно – желтого до желто – оранжевого. Секрет очарования кроется в том, что в окраске цвета соседствуют цвета. Для каждого основного цвета есть свой дополнительный.
Во время прогулок и экскурсий дети выполняют зарисовки с натуры, сначала с детьми проводится беседа, к примеру, о красоте осенних листьев, затем дети собирают листья, сравнивают их форму, окраску, строение, а затем выполняют творческое задание любым художественным материалом по выбору учащегося. Прогулки и экскурсии лучше организовывать по различным темам, например «Осенние краски леса, парка», «Мороз и солнце- день чудесный», «Ледоход», «Грачи прилетели», «Наша улица», «Природа нашего края» и в разное время года, обращая внимание детей на очарование, красоту окружающего мира. Осенью дети наблюдают за многоцветием осенней листвы, зимой за деревьями в зимнем уборе, за цветом неба и снега, освещенного солнцем. Интересные изменения в природе происходят весной. Нужно обратить внимание детей на красоту ледохода, оттенков талого снега, набухших почек, на прилет птиц и тд.
Природа и окружающая нас реальность первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии – этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии, правда, жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного или воспринятого в окружающем мире. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно изучить реальность. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Например, таких как из собранного природного материала на экскурсиях и прогулках (листьев, веток, моха, камней, песка,
коры и тд.) дети выполняют композиционные работы под названием «Окно в природу», в которых они с огромным удовольствием передают накопленные знания, впечатления и свое отношения к окружающему миру. Творческую активность, фантазию, воображение также развивают и активизируют нетрадиционные методы обучения, использование разных художественных средств их смешивание и комбинирование. В композиционной работе «Лесной ручей», использовались несколько техник изображения, такие как тестопластика, камень, гуашь.азванием "композиционные раба,на экскурсмях вв ввввссаппрнрнн6еакн65уц54цььввв
Не менее интересное задание для детей которое они выполняют с большим
удовольствием – это «О чем молчат камни». Выполняя это задание, дети
должны не только рассмотрев камень увидеть в нем животного, облик человека и тд. но и придумать небольшой рассказ об этом камне или сказку.
Это задание очень активизирует детей как творчески, так и эмоционально
Такое задание как «Амулеты, приносящие удачу» выполняют из кусочков дерева, ракушек, перьев, бусин из обожженной глины, стекла, семена и тд. Амулеты – это легкие композиции, которые можно повесить на стену. Они привносят цвета и запахи природы в нашу комнату, квартиру или дом.
Правильно выбрав место для амулета, например, над входной дверью, и его энергетика принесет вам гармонию и защитит от любого внешнего влияния.
Используя корни деревьев, кусочки веток, камни, ракушки можно выполнить подсвечники, рамки для фото и зеркал. Переносясь в волшебный мир фантазии и вдохновения, захочется, чтобы частичка природного великолепия поселилась у вас дома!
Если научить ребенка видеть и понимать красоту, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за
нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои
отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение,
семью. Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми других. Воспитать человека таким, развить в нем
культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важная задача,
стоящая перед педагогом.
LINK1