• IMG_7936 1.jpg
  • IMG_2396.jpg
  • DSC09080.JPG
  •   1.jpg
  • IMG_1188.JPG
  • 3.jpg
  • DSC03542.JPG
  • _DSC7860.JPG
  • DSC08142.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • IMG_1155.JPG
  • DSC07392.JPG
  • IMG_1626.JPG
  • CYXIGktSQ24.jpg
  • _viber_2021-05-15_19-26-41.jpg
  • 4 DSC_0275.JPG
  • IMG_0357.JPG
  • _MG_2526.JPG
  • IMG_0202.JPG
  • 7.JPG

Тренинг по актерскому мастерству

 

Тренинг по актерскому мастерству.

 

Автор – Марина Геннадьевна Отиева,

руководитель театрального объединения «Шаг вперед»


 

Первый год обучения.

     Актерское мастерство развивает самые хорошие качества у детей. При правильном обучении, индивидуальном подходе к каждому ребенку, отмечается положительное влияние занятий. Развивается внимание, память. Дети лучше общаются друг с другом, стараются проявлять активность, любознательность. Не иссекаемый поток фантазий, импровизаций, находит выход в игровых упражнениях. Самое главное с первых дней обучения постараться плавно, не отделяя их внутреннее ощущения и состояние, возможно, не навязчиво и совсем не заметно вводить детей в мир творчества. И, конечно, насколько сам педагог будет увлечен, искренен, настолько он

получит результат своей работы. Дети очень чувствуют отношение к ним. Для них важно понимать, что их любят, ценят. Обязательно в течение урока надо похвалить, отметить каждого ученика, это вселяет в них уверенность. Очень часто приходят дети с большими проблемами речи, они как правило, стеснительны и зажаты. Важно не фиксировать на этом внимание всех учеников. А за каждое преодоление похвалить. В этом случае помогут и индивидуальные занятия. И совсем не важно, что в дальнейшем не все они будут актерами. Главное чтобы они выросли людьми духовно богатыми, увлеченными. Итак мы начинаем первый урок, открываем первый занавес.

 

Первое  занятие.

 

 «Знакомство»

     Мы знакомимся. Дети рассказывают о себе. Что интересует, какие еще кружки посещают. Говорим о театре. Задаём вопросы. Дети охотно делятся впечатлениями о просмотренных спектаклях. В каких театрах они были. Что их удивило и поразило. Затем педагог рассказывает о театральной студии, в которой они будут заниматься о спектаклях, в которых играют дети. И чтобы выйти на сцену надо научиться её не бояться, обладать хорошей дикцией, уметь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом нам помогут занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Что такое актёрское мастерство? Это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности. Мы будем учиться быть очень внимательными, верить в предлагаемые обстоятельства, уметь импровизировать. Сначала попробуем себя в маленьких ролях и только после определённой учёбы, будем делать свой спектакль.

     А сейчас мы снова познакомимся. Скорее всего, мы не запомнили фамилии и имена. Это будет наше первое упражнение по актёрскому мастерству. Педагог предлагает назвать фамилию и имя. Следующему ученику повторить, добавить свое имя и фамилию, следующий ученик должен повторить предыдущие фамилии и добавить свои данные. Возможно, ученики не сразу справятся с этим заданием. Начинаем упражнение сначала. Последний ученик должен назвать всех и представить себя. Это простое упражнение тренирует память, мобилизует внимание. В дальнейшем задание осложняем, добавляем свой адрес, число и год рождения, но это надо делать постепенно в течение первого месяца занятий. Дети начинают обсуждать, кто как выполнил задание. Создадим тишину. Переходим к новому упражнению.

«Слушаем тишину»

     Как у нас шумно. Давайте послушаем нашу комнату. Какие звуки мы услышим. Скрип стульев, шум лампы, шум воды в батареях. Дети начинают выполнять упражнение. Иногда они начинают придумывать звуки, но пусть это будет так. Главное они начинают тренировать своё слуховое внимание. Это упражнение можно использовать, когда нужно создать в классе тишину, успокоить ребят. В дальнейшем задание изменяем. Слушаем звуки за окном, за дверью, на 1-ом, 2-ом, этажах…Можно просто слушать воздух. И дети слышат звуки, которыми он наполнен. Не забывать после каждого упражнения похвалить детей, и делать краткий разбор выполнения задания. Затем мы обращаем внимание на то, как мы сидим, как у нас поставлены стулья. Предлагаем ребятам построить полукруг из стульев. Он должен быть красивым и ровным.

«Строим полукруг»

      С построения полукруга в дальнейшем будем начинать каждый урок. На первый взгляд задание кажется простым. Но оно очень хорошо концентрирует внимание детей. «Полукруг у нас получился правильным. Только очень было шумно». Предлагаем детям всё сделать тихо, не двигать стульями, не разговаривать друг с другом. Объяснить, что за кулисами, во время во время выступлений надо быть аккуратным, собранным и мы будем этому учиться. Задача педагога на первом занятии обратить внимание на каждого ученика и похвалить его. В заключение урока дать домашнее задание. Понаблюдать, какое было утро, когда мы шли в школу, и что очень привлекло ваше внимание.

 

Второе  занятие.

 

Начинаем наше занятие с построения полукруга. Как правило, на втором занятие всё происходит очень шумно. Предлагаем послушать тишину и построить полукруг очень тихо. Слушаем тишину и попробуем одновременно всем встать и одновременно всем сесть, без команды педагога. На следующих занятиях задание осложняем. Круги из стульев, треугольники, сесть спиной к окну, стене. Но всё делать одновременно. Всем ученикам садиться и вставать, поднимать и ставить стулья, как один человек. Если это будет получаться, значит, мы достигли определённого внутреннего внимания. На следующих занятиях, выполняя упражнение со стульями, мы делаем всё одновременно и попробуем сосчитать, сколько педагог сделает хлопков ладонями и сколько по столу. Возможно задание получится не сразу. Упражнение делаем постепенно, понадобиться много уроков, когда дети научатся концентрировать внимание. Первый месяц занятий можно только учиться строить полукруг и всем вместе вставать. Нет необходимости заставлять детей долго и нудно выполнять одно и тоже задание. Нужно чувствовать настроение детей и уметь быстро переключать их внимание на другие темы занятий.

«Если бы…»

      Это упражнение дети всегда выполняют с удовольствием. Оно способствует развитию фантазии, импровизации, чувства веры. Педагог предлагает представить, что в руках у него не шапка, например, котёнок, или ёжик, а сейчас это будет щенок. Предметы можно менять и задание также. Желательно заранее запастись реквизитом. В этом упражнении видно, насколько каждый из учеников может поверить в задание и его выполнить. От урока к уроку задания усложняется. Например, представим, что руки у нас в тесте. Вспомните ощущение теста на руках, очистите руки. А сейчас руки у нас в масле, пластилине, глине. Ученик не должен демонстрировать в показе, а вспомнить и поверить в предлагаемые обстоятельства. Вспомнить ощущение вкуса разных фруктов, сладостей. Представим, что мы едим очень вкусный арбуз, нет он оказался не спелым, а сейчас мы едим яблоко сладкое. Вспомните ощущение вкуса яблока. Молодцы! Нет! Яблоко кислое и горчит. Пока ученики выполняют упражнение, надо обратить внимание насколько они верят в предлагаемые обстоятельства. Добиваться чувства веры. Верили что в руках у них не шапка, а котёнок, чувствовали вкус арбуза и яблока. Чтобы ученики не демонстрировали задание, а верили, что это происходит сейчас в настоящее время и всё что они делают, правда. И конечно с учениками необходимо говорить о театре, спектаклях. Я стараюсь не отделять актёрское мастерство от теории, по ходу объяснять для чего нужны данные упражнения. Например, говорим о том, что на сцене всё сделано руками художников, бутафоров. Но актёры играют так, что мы верим им, и всё что их окружает на сцене реквизит, декорации, бутафория нам кажется настоящим. Действия на сцене может происходить зимой или летом,

ночью или днём, но актёр должен уметь передать состояние времени. Вот эти упражнения и тренируют наше воображение, органы слуха, осязания, зрительное внимание. Детям первого года обучения теорию надо объяснять доходчиво и просто, приводить больше практических примеров.

  «Переходы»

      Представим, что нам надо пройти через узкую трубу, чтобы достать котёнка, или через пропасть по узкой доске, или через болото по кочкам. Задание можно выполнять индивидуально или группой учеников. «переходы» могут быть через воду, снег, песок, лес. Мы также повторяем упражнения предыдущего урока, меняя задачи. В заключении делимся своими наблюдениями домашнего задания.

 

Третье  занятие.

 

     Строим полукруг. Повторяем упражнение «знакомство» добавляя номер дома, квартиры. Работаем с воображаемым предметом. Делаем «переходы». Беседуем с учениками, как они сейчас понимают, что такое актёрское мастерство и для чего мы выполняем все наши упражнения. И предлагаем новое задание на внимание.

«Зеркало»

     Упражнение выполняют два человека. Один ученик зеркало другой его отражение. Предлагаем сделать пред зеркалом какие-нибудь действия. Например, рассмотреть себя, ты сам себе очень нравишься нет, недоволен своей внешностью. Задания на действие могут быть разными. Второй ученик (отражение) должен одновременно повторять действия первого ученика. В дальнейшем дети сами придумывают разные ситуации перед зеркалом. На первом этапе главное не торопиться, ученик перед зеркалом должен движения делать плавно, медленно. Когда будет впечатление, что ученик действительно находится перед зеркалом, упражнение сделано, верно. «Зеркало» очень хорошо показывает способности учеников, способность к импровизации, фантазии. Дети не должны повторять друг-друга а придумывать свои предлагаемые обстоятельства.

     Посмотрим на наш класс. Что у нас не так. Наведём порядок. Возможно, некрасиво лежат книги, мусор, обувь плохо стоит. Предлагаем детям внимательно посмотреть, и навести порядок. Упражнение всегда выполняется шумно, дети иногда начинают поправлять и дублировать друг-друга. Стоп! Мы продолжаем выполнять упражнение, но за стеной, спит маленький ребёнок, и мы будем наводить порядок в классе очень тихо. Молодцы, а сейчас мы немного отдохнём. Вспомним наше домашнее задание. Кто желает поделиться своими наблюдениями. Занятие можно закончить любой творческой темой. Предложить почитать стихи.

 

Четвертое  занятие.

 

     Строим полукруг, работаем со стульями, выполняем переходы, «зеркало», повторяем предыдущие упражнения. Предлагаем ученикам делать разбор некоторых заданий. Что на их взгляд получилось, а что не очень. Мы будем учиться излагать свои мысли, анализировать, правильно и тактично делать замечания. Подключаем зрительное внимание, наведём в классе порядок. И как всегда, дел хватает всем. Продолжаем упражнения на зрительное внимание.

     Педагог кладёт на стул разные вещи. Книгу, ручки, ключи всё, что посчитает нужным. Вызывает ученика, на счет до пяти он должен запомнить положение предметов. Затем мы просим его отвернуться, и меняем положение предметов. Задача ученика всё вернуть в исходное положение. В какой-то момент можно не менять положение вещей, или просто немного повернуть стул. Вызывая нового ученика, положение вещей меняем.

«Мои наблюдения»

      Мы вспоминаем, какое сегодня было утро, как выглядели деревья, какое было небо, что интересного они видели по дорогу в школу. Задача педагога направить ученика на такие наблюдения. В дальнейшем это будет хорошей творческой копилкой для начинающего артиста. Мы задаём домашнее задание. Наблюдаем за походками людей, как ходит толстый человек, худой, старый человек (запрет на больных людей), как мы едим, интересные наблюдения в школьной столовой. На следующем уроке дети будут делиться своими наблюдениями.

 

Пятое  занятие.

 

     Строим полукруг, повторяем упражнения на внимание, меняя темы задач. Большая часть урока будет посвящена наблюдениям.

     Это первая самостоятельная работа учеников, выход на сценическую площадку, поэтому замечания педагога должны быть осторожными, желательно отметить вначале, что получилось, похвалить и лишь, потом сказать о недостатках. Мы смотрим походки, наблюдения в столовой, на перемене. Дети принимают участие в обсуждении. Надо направлять детей к наблюдениям необычным, интересным, что привлекло их внимание.

Некоторые дети очень долго не могут перебороть страх работы перед аудиторией. Стараюсь их не торопить, пусть они посмотрят пока на своих товарищей. Иногда в течение учебного года они принимают участие только в коллективных упражнениях. Но потом случается чудо и в индивидуальных показах они начинают поражать своим талантом. В течение всего года мы продолжаем наблюдать, дети очень любят наблюдения за животными. Показать домашнего любимца кошку, собачку, хомячка и т. д. одно из любимых заданий моих учеников. Как кошка спит, как собачка просит есть, играет, как хомячок прячет еду, задания можно придумывать разные. К концу первого года из этих упражнений можно придумать номер «Цирк» где будут выступать дрессировщик со своими дрессированными животными. Наблюдения хорошо тренируют внимание, воображение. В показе ученик в действие пытается создать характер, образ, играет и импровизирует.

 

Шестое  занятие.

 

Строим полукруг. Слушаем тишину. Работаем со стульями. Выполняем переходы, упражнения на внимание. Переходим к новому разделу.

«Предлагаемые обстоятельства»

     Задание состоит в том - чтобы развивалось чувство веры в предлагаемые обстоятельства, в умение делать правильную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попробуем его рассмотреть, сколько ему лет, какого он цвета, возможно, его уже перекрасили. А сейчас это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, постараемся поверить в новые предлагаемые обстоятельства. Желающие выполняют упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не можете их взять, за вами наблюдают. Стул заминирован ваши действия. У каждого стул превращается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул это трёхколёсный велосипед, вам три годика. Задача педагога добиваться верных оценок, учить действовать в самом простом задание. Вызываем ученика и просим его постоять перед ребятами. Остальным даём задание рассмотреть товарища, как он одет, какая у него причёска, какого цвета у него глаза. Конечно, после такого осмотра ученик кроме неловкости ничего испытывать не будет. А сейчас даём задание ученику рассмотреть книгу и потом её описать, все остальные продолжают рассматривать товарища. При правильном выполнение, упражнения ученик уже не будет испытывать чувства неловкости. Он был занят у него задание, как можно больше узнать о книге. В каком году она была напечатана, кто автор, какого цвета она, много ли людей её читало. Таким образом, мы разъясняем, что на сценической площадке всегда надо искать, придумывать для себя действие и верить в то, что я делаю, подключая к этому творческому процессу своё внимание, фантазию, импровизацию. Всё чему мы научились, выполняя предыдущие задание. На каждом уроке, темы заданий на предлагаемые обстоятельства меняем. Например, представим, что я заблудился в лесу, на вокзале, жду друга, замёрз, жду очереди в зубной кабинет. В дальнейшем, эти упражнения будут первым этапом, для перехода к этюдам, и выполнению сложных элементов актёрского мастерства.

 

Седьмое  занятие.

 

     Строим полукруг. Хорошо когда ученики начинают строить полукруг правильно без напоминания педагога, перед началом урока. Выполняем упражнения на внимание. Продолжаем задания «я в предлагаемых обстоятельствах». Переходим к разделу, работа с воображаемым предметом. Предлагаем ученикам совершить какие-то физические действия. Например, почистить картошку, отжать тряпку, принести ведро с водой, погладить бельё. Сколько мы приблизительно тратим силы на каждое действие. В задание уделяем внимание на мышечное напряжение. На объём предмета. Для наглядности просим ученика перенести стул. Затем просим проделать это с воображаемым стулом. Ученик будет пытаться вспомнить, сколько сил он потратил на перенос стула, как он двигался. Объясняем, что эти упражнения тренируют наше правильное существование на сцене. Зритель должен верить нам. Например, что мы передвигаем на сцене тяжелые камни, несём тяжёлые мешки, выполняем физические действия по событиям спектакля. Ученикам даём на дом подготовить задание на любое физическое действие.

     

     В данной разработке я постаралась остановиться на самых важных для учеников заданиях именно для первого года обучения. С чего начать, как организовать детей, учить правильному существованию на сценической площадке. Темы занятий можно менять исходя из индивидуальных особенностей учеников. Учитывая темы, упражнения разрабатывает и подбирает педагог. Включая в занятия сценическую речь, сценическое движение, уроки грима. Иногда полезно целый урок посвятить чтению стихов, поговорить об авторах. Заранее дать задание подготовить любимые стихи, затем будут басни, которые попробовать с ними разыграть, почитать маленькие сказки и тут же их сыграть этюдным методом. Идти от простого к сложному и быть вместе с детьми. Тогда можно надеяться на результат, который порадует учеников и зрителей.    

  • Рисунок5.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок6.png