Урок – игра по экологии для 4-5 класса, на тему «Охраняемые растения Байкала»
Статья «Охраняемые растения Байкала». Урок – игра по экологии для 4-5 класса, на тему «Охраняемые растения Байкала».
Цели: 1. Создать условия для повышения экологических знаний у обучающихся.
2.Познакомить обучающихся с разнообразием растительности на о.Байкал. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;
3. Воспитывать бережное отношение к природе: растениям и животным, эстетический вкус.
Задачи: 1. Создание условий для усвоения материала.
2. Провести беседу с учащимися о разнообразии растительности о.Байкал.
3. Познакомить учащихся с разнообразием растительности о.Байкала
Рекомендации по использованию: Данное занятие рекомендуется провести на факультативных занятиях по основам экологии с учениками 4-5 классов или в качестве внеклассного занятия по адаптированной программе Байкаловедение.
Оборудование: Карта Прибайкалья и озера Байкал. Цветное изображение растений или презентация по теме «Растительность Байкала» (Приложение 1). .Карточки с цветным изображением охраняемых растений Байкала на красном картоне ( Приложение 2). Растения Прибайкалья - домино (Приложение 4 ). Красная книга Иркутской области. Компьютер, мульти-медиа и ноутбук.
Материалы: 2 листа ватмана с обозначением групп растений, фломастеры, картинки с изображением растений Прибайкалья.
У каждого ученика 2 тетради ( для записи беседы и словарь).
После занятия ученик:
- должен знать разнообразие растительности в Прибайкалье.
- должен иметь представление об охраняемых растениях озера Байкал.
- должен овладеть знаниями о разнообразии растительности на озере Байкал.
- уметь применить знания в игре «Растения Прибайкалья» (домино).
План занятия:
1. Организационный момент - 2минуты.
2. Сообщение нового материала с показом растений - 13 минут.
3. Самостоятельная работа учащихся –10 минут.
4. Игра – домино 15 минут.
5. Подведение итогов урока -5 минут.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Педагог проверяет готовность обучающихся к уроку, наличие необходимых материалов и тетрадей.
2. Сообщение нового материала. Занятие проводим в
3 этапа:На доске записываем тему занятия: «Охраняемые растения Байкала». Прикрепляем карту Байкала и по мере продолжения беседы на магнитики прикрепляем цветные изображения растений).
Информация для учителя: (Педагог показывает слайд растительного мира Байкала Дает пояснение о том, что тема занятия: «Охраняемые растения озера Байкал». «ИНФОРМАЦИЯ О РАСТЕНИЯХ ПРИБАЙКАЛЬЯ»
1.этап. Усвоение материала и погружение в тему. Беседа с обучаемыми. (Карточки с изображениями растений в процессе беседы, прикрепляем в схеме при помощи магнитиков. Изображения охраняемых растений наклеены на красный картон.)Сегодня мы познакомимся с растениями Прибайкалья, узнаем, в какие группы можно объединить эти растения и почему их становиться меньше, что нужно делать для сохранения растений. Узнаем, чем опасно уничтожение растений.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев.
В Прибайкалье растет более 200 растений, они объединены в эколого- ценотические группы: лесную, степную, луговую и другие.
На экране последовательно - фото растений. ( Приложение 1)
Материал для показа обучающимся при беседе, можно использовать в презентации с пояснением, или отпечатать на цветных картинках и показывать.
Лесная группа объединяет виды растений, растущие в лесу. На экскурсиях мы с вами видели многие их них: земляника, тысячелистник, медуница, ландыш майский,башмачок капельный, лилия - карликовая, костяника и другие, показываем на экране их изображение.
Степная группа включает собственно степные растения и горно-степные ( льнянка обыкновенная, очиток. прострел раскрытый, пион, краснодев малый, адонис сибирский и другие).
Горная группа собственно – высокогорные виды растений( горечавка, пушица, ветреница сибирская и другие).Луговая - растения , произрастающие на лугах (чина луговая, мятлик, зюзник, ирис, ковыль и другие).
Водно- болотная – растения прибрежных зон и мелководий (хвощ болотный, клюква и другие).
Водная – растения водоемов( осока, кубышка желтая, хвостник обыкновенный, рогоз, камыш, сабельник и другие).
Сорная травы их много, они растут на обочинах канав, отвалов и брошенных участков (подорожник большой, полынь, пырей, мятлик).Травы используются человеком и поедаются животными, а семена - птицами.
Использование растений человеком: Человек использует в быту многие растения, как лекарственные, технические, пищевые, кормовые и декоративные.
Лекарственные растения ( толокнянка) – эти растения содержат полезные вещества, используемые человеком, как лекарство.
Технические растения используются в промышленности для производства бумаги и для кустарного промысла (плетение).
Пищевые растения (черемша – дикий лук) человек использует их в пищу.
Кормовые – служат источником корма животным.
Декоративные – используются для озеленения (боярышник).Магнитиками прикрепляем изображение растений на схему Прибайкалья.
Нет такого человека, который равнодушно ходил по лесу, в поле и на реке и не обратил бы внимание на цветы, не захотел бы узнать, что это за растение? Особое значение имеет полезная информация о растениях. Она полезна не только детям, но и взрослым. (Картинки с изображением растений можно оставить в классе после занятия.)Ученые, наблюдая за природой, выявили, что растения уничтожаются при пожарах, срываются человеком, территории, на которых они растут занимаются под строительство.2 этап. Чтобы сохранить редкие виды, ученые рекомендуют сохранять такие территории, организовать заповедники и парки. Для информации о редких и исчезающих видах ученые издают
Красные книги.
Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!З
начит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга – Красная!
Показываем Красную книгу Иркутской области. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Их надо спасать.
В России охране растительного и животного мира уделялось внимание с давних пор. Еще в 16 - 17 веках был издан указ об ограничении охоты на соболя и бобра. Петр 1 запретил охоту на водоплавающую дичь в Подмосковье.
В 1948 году создается Международный союз охраны природы и природных ресурсов(МСОП).В России Красная книга была учреждена в 1974 году. А первая Красная книга России появилась в 1978 году, переиздана в 1984году.
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
В Красную книгу Иркутской области 2010г. включено более видов растений, растения, которые остаются только на территориях заповедников, парков и т.п.В Прибайкалье расположены – Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк и другие заповедные территории.(На карте Байкала отмечены заповедные территории. Карточки с изображениями охраняемых растений на красном картоне, прикрепляем к карте при помощи магнитиков.)
Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна. «Охранять природу – значит охранять Родину».М.Пришвин.
Обращаемся к учащимся – Рассмотрите, какие растения растут вокруг озера Байкал.
Проверим знания :
1. Какое растение называют охраняемым?
2. Почему его внесли в Красную книгу ?
2 этап. Самостоятельная работа учащихся.
Работа в группе по 6 человек.
Оборудование – лист ватмана с отмеченными на нем названиями групп, карандаши, карточки с изображениями растений.
Закрепление материала.
Работа в группах. Обучаемых по 6 человек делим на 2 группы. ( Предварительно: 1.Разрезать картинки и раздать обучающимся для закрепления материала. На схеме остаются рисунки растений без названий. На ватмане надписи групп растений.- Приложение 2, распечатать к занятию)Постепенно обучающиеся работают над 1 заданием.
Оборудование – лист ватмана белого цвета, фломастеры, карточки с рисунками растенийУчитель дает по 5 карточек с изображением растений каждой группе.
1.Задание каждой группе: разместить на ватмане карточки с растениями и объяснить почему отнесли эти растения к этой группе.
Раздаем карточки
Группа 1. карточки с растениями водными и водно- болотной группы
Группа 2. карточки с лесными растениями.(Учитель проверяет исполнение).
2 Задание группам. Определить вид растения, название и значение.Учитель дает карточку с одним из видов охраняемых растений.
Группа 1. - ландыш майский
Группа 2. - кубышка желтая.Группа должна разместить на ватмане карточку.(Учитель проверяет исполнение).
3 Задание: Каждая группа должна защитить свою работу и объяснить:
1. Почему эти растения разместили в этой группе, значение этих растений?
2. Почему данный вид является охраняемым, где размещена информация об этом? (Предлагаем задать по 2 вопроса группе 1 и 2. Обсуждаем схемы. Обучающие записывают в словарь новые слова.)
Красная книга
Охраняемый вид
Фиалка Иркутская
Кубышка желтая
Адонис сибирский
Лилия карликовая
4. Закрепление изученного.
Проверим знания :
1. Что такое вид растения ?
2. Какие группы растений мы изучали?
3. Почему мы говорим – охраняемый вид?
4. Где перечислены виды растений нуждающиеся в охране?
А теперь, поиграем в домино.
3 этап «Растения в Прибайкалье» домино - игра - (приложение 3)Оборудование: Из плотной бумаги вырезаются карточки домино, с одной стороны, которых написаны экологические понятия на тему «Растения в Прибайкалье», а с другой – изображение очков домино.
Цель игры: закрепление и проверка усвоения понятий по теме «Растения в Прибайкалье»Развитие внимания, памяти и логического мышления школьников.
Правила игры: Такие же , как в традиционном домино, но выставить карточку участник может лишь тогда, когда правильно определит понятие, содержание которого записано на обороте. В случае ошибки участник пропускает ход.
Понятия на карточках домино: Адонис сибирский, башмачок, клюква, чертополох, земляника, льнянка, костяника, кубышка желтая, рогоз, горец, хвощ тысячелистник. ландыш майский, пион, горечавка, мятлик, подорожник, толокнянка, фиалка иркутская, лилия, зюзник, медуница, очиток, подснежник.– Спасибо за урок! До свидания. Мне было приятно изучать растительный мир Байкала вместе с вами. Занятие окончен.
Ответы для педагога:
1 этап:
1 группа 1 задание – Рогоз, хвощ, клюква, горец – водно-болотная группа.Подорожник – сорная трава, лекарственное растение.
2 группа 1 задание – медуница, башмачок, тысячелистник, земляника- лесная группа, льнянка- степная.
2 этап :
1 группа 2 задание – лилия карликовая , лесная группа.
2.группа 2 задание – кубышка желтая, водно-болотная группа.
Подведение итогов занятия. Дети закончили играть в домино.Педагог: наша экскурсия на Байкал подошла к концу, мы узнали много нового. Хочу поблагодарить за активное участие и дома еще раз вспомните о тех растениях, про которые мы говорили. Спросите мам и бабушек о растениях, которые мы должны сохранять. Сходите в библиотеку найдите атлас и Красную книгу Иркутской области. На этом наш урок закончен. Всего вам доброго.
Литература.
1.Анищенко А.В. и др. Экологические экскурсии по Южному Байкалу. Иркутск. И. Прикладные технологии. 2001.
2.Байкальские уроки. Методические материалы ГОУ ДОД ОСЮН. Иркутск 2006г.
3.Барсукова В.С. Играя, обучаемся. Библиотека ИСАР- Сибирь. г. Новосибирск. 2001г.
4. Биология (Словарь – справочник) Под редакцией Павлова И.Ю. М. Зевс. 1997г.
5. Живая природа Байкала . Учебное пособие ( под ред. Шиленкова В.Г.).Иркутск. 2002г.
6. Жигарев. И.А. Основы экологии 10(11)класс. Сборник задач, упражнений и практических работ. Дрофа. 2002г.
7.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.Знание 1986г.
8. Красная книга Иркутской области М.Иркутск 2010г.
9. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер.с англ. 2000г.
LINK2