Роспись на стекле «Поле для фантазий и действий»
Роспись на стекле «Поле для фантазий и действий»; Ткаченко Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования,МОУ ДОД РЦВР с. Большая Елань, Усольский район, октябрь 2011г.
Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло) – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция.
Цветочные витражи существовали в Древнем Египте со второго тысячелетия до н. э., а с I в. н. э. – в Древнем Риме. Об этом говорят фрагменты плоского цветного стекла, найденные в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме. В X – XII вв. в романских храмах Франции появляются сюжетные витражи, которые состоят из кусков цветного стекла. Чаще витраж представляет как живопись на стекле. В XVI в. Витражами украшали жилища, применяя «кабинетные», однотонные, со светскими сюжетами росписи. С середины 1950-х гг. витраж превращают в перегородки для защиты от ветра перед входом в здание, в панно с подсветом.
В настоящее время роспись по стеклу доступна практически всем. Декорирование стекла с помощью красок зародилось еще в Египте, позже распространилось в Сирии. В России цветные и расписные стекла встречались очень редко. Они были в домах только у состоятельных людей. А промышленное изготовление витражей началось только в конце 1890 годов. Роспись по стеклу – это сложная и трудоемкая работа. Но этот труд всегда доставляет удовольствие, ведь его результатом становятся изделия удивительной красоты.
Роспись тарелок
Начните с самого простого. Тема цветов всегда актуальна. Их можно изобразить и на тарелках, и на вазах, и на панно.
Тарелки можно использовать как прозрачные, так и из белого непрозрачного стекла, различной формы, полуглубокие и плоские.
Вам потребуется:
-Круглая тарелка белого цвета среднего размера;
-Витражные краски;
-Акриловые краски;
-Акриловый контур;
-Контурная паста;
-Кисть;
-Акриловый лак;
-Спирт или ацетон;
-Иголка и ватная палочка;
-Сухая салфетка;
-Емкость с водой.
"Ромашки"
Эта работа по рисунку самая элементарная. Именно с нее можно начинать пробовать свои силы в росписи по стеклу. В своей практике мы, в основном, пользуемся в работе витражными лаками. Они более прочные, более яркие. В палитре более пятнадцати цветовых оттенков. Поэтому в описаниях работ мы будем упоминать лаки, а вы подбирайте красители по своим возможностям.
Итак, для работы лучше всего подойдет неглубокая тарелка из белого непрозрачного стекла. Если таковой нет, можно взять и из прозрачного.
Еще в работе понадобятся: тонкий маркер любого цвета, цветные контуры в тюбиках с тонким носиком (золотой, серебряный, белый, медный). Из красителей понадобятся: желтый, оранжевый, белый, светло-зеленый, зеленый, карминовый и бирюзовый. Необходима пара небольших чистых баночек, а еще кисти с острым кончиком и хлопчатобумажные салфетки. И, конечно же, лист бумаги и карандаш.
Начинают работы всегда с эскиза. Это предварительный рисунок будущего изделия. На нем определяют количество и размеры деталей, их месторасположение и цветовую гамму.
На листе бумаги рисуют ромашки. Перед этим обводят карандашом тарелку, оставляя на бумаге окружность нужного диаметра. И именно в этой окружности рисуют цветы. Сначала набрасывают серединки — они различного диаметра и располагаются по краю окружности. Затем рисуют длинные лепестки. Они могут находиться вплотную друг к другу либо через небольшие промежутки. На тарелке ромашки могут располагаться целиком и половинками, какой-то частью. Затем вокруг цветов рисуют листья. Их располагают вокруг цветов так, чтобы в середине тарелки или чуть сбоку оставалось пустое пространство.
Если вы не уверены в себе, своих силах, можно из бумаги вырезать шаблоны — выкройки деталей (цветов и листьев) и, приложив их к поверхности тарелки, обвести тонким маркером.
А если эта процедура лишняя, можно просто повторить рисунок эскиза на поверхности тарелки тем же маркером. Затем обводят рисунок контуром. Серединки и лепестки ромашек обводят серебряным контуром, листья и прожилки — медным. Теперь нужно отложить тарелку до тех пор, пока контур полностью не высохнет. Если это контур для стекла, то он будет сохнуть минимум один час.
Следующий этап — работа с красками. Кистью размером № 3 (№ 4) заливают сначала серединки. Одну часть оранжевым, другую — желтым. Серединка получается двухцветной. Сливаясь, цвета смешиваются по грани двух цветов. Получается цветовая растяжка от светлого к более темному оттенку. Теперь — о работе с лепестками. Если нет в наличии белого (непрозрачного) цвета, то можно оставить лепестки того же цвета, что и тарелка (опять же, если тарелка белая, а не прозрачная).
А если белый краситель есть, то его нужно понемножку налить в две небольшие баночки. В одну баночку добавляют бирюзовую капельку, в другую — карминового цвета. Получатся бледные оттенки этих цветов. Ими заливают лепестки: вперемешку либо несколько лепестков подряд.
Листья заливают светло-зеленым, а между листьями — зеленым потемнее.
После того как краски полностью высохнут на поверхности тарелки, можно приступать к декору изделия.
Контуром золотого цвета в серединке цветка наносят рисунок спиральки или рулетика. По краю серединки лепестков. Когда каждый цветок будет украшен контурами, изделие готово.
После каждого цвета кисть тщательно вытирают тряпочкой или хлопчатобумажной салфеткой. А лучше промыть кисть в растворителе.
Если маркер виден из-под контура, его лучше вытереть влажной ватной палочкой (если краска смешается с маркером, то могут образоваться грязные пятна).
LINK3