• IMG_0485.JPG
  • IMG_2869.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • IMG_04441.JPG
  • IMG_0150.JPG
  •   DSC02362.JPG
  • IMG_0202.JPG
  • DSC02302.JPG
  • 1 DSC_0653.JPG
  • IMG_1626.JPG
  • 5.jpg
  • DSC09270.JPG
  • IMG_0357.JPG
  • IMG_0026.JPG
  • DSC08142.JPG
  • CYXIGktSQ24.jpg
  • IMG_1155.JPG
  • DSC04984.JPG
  • IMG_0355.JPG
  • IMG_1171.JPG

Как работать над дикцией

 

КАК РАБОТАТЬ НАД ДИКЦИЕЙ

Автор составитель: Заливина Елена Юрьевна

 

Надо уметь правильно произносить звуки,

слова, фразы. Научившись этому так, чтобы

 всё это вошло в привычку – можно творить.

К. С. Станиславский

 

      Под понятием дикция подразумевается произношение звуков речи. Хорошей дикцией называется отчетливое, ясное и точное произношение звуков речи. Выработка ясной и точной дикции - основа на воспитании навыков правильной артикуляции, связанной с дыханием и голосообразованием.

 

Роль резонаторно-артикуляционной деятельности в работе над дикцией

 

     Артикуляцией называется работа и расположение органов речи для воспроизведения слогов, слов речи. К органам артикуляции относятся работа внешней артикуляции (губы, нижняя челюсть, язык) и артикуляция внутриглоточной полости (глотки, мягкого неба). Резонированием называются максимальные места концентрации звуковых волн. К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные его полости, зубы и т.д.

      В процессе речи все части резонаторно-артикуляционного аппарата находятся в тесной взаимосвязи, подчиняясь задаче воспроизведения необходимого звука, продиктованного слуховым представлением. Артикуляционный аппарат богат мышечным чувством (кинестетическими рецепторами), а импульсы, идущие от этих органов в слуховую и зрительные зоны коры головного мозга, создают так называемую обратную связь, благодаря которой возможно правильное физиологическое развитие речевого голоса. В зависимости от расположения органов артикуляции, могущим изменить в разных степенях свое направление н напряженность, ротоглоточная полость превращается в сложный резонирующий аппарат произношения звуков речи. Связи артикуляции и резонирования в воспитании в работе над дикцией имеют первостепенное значение.

     Гортань образует звук, не имеющий характера того или иного гласного. Свое оформление и звучание он получает благодаря совместной роботе резонаторно-артикуляционной деятельности.

     Каждый гласный звук содержит свои, характерные для него, усиленные обертоны, что называется формантами гласных. Каждая гласная (по данным разных авторов) имеет две основные форманты, которые возникают - одна в ротовой, другая – в глоточной полости. При произношении согласных звуков резонаторно-артикуляционный аппарат работает двояко. При произношении глухих звуков включается только работа артикуляционного аппарата, гортань и резонаторная деятельность молчат. При произношении сонорных и звонких звуков в работу включены гортань и резонаторно-артикуляционная деятельность.

 

Значение артикуляционной гимнастики в воспитании речевого голоса

 

      Под гимнастикой частей артикуляционного аппарата следует понимать специальный цикл упражнений, направленных на развитие периферических органов речи (губ, языка нижней челюсти, мягкого неба и т.д.), принимающих участие в речевом голосообразовании и произношении звуков речи. Гимнастикой артикуляционного аппарата следует создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений в речевом аппарате, необходимых для развития звучания речевого голоса, ясной и четкой дикции. Проводить подобную гимнастику не следует с преувеличенной силой в артикуляционных движениях. Проведение гимнастики частей речевого аппарата с преувеличенной силой может принести вред и нарушить координированность его частей. Вызывая усиленные изменения движения артикуляционной мускулатуры, можно вовлечь в работу и те мышцы, которые не должны принимать участие в произношении того или иного звука. Каждый звук во время речи, произнесённый напряженно или неестественно, никогда не сможет стать свойственны человеку, произносящему его. Точно так же не следует производить гимнастик артикуляционного аппарата изолированно от звука.

     Если звуки - это основные элементы речи, и при произношении каждого из них органы речи производят точные и организованные движения, принимая определенное положение, то тренировочная работа частей речевого аппарата должна помогать становлению этих звуков. Исходя из этого, во  время гимнастики артикуляционного аппарата следует снимать излишки артикуляционной и мимической мускулатуры и привести ее во взаимосвязь с дыханием и звуком.

     Точное образование тонких и мягких движений артикуляционного аппарата дает образование точных слуховых впечатлении, которые слушатель воспринимает и познает.

 

Значение работы внутриглоточной артикуляции и воспитание дикции и голоса

 

      Работа полости зева в воспитании речевого голоса играет важную роль. Умение координировать работу полости зева или внутриглотачной полости (глотки, мягкого неба и отчасти корня языка) сказывается на работе дыхательного аппарата и качественной стороне звука. В воспитании внутриглоточной артикуляции большое значение имеет активная работа мягкого неба, поднятием которого может быть усилен тонус диафрагмы и правильное отделение носоглоточной полости от ротовой полости.

     Координированная работа дыхания с работой мягкого неба и полости глотки способствует чистоте речевого звука без гнусавого оттенка, так как при известном большинству актеров формировании внутриглоточной полости на «полузевке» способствует лучшему звучанию речевого голоса и произношению гласных звуков. Это объясняется тем, что импульсы, идущие из коры головного мозга, влияют на тонус дыхательной мускулатуры. Полость зева и глотки может расширяться не только по вертикали, но и по горизонтали, этим самым придавая гортани свободное положение. Умение удержать полость зева и глотки в активном состоянии можно назвать опорой артикуляции. Опорой артикуляции называется сохранение активного состояния полости зева и глотки на все время звучания. При правильной опоре артикуляции активизируются мышцы глотки, мягкого неба, тем самым освобождаются от напряжения язык, нижняя челюсть, губы. Правильная напряжённая работа корня языка также способствует правильной работе внутриглоточной полости, так как не выбивает гортань из свободного её положения, необходимого для индивидуального звучания речевого голоса. Немаловажное значение в изучении речевого голоса и произношении имеет гортань и голосовые связки. Положению гортани в воспитании начальных приёмов развития речевого голоса следует придавать большое значение. Так как работа гортани связана действием с окружающей её мускулатурой, то в этом случае большое значение имеет положение головы, нижней челюсти, работа затылочных мышц.

     На звуке «И» гортань принимает наиболее высокое положение, на звуке «У» - наиболее низкое, на звуке «А» - нейтральное положение. Резкие движения гортани во время речевого потока недопустимы.

 

 

Значение работы внешней артикуляции в воспитании речевого голоса

 

     К работе внешней артикуляции следует отнести работу губ, языка (особенно передней его части) и нижней челюсти. При правильной работе внешней артикуляции, относящиеся к ней части речевого аппарата освобождаются от напряжения, неподатливости и вялости, координированно работают с мышцами внутриглоточной полости, способствуют полноте и глубине звука, правильному произношению. Выработка свободных и целенаправленных движений внешней артикуляции, подчинённых воле актёра, снимает мышечные зажимы, регулирует свободное положение гортани во время звучания голоса, способствует правильному ощущению звука в позиции резонаторного пространства. Правильная работа губ обеспечивает правильное произношение и влияет на формирование речевого звука, а неверная из работа может явиться затором в воспитании речевого голоса. Слишком энергичные движения губ, точно так же, как неповоротливость или неподвижность их, является ненормальным и приводит к нарушениям дикции и речевого голоса.

Если губы инертны и неподвижны, следует  проводить работу по их активизации и собранности. Если работа губ слишком активизирована, вплоть до вовлечения соседних групп мышц, следует снимать излишнюю артикуляцию. Все тренировочные упражнения нужно проводить обязательно вместе со звуком и с привлечением зрительного анализатора (перед зеркалом).

     Правильная работа языка обеспечивает не только внятное произношение, но и влияет на работу мышц внутриглоточной полости, от чего зависит качественная сторона речевого звука. При всех ненормальных положениях языка качественная сторона резко нарушается, дикция становится затруднительной. Если положение языка во время звучания речи отклонено от нормы, например: неповоротливость его, чрезмерное выдвижение вперед, или, наоборот, западание в полость глотки, ассиметрия в движении, дрожание, то в этом случае необходимо прибегать к специальной тренировочной гимнастике вместе со звуком и с обязательным привлечением зрительного анализатора.

      Правильная работа нижней челюсти обеспечивает нормальную артикуляцию рта, влияет на деятельность внутри глоточной полости, во многом зависит от положения головы, движения губ и языка. Работа нижней челюсти во время развития речевого голоса должна быть очень мягкой, с небольшой амплитудой отклонения.

     Тренировочную работу нижней челюсти следует проводить только со звуком во взаимосвязи с другими частями речевого аппарата, с привлечением зрительного анализатора.

     Итак, правильная работа внешней артикуляции не должна выбивать из строя работу внутриглоточной полости, а должна быть результатом опоры артикуляции, что способствует выявлению лучших качеств речевого голоса.

 

Массаж и гимнастика артикуляционного аппарата

 

      Для воспитания навыков правильной и ясной дикции большое внимание следует уделять гимнастике артикуляционного аппарата, направленной на восстановление (если это нужно) в развитии тонных движении мышц, принимающих участие в произношении. Гимнастикой артикуляционного аппарата следует создать необходимый нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, которые необходимы для правильного произношения.

     Во время гимнастических упражнений следует добиваться свободной подвижности всех частей речевого аппарата и умения направлять работу по своей воле. После проведения гимнастической работы по развитию артикуляционного пррарата можно перейти к постановке звуков. Следует помнить, что осознанное понимание цели и задачи работы над произношением, речевым дыханием и голосообразованием даст возможность точнее, быстрее, короче достичь положительных результатов.

 

Организационно-методические указания к проведению массажа и гимнастики артикуляционного аппарата.

 

     Проведение массажей, гимнастики артикуляционного аппарата в комплексном методе работы по дикции имеет важное значение. Задачи гимнастики, главным образом, направлены на снятие излишней напряжённости артикуляционной и мимической мускулатуры, на выработку нужных и необходимых мышечных движений, а также сознательное управление частями артикуляционного аппарата. При проведении занятий необходимо принимать во внимание следующие положения:

- занятия следует проводить в хорошо проветренном помещении;

- комплекс гимнастических упражнений следует проводить ежедневно, лучше всего в одно и тоже время;

-следует избегать грубых артикуляционных движений, занимающийся должен помнить, что самое главное это выработка свободных и эластичных движений без мышечного напряжения;

- гимнастику артикуляционного аппарата следует проводить с обязательным привлечением зрительного контроля (работа перед зеркалом).

     Во время проведения гимнастики следует пользоваться полным дыханием, артикуляционные упражнения выполнять только со звуком: все упражнения выполняются ритмично (например, если подъём верхней губы длится 2 сек., то и опускание должно быть 2 сек.).

      Неупорядоченные движения вредны, так как протекание речевого процесса проходит в определённом ритме и нарушение его может привести к расстройству некоторых звуков и даже всего периферического речевого аппарата.

      В состав гимнастики артикуляционного аппарата как подготовительный момент включается массаж лица. Массаж имеет широкое распространение и рассматривается как одна из разновидностей пассивных упражнений. Основные приёмы массажа состоят из общего поглаживания и пальцевого душа (поколачивание подушечками пальцев).

      Гимнастика и массаж артикуляционного аппарата должны быть широко использованы, так как это способствует активации артикуляционных движений во время речи, а также усиливает кровообращение и лимфоток в области периферической части речевого аппарата.

 

 

Упражнение 1Задача упражнения: снятие мышечного зажатия артикуляционной и мимической мускулатуры (лица, лба, области щек, переносицы и т.д.) и подготовка всех частей речевого аппарата к гимнастике со звуком.

     Кончиками пальцев проводятся поглаживания или легкие постукивания от середины лба к околоушной области лица, затем вокруг глаз к середине лба. Такие движения совершаются от подбородка к околоушной области лица, снаружи к носу и обратно, мышц верхней и нижней щеки. Каждое движение совершается 2-3 раза. Весь комплекс повторяется 4-6 раз.

 

Упражнение 2. Задача упражнения: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу.

      Произнесите медленно несколько раз К-Г, К-Г, К-Г, К-Г, затем медленно беззвучно А-Э-О, почти совсем закрыв рот, но раскрывая полость зева, повторить 4-6 раз.

 

Упражнение 3 Задача упражнения: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка.

     Произнести медленно беззвучно А-ЭО, стараясь шире раскрыть зев, а не рот. Произнесите то же самое, наклонив голову вниз на грудь; затем назад до соприкосновения с позвоночником, потом наклонить вправо и влево (как бы положив ее на плечо). Проделать 4-6 раз.

 

Упражнение 4Задача упражнения: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения‚ мышцы шеи, верхней части грудной клетки и ротоглоточной полости.

     1. Слегка погладить горло и верхнюю часть груди сверху вниз, также сверху вниз похлопать шею и грудь кончиками пальцев. Затем произнесите медленно, беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.

     2. Произведите «полоскание» горла воздухом, затем «полоскание» рта воздухом. Производите «полоскание» рта и горла поочередно. Проделать 4-6 раз.

 

Упражнение 5 Задача упражнения: снятие мышечного напряжения нижней челюсти и дна ротоглоточной полости.

     Рот раскрыт, расстояние между зубами два пальца, поставленных ребром, произнести звукосочетание АМ… АМ... АМ… (звук А произнести тихим легким шопотом, звук М произнести голосом). Проделать 4-6 раз.

 

Упражнение 6  Задача упражнения:снятие излишнего напряжения верхней и нижней губы, способствовать координированной их работе со звуком.

     1. Произнесите га... га... га.., энергично подтягивая вверх верхнюю губу;

     2. Произнесите кс....кс...кс..‚ энергично опуская вниз нижнюю губу;

     3. Произнесите поочередно, то поднимая вверх верхнюю губу (га... га... га...), то опуская вниз нижнюю губу (кв... кс... кс).

     Для тренировки верхней губы следует применять звукосочетания: гл, вж, жл, дл, гн, вн, тн, дн. Для тренировки нижней губы следует применять звукосочетания: кс, гз, ж, бз.

 

 

Упражнение 7 3адача упражнения: снятие излишнего напряжения мышц языка и способствование формированию внутриглоточной артикуляции.

     Произнести полным голосом и-э, фиксируя кончик языка у нижних зубов, затем продвигая его на губы. Произнесите о-у, оттягивая язык глубоко в ротоглоточную полость. Проделать упражнение поочерёдно: и-э (язык на губах), о-у (язык глубоко во рту). Проделать 4-6 раз.

 

Упражнение 8Задача упражнения: снятие излишней напряженности мышц затылочной области и способствовать формированию внутриглоточной артикуляции.

     Наклон головы назад - вдох‚ возвращаясь в исходное положение, произнести тихим, легким шепотом и-э-а-о-у-ы (поднимая вверх нижнюю губу). Повторить полным голосом. Проделать 6-8 раз.

 

Упражнение 93адача упражнения: снятие мышечного зажатия окологортанной мускулатуры.

     Кружение головы справа-налево с произнесением и-э-а-о-ы (сначала полным голосом, затем тихим, легким шепотом). Проделать 4-6 раз.

 

Упражнение 10 Задача упражнения: укрепление нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

      После гимнастических упражнений упражняемому органу следует произвести легкий массаж (поглаживание). Если упражняются губы, то следует произвести легкое массирование подушечками пальцев кончиков губ в стороны углов рта (4-5 раз).

      Если упражняется нижняя челюсть, производить легкое поглаживание челюсти от подбородка к теменной области. Если упражняется язык, можно его массировать легким закусыванием кончика по нескольку раз.

 

     Ознакомившись с воспитанием навыков правильного дыхания и работой артикуляционного аппарата, можно непосредственно перейти к тренировочной работе звуков речи.

     Основной методический прием в работе над исправлением недостатков речи это сознательное обучение и переход от простого к сложному, от усвоенного к неусвоенному. Проделав упражнения, данные в пособии на исправление звука, следует перейти к тренировке звука в словах и, только хорошо усвоив тренируемый звук в слове, перейти к чтению фраз и пословиц. Начинать работу тренировки звука в пословице или фразе нужно только определив в ней смысловую направленность, а также почему, ради чего она говорится.

 

Методика постановки гласных звуков

 

     К группе гласных звуков мы относим шесть звуков: А, О, У, Э, И, Ы. Гласные звуки представляют собой озвученный выдох, получивший в надставной трубке или резонаторной полости ту или иную окраску – тембр в зависимости от формы ротоглоточной полости, направления воздушной струи. Кроме указанных гласных, русскому языку свойственны йотированные гласные Ю, Я, Ё, Е, каждая из которых представляет собой сочетание гласной со звуком «Й». Отчетливое, точное, чёткое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность всей речи, придавая ей красоту и мелодичность. Во время работы по постановке гласных звуков очень важно учесть, что каждый гласный звук требует вполне определенной, как внутриглоточной, так и внешней артикуляции.

      Гласный звук «И» произносится при смещении языка вперёд и вверх, получается маленькая полость между стенкой языка и передней частью неба, при широкой глоточной полости.

     Гласный звук «Э» произносится при укладке языка ниже, чем при «И», ротовая полость шире, отчего рот открывается шире, а глоточная полость сужается.

      Гласный звук «А» характерен перемещением языка назад и образованием широкой полости во рту. Раскрытие рта на гласном «А» наибольшее, губы принимают овальную форму.

     При произношении гласного звука «О» уклад языка повышается, рот приоткрывается, глоточная полость увеличивается.

     Гласный звук «У» образуется при приподнятом языке, который отодвигается назад, ротовая полость сужается, а глоточная полость увеличивается.

     При произношении звука «Ы» язык смещается вперед и вверх, передняя часть рта образует малое отверстие, а глоточная полоса расширяется, звук получается прикрытым.

    Во время произношения всех гласных мягкое небо поднимается и закрывает проход в нос.

      Во время занятий гласными звуками порядок их произношения должен преследовать методическую цель. При произношении каждой гласной полость рта делится на два связанных резонатора: заднего – полость глотки и переднего полость рта. Передняя часть резонатора называется «резонатором высоких тонов» «И», «Э». Задняя часть резонатора называется «резонатором низких тонов», «О», «У», «Ы». Звук «А» носит в себе резонирование высоких и низких тонов. Исходя из того, прежде всего следует научиться создавать гласные, носящие в себе тоны высокой частоты в ротоглоточных резонаторах, а затем присоединять к ним гласные, носящие в себе тоны низкой частоты.

      Учитывая все особенности формирования гласных звуков, следует их тренировать в следующем порядке: и-э-а-о-у-ы.

 

Упражнение 1

1. Произнесите: и-э-а-о-у-ы, затем и-е-ё-я-ю.

2. Произнесите: и-э-а-о-у-ы полным голосом, поднимая вверх верхнюю губу. 4-6 раз.

3. Произнесите: и-э-а-о-у-ы, фиксируя кончик языка на нижней губе, затем повторите, оттягивая кончик языка глубоко в ротоглоточную полость. 4-6 раз.

4. Проделайте кружение головы справа-налево с произнесением и-э-а-о-у-ы. 4—6 раз.

5. Произнесите: и-э, и-а, и-о, и-у, и-ы

                            э-и, а-и, о-и, у-и, ы-и.

                            и-е, и-ё, и-я, и-ю.

                            е-и, ё-и, я-и, ю-и.

 

Упражнение 2

1. Прочтите слова:

иволга, ива, искра, индекс, импорт, искоса, исподволь, издавна, искренность, бинт, гимн, плинтус, гвозди, книги.

                                         *    *

Эпос, эра, эхо, экстра, экспорт, этика, эта, Эмма, Эльба, экспресс, эксцентрик, экзема.

                                         *    *

Автор, армия, азбука, аист, айсберг, астра, атом, Африка, ампула, атлас, Астра, Астрахань, Австрия, Англия, акация, арахис, араб, абзац, атака.

                                         *    *

Обжиг, облик, облако, обморок, ода, окись, окрик, окунь, оползень, орган, очерк, отечество, опера, общество, отруби, отчим, опора, огонь, охота, обои, околица.

                                         *    *

Улица, уши, уголь, удочка, ужин, увалень, утка, унты, утро, утварь, утренник, устрица, уксус, усушка, упругий, укутать.

                                         *    *

Ель, ехать, есть, ельник, едкий, если, егерь, ежели, Ева, езженный. Елка, ёжик, ёмкость, ершик, ёлочка, ежиться, ёрзать.

                                         *    *

Яблоко, ящик, яма, яхоим, ягода, яростьябеда, ясли, яркость, ясный, ярмарка, явка.

                                         *    *

Юра, Юля, юношество, южный, юнга, юрта, Юркий, юноша, юмор, юбка, юнкер.

 

Упражнение 3

1. Прочтите следующие пословицы и поговорки:

 

Звук и-ы

 

1. Стоит свинка—золотая щетинка.

2. Скотину водить—не разиня рот ходить.

3. Хвались да не поперхнись.

4. Тише кричи, бояре на печи.

5. Знали кого били, - потому и победили.

6. На безрыбьи и рак рыба.

 

Звук э-е

 

1. Лес сечь - не жалеть плеч.

2. Я ему по секрету, а он всему свету.

3. День в день - топор в пень.

4. За правое дело стой смело.

5. Кто сеет и кто веет, тот не обеднеет.

 

Звук а-я

 

1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

2. Голова без ума, что фонарь без огня.

3. На полатях лежать, так ломтя не видать.

4. Своя земля и в горсти мила.

5. Рыбак рыбака видит издалека.

 

Звук о-ё

 

1. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

2. Видит кот молоко, да рыло коротко.

3. Сорока да чечетки – большие трещётки.

4. Врёт, что блины печёт.

5. В колхозе язык невзачёт, кто работает – тому почёт.

 

Звук у-ю

 

1. Без наук, как без рук.

2. Сам себя губит, кто людей не любит.

3. Глупый осудит, умный рассудит.

4. Терпенье и труд всё перетрут.

5. Чужим умом умен не будешь.

 

Методика постановки согласных звуков

 

     Группа согласных звуков характеризуется тем, что при произношении их выделяемая струя воздуха (звучащая или незвучащая), встречает в надставной трубке различного рода преграды, при преодалении которых происходят шумы различного характера, которые различаются: по способу артикуляции, по участию голоса в формировании звука, по месту образования и по артикуляционным органам, а также по акустическому характеру – твёрдости и мягкости. По способу артикуляции согласные делятся на 5 групп:

- Целевые или проторные (фрикативные), при которых речевые органы только сближаются оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя. К этой группе относятся звуки ф, в, с, з, х, ш, ж.

- Смычные или взрывные, при произношении которых образуется затвор, взрывающийся под напором выдоха. К этой группе относятся звуки п, б, ж, д, к, г.

- Смычно-щелевые, представляющие собой акустически единый звук, который начинается со смычкового звука и заканчивается щелевым. К этой группе относятся звуки ц, ч, щ.

- Смычно-проходные, при которых происходит смычка в одном месте ротоглоточной полости, а звучащая воздушная струя одновременно свободно проходит в другом месте ротоглоточной полости. К этой группе относятся звуки м, н, л.

- Дрожащие или вибранты, особенностью которых являются периодические колебания, происходящие от напора воздуха. К этой группе звуков относится звук р.

      По участию голоса в формировании звука различают звонкие и глухие согласные. При произнесении звонких происходит вибрация голосовых связок, при произнесении глухих струя воздуха свободно проходит в открытую голосовую щель. К группе‚ звонких согласных относятся звуки б, д, г, в, з, ж, м, н, р, к группе глухих относятся звуки п, ж, к, ф, с, ш, ч, щ, ц, х. Все звуки являются парными, т.е. каждый звонкий имеет глухой парный звук. Непарными звонкими являются сонорные м, н, л, р‚ глухой звук х, и сложные африкаты ч, щ, ц.

     По месту образования и по артикуляции согласные группируются следующим образом:

      Губно-губные или двугубные: п, х, бх, м, х, при которых нижняя губа смыкается с верхней.

     Губно-зубные: ф, в, образующиеся путем приближения нижней губы к верхним резцам, вследствие чего получается щель между губой и резцами.

 

      Язычно-зубные: с, з, ц, т, д, н возникают при образовании щели между кончиком или передним краем языка и нижними резцами, а также при смычке кончика или переднего края языка с шейками верхних резцов. К этой группе относятся звуки: л, при которых язык передним краем упирается в шейки верхних резцов, оставляя для прохода ‚воздушной струи щель у коренных зубов.

     Язычно-альвеолярные звуки: р, при которых кончик и передний край языка под напором воздушной струи производят периодические колебания (вибрации) у альвеол.

     Язычно-передненёбные звуки: ш, ж, ч, щ возникают при образовании щели между передним краем языка и передней частью твердого неба.

     Язычно-задненёбные: к, г, х получаются путем смыкания или сближения корневой части языка с задней частью твердого нёба, на границе мягкого нёба.

     По акустическому характеру - твердости и мягкости речевых звуков наблюдается парность, как в отношении звонких, так и глухих согласных: п-пь, б-бь, м-мь, д-ди, в-вь, с-сь, з-зь, т-ть, д-дь, н-нь, р-рь, л-ль, к-кь, г-гь, х-хь. Звуки ш-ж-ц не имеют мягкой пары, а звуки ч, щ, не имеют твёрдой пары.

     Отчётливое произношение согласных звуков обеспечивает ясность речевого звучания; согласные звуки образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична, или неблагозвучна, то без согласных звуков речь непонятна, бесформенна, невразумительна.

 

Звуки п-б

     Звуки п-б образуются при смыкании верхней и нижней губы, напор воздуха разрывает это смыкание, язык лежит свободно, небная занавеска поднята.

 

1. Произнесите пб, пб, пб, б (щеки не надувать).

2. Произнесите слоги: пи, пю, по, пу, пы.

3. Сделайте упражнение:

пиддипип, пэббэ-пэп, пабба-паб, поббо-поп, паббу-пуп, пыббы-пып, биппи-бип, бэппэ-бэп, баппэ-бэп, баппа-бап, боппа-боп, буппу-буп, быппы-бып.

(Упражнение читать слитно с ударением на первом слоге, так же читать и все последующие упражнения).

4. Материал для закрепления звуков п-б:

суп-зуб,сыпь-зыбь, пашня-башня, пить-бить, пас-бас, забор-запор, туп-дуб, запирай-забирай.

 

Был бы бык, а мясо будет.

В поле полет Поля просо.

Петр Петров по прозванию Перов купил птицу-перепелицу.

 

Кто продырявил барабан, барабан?

Кто продырявил старый барабан?

Барабан, барабан, барабанщик наш,

Барабанил в барабан тарабарский марш,

Барабанил в барабан барабанщик Андриан.

Барабаннл, барабанил бросил барабан.

Пришел баран‚ прибежал баран

Прободал баран, и пропал баран.

(В. Городилова)

 

Звуки т-д

Звуки Т-Д образуются при поднятии кончика языка к нему, который передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При произношении звуков Т-Д небная занавеска поднята. Звук ТЬ-ДЬ образуется при опускании кончика языка, а передняя его часть касается верхних альвеол.

 

1. Произнесите: т-д, т-д, ть-дь, ть-дь, ть-дь.

2. Произнесите слоги: ти, тэ, та, то, ту, ты.

                                       ти, те, тя, тё, тю, ти.

3. Сделайте упражнение:

тидди-тит, тэддэ-тэт, тадда-тат, поддо-тот, тудду-тут, тыдды-тыт, дитти-дит, дэттэ-дэт, датта-дат, дотто-дот, дутту-дут, дытты-дыт.

4. Материалы для закрепления звука Т-Д.

Тоска-доска, трут-труд, там, дам, катушка-кадушка, Толя-доля, туш-душ, Китай-кидай.

Без дела жить - только небо коптить.

Воля и труд дивные всходы дают.

Безделье - мать всех пороков.

Береги платье снову - а честь смолоду.

 

 

Ох, чечетку раз по сорок                                 У дубов придорожных

Выбивай с утра топор,                                    Размахнувшихся тут,

Чтобы встал скорей поселок                          Одинокий художник

К дому дом,                                                      Пишет маслом этюд.

К двору двор,                                                                  (С. Смирнов)

К новоселью новоселье,

К тыну тын,

К дыму дым.

            (В. Цыбин)

 

Топоры-то, топоры...

Так и сыплются с горы...

Вот и чайник за кофейником бежит

Тараторит, тараторит, дребезжит..,

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

(К. Чуковский)

 

Звуки к-г-х

При звуках К-Г вытянутая спинка языка касается твёрдого нёба, звук возник при отрыве струёй воздуха спинки языка от нёба. Если между небом и спинкой языка остается щель, то полечается звук Х. При произнесении звуков К-Г-Х небная занавеска поднята.

1. Произнесите к, г, к, г, к, г, х, к, хг, кг, х.

2. Произнесите слоги:

 

ки-кэ-ка-ко-ку-кы,

ги-гэ-га-го-гу-гы,

хи-хэ-ха-хо-ху-хы.

3. Сделайте упражнение:

Китти-кик, кэггэ-кэк, кагга-как, корро-кок, куппу-куп, кыппы-кык, гикки-гик, гэккэ-гак, гокко-гок, гукку-гук, гыкки-гык, хиххи-хих, хээх-хэх, хахха-хах, хоххо-хох, хухху-хух, хыххы-хых.

4. Материал для закрепления звуков К-Г-Х.

Колос-голос, пеки-беги, корка-горка, кости-гости, купить-губить, кудахтать, совхоз, петух, стихи.

Много снега - много хлеба.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Не крови на грунт - грози, грязь переехавши.

Хвастать не косить: спина не болит.

Иная хвала хуже поношения.

 

Советская Отчизна,

Родная наша мать,

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерять мерой

Что ты перенесла?

(М. Исаковский)

 

Откуда ж, приятель, песня твоя

«Гренада, Гренада, Гренада моя».

(А. Светлов)

 

Звуки ф-в

Звук возникает при положении артикуляции: верхние зубы находятся на краях нижней губы, язык лежит свободно, нёбная занавеска поднята.

1. Произнесите: ф, в, ф, в, ф, в.

2. Произнесите слоги: фи, фэ, фа, фо, фу, фы, ви, вэ, ва, во, ву, вы.

3. Сделайте упражнение:

фивви-фиф, фэввэ-фэф, фавва-фаф, фовво-фоф, фувву-фуф, фыввы-фыф.

виффи-виф, вэффэ-вэф, ваффо-ваф, воффо-воф, вуффу-вуф, выффы-выф.

4. Материал для закрепления звука Ф-В.

форма, фасон, фанера, торф, фарфор, франт, вата, врач, внук, дрова, паровоз, время, вдоволь.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Фофан фофан в землю вкопан.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Каково волокно, таково и полотно.

Расфуфыренный Фома врал Фоме он на Лавра.

 

Ночной зефир

Струит эфир.

(А. С. Пушкин)

 

Пронзив зигзагами огня                                    То лепестки цветов

Густую синеву.                                                  И так становится легко

То вверх взлетают светляки,                            От этих светляков.

То падают в траву,

То озарят зелёный куст,                                      (А. Гарнакерьян)

 

Звуки м-н

Звук М – губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, выдыхаемый воздух проходит через нос.

Звук Н – язык поднят к небу, передней частью прижимается к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит через нос.

1. Произнесите - м, м, м, и пропойте на звук м знакомую мелодию.

2. Произнесите – н, н, н и пропойте на звук н знакомую мелодию.

3. Произнесите слоги: ми, мэ, мо, му, мы,

                                      ни, нэ, на, но, ну, ны.

4. Сделайте упражнение:

минни-мим, мэннэ-мэм, манна-мам, манно-мом, мунну-мум, мынны-мым. Нимми-ним, нэммэ-нэм, намма-нам, номмо-нон, нумму-нун, ныммы-нын.

5. Материалы для закрепления звуков М-Н.

Медаль, моль, мель, мост, гнев, иней, звон, тень, плетень, небо, бананы, ноты, ванна.

 

Мимо, мимо, мимо шмыгали мыши,

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду – много пчёл.

Нашей Арины не проймешь в три дубины.

Над Нонной няня с нежностью склонилась.

Наш чин не любит овчин.

Каковы сами, таковы и сани.

 

Здесь я слушал сказанье седого Днепра

О, как в душу запало мне слово Днепра

Благородство и смелость – основа Днепра,

Не забуду я прелесть ночного Днепра.

(М. Турсун-Заде)

 

Люблю грозу в начале мая,                         Гремят раскаты молодые,

Когда весенний первый гром                      Вот дождик брызнул, пыль

Как бы резвяся и играя,                                                                        летит,

Грохочет в небе голубом.                            Повисли перлы дождевые

                                                                        И солнце нити золотит.

                                                                                         (Тютчев)

 

Звуки з-с

При правильном произнесении С: а) губы растянуты, б) зубы сближены, в) кончик языка лежит у нижних резцов, г) звук звучит легко.

 

При правильном произнесении звука З: артикуляция такая же, как и при произнесении С, но звук звучит с голосом, остро, как бы «процеживаясь» через нижние зубы.

1. Произнесите: с, з, с, з, с, з, с, з.

2. Произнесите слоги: си, сэ, сэ, са, со, су, сы,

                                       зи, зэ, за, зо, зу, зы.

3. Сделайте упражнение:

Ситззи-сис, сэссэ-сэс, сазза-сас, соззо-сос, суззу-сус, сыззы-сыс,

Зисси-зис, зэссэ-зэс, засса-зас, зоссо-зос, зуссу-зус, зыссы-зыс.

4. Материалы для закрепления звука С-З.

Сад, сок, сыр, соус, слух, бас, нос, лиса, коса.

Зуб, зол, зев, заря, замок, звон, таз, раз, коза, вокзал.

 

Просыпается с рассветом вся Советская страна.

Назвался груздем - полезай в кузов.

Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на Слона.

Видит волк козу, забыл и грозу.

 

Золотые нивы,                                                                 Гладь да камыши... Гладь и блеск озер,                                                         Так и льются сами Светлые заливы,                                                             Звуки из души.

Без конца простор.

Звезды над полями.                                                                   (А. Кольцов)

 

Звучала песней жизнь моя,                      Где моя Россия начиналась?

И смерть должна звучать.                        На луну и в поле за страдой.

                                                                    Чем моя Россия умывалась?

               (Муся Джалиль)                         Ладожскою чистою водой.

                                                                        (А. Прокофьев)

 

Звук ц

Звук Ц сложный, состоит из двух звуков Т+С, произносимых одновременно

При произношении Ц кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам.

1. Произнесите: т, с, т, с, ц, ц, ц

2. Произнесите слоги: цы, цэ, ца, цо, цу.

3. Сделайте упражнение:

цыццы-цыц, цэцэ-цэц, цацца-цац, цоццо-цоц, цуццу-цуц.

4. Прочитайте слова:

цех, цель, цирк, целый, цифра, цвет, отец, боец, операция, улица.

5 Материал для закрепления звука Ц.

 

В пословице говорится, что дело мастера боится.

Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

 

 

Земля!                                                         Под лесенкой,

Благодарю тебя,                                        Под лестницей

Что родила меня не птицей,                    Ровесница с ровесницей

Хотя свободный взгляд любя,                 Допели грустно песенку

Горжусь орлом я и орлицей.                   Про лесницу,

   (Д. Смирнов)                                          Про лесенку.

                                                                                (С. Погорельский)

 

Звуки ш-ж

При правильном произношении звуков Ш и Ж:

а) губы вытянуты,

б) зубы сближены,

в) кончик языка лопатообразно поднят к верхним альвеолам, но не касается их.

1. Произнесите: ш, ж, ш, ж, ш, ж.

2. Произнесите слоги: шы, шэ, ша, шо, шу

                                       жы, жэ, жа, жо, жу.

3. Сделайте упражнение:

шыжжи-шиш, шэжжэ-шэш, шажжо-шаш, шожжо-шош, шужжу-шуш. Жышши-жиш, жэшше-жэш, жашша-жаш, жошшо-жош, жушшу-жуш.

4. Прочтите слова:

шум, шов, шар, шуба, шутка, штаб, башня, душ, жук, жуть, жар, жаба, жолуди, жбан, нож, чиж, сторож.

5. Материал для закрепления звука Ш-Ж.

 

Шила в мешке не утаишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Век прожил, а ума не нажил.

Живи не тужи: теперь нет межи.

Сто одежек и все без застежек.

 

Эх, Иртыш!                                                Я ночь живу,

Могучий                                                     Жужжу, жужжу,

Иртыш,

Двум народам                                           Кружу, лежу,

в глаза ты                                                    Я не щажу,

глядишь,                                                                 Огни лижу,

И метелками                                                          Жизнь

березняка                                                                   прожужжу,

Ты                                                                            Себя сожгу

раскачиваешь                                                          И не тужу.

Облака.                                                                     И не тужу

(А. Говоров)                                                               Я –

      Я жук,                                                               Жжжж… жук!

     Я жук,                                                                              (А. Кусиков)

 

Звуки ч-щ

Звуки Ч и Щ - сложные звуки. Звук Ч состоит из ТЬ+Ш, а звук Щ состоит из звуков ШЬШЬШЬ.

1. Произнесите ч, щ, ч, щ, ч, щ.

2. Произнесите слоги: чи-че-чя-чё-чю,

                                       щи-ще-щя-щё-щю.

3. Сделайте упражнение:

чищщи-чич, чещще-чеч, чящщя-чяч, чёщщё-чёч, чющщю-чюч.

Щиччи-чищ, щечче-щеч, щяччя-щяч, щёччё-щёч, щюччю-щюч.

4. Прочтите слова:

щи, щавель, щит, щука, щетка, щепка, лещ, вещь, чай, час, чудак, чулки, член, дача, спичка, качели.

5. Материал для закрепления Ч-Щ.

 

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не верь чужим речам, а верь своим очам.

Волки рыщут – пищу ищут.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Хоть на час, да вскачь!

Знай, сверчок, свой шесток!

 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем, трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

(К. Чуковский)

 

У отца детишек куча,

Шумная семья:

Чиполетто, Чиполуча,

Чиполлото, Чиполочьо

И последний – я!

(Д. Радари)

 

Исправление недостатков произношения с-з-ц-ш-ж-ч-щ

 

      Неправильное произношение звуков С-З-Ц-Ш-Ж-Ч-Щ называется шепелявостью или сигматизм. Среди неправильного произношения звуков С-З – чаще всего встречается:

1. Губно-зубной сигматизм представляет собой произнесение вместо С звука Ф (фанки вместо санки) с одновременным подтягиванием вверх нижней губы.

2. Межзубный сигматизм (шепелявость) характерен тем, кто во время произношения звука С язык (его кончик) просовывается между нижними и верхними зубами.

3. Призубный сигматизм характерен тем, кто во время произношения звука С кончик языка примыкает к шейке верхних резцов, получается вместо С-Т, З-Д, Ц-Т.

      Для исправления недостатков С-З-Ц  применяются различные подходы в зависимости от разновидности этого недостатка.  При губно-зубном сигматизме надо тренировать свистящие звуки, оттягивая вниз нижнюю губу: а) звук С или З в изолированном положении; б) в обратных слогах (ис, эс, ас, ос, ус, ыс); в) на конце слов: арбуз, вкус, ананас.

 

При межзубном сигматизме надо тренировать свистящие звуки с сомкнутыми зубами: а) звуки обратные (зубы сомкнуты) ис, эс, ас, ос, ус, ыс. б) на конце слов: арбуз, вкус. При зубном сигматизме надо тренировать свистящие звуки следующими упражнениями: фиксируя кончик языка на нижней губе, произносить: бя, бя, бя, бя. Затем, быстро убрать его на нижние зубы, переходить на обратные слоги (ис, эс, ас, ос, ус, ыс) и слова арбуз, вкус, ананас.

      К произношению пословиц и поговорок следует переходить после отработки звука С-З в стогах.

     При нарушении звуков Ш-ЖЧ-Щ наблюдаются такие же виды, как и у звуков С-З-Ц. Исправление этих звуков следует всегда начинать с проверки звуков С-З.

     Звуки Ш-Ж наиболее легко исправимы, применяя следующий подход: поставить язык чашечкой на верхнюю губу, не меняя положения языка втянуть его за верхние зубы и протянуть ш… ш… ш… Закрепить звук в обратных слогах (аш, аш, эш, эш) и словах наш, мышь, шалаш.

     Для постановки звука Ж следует протяжно напеть мелодию на звуке Р с переходом на РЖ и, наконец, чистое Ж.

     К произношению пословиц и поговорок следует переходить после отработанного звука Ш-Ж в слогах. Звуки Ч-Щ при правильно поставленных Ш-Ж ставятся путем соблюдения правильной артикуляции и не представляют трудности.

 

Звуки л-р

При правильном произношении звуков Л рот открыт, кончик языка упирается в альвеолы верхних резцов. ЛЬ – кончик и часть языка упирается в верхние зубы.

При правильном произнесении звука Р:

а) кончик языка поднят и вибрирует около верхних резцов, ударяя и отскакивая.

При правильном произнесении звука РЬ:

б) кончик языка ударяется о верхние резцы и весь язык напряжен.

1. Произнесите: л, р, ль, рь, л, р, ль, рь.

2. Произнесите слоги: ли, лэ, ла, ло, лу, лы,

                                      ри, рэ, ра, ро, ру, ры.

3. Сделайте упражнение:

лилли-лиль, лэллэ-лэль,лалла-лаль, лолло-лоль, луллу-луль, лыллы-лыль.

рирри-рирь, рэррэ-рэрь, раро-раль, рорро-рорь, рурру-рурь, рырры-рырь.

4. Произнесите слова:

лак, лом, лук, лес, лифт, люк, лапа, Лева, лимон, лапша, лгун, пол, льгота, угол, мел, пила, метла, блюдо, воля, Коля, полено. Жиль-жир, сел-сер, красть-класть, ложь-рожь, ложки-рожки, голод-город, жалить-жарить, лепка-репка, даль-дар, сор-соль, укол-укор.

5. Материал на закрепление Л-Р.

У злой Натальи все люди - канальи.

На словах, что на гуслях, а на деле – что на балалайке.

Раз солгал – не пропал, а на век лгуном стал.

Нева всю ночь рвалася к морю против бури.

В чешуе, как жар, горя, тридцать три богатыря.

Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Против вражьей лжи ухо востро держи.

Кто не смотрит вперед, того беда ждет.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Сей в добрую пору - соберешь хлеба гору.

Вовремя не срежешь ножом, придется рубить топором.

Где растяпа-тетеря, там не прибыль, а потеря.

 

Швед, русским – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

                      (А. С. Пушкин)

 

Гром в горах рычит, как леопард,

В бешенстве не знающий пощады.

Дождь уже пошёл в такой азарт,

Что темным-темны хребтов громады.

(А. Гарнакерьян)

 

Недостатки произношения

 

      Искажение произношения звука Л называется ламбдацизмом. Наиболее часто встречается искажение звука Л, когда вместо лалепа произносится валепа, вместо стол произносят стов.

Для исправления звука Л следует:

1. Проделайте следующую гимнастику: прикусив кончик языка и сблизив зубы, пропойте знакомую мелодию на звук Л, то же самое проделайте, убрав язык за верхние альвеолы.

2. То же самое проделайте на звук ЛЬ.

3. Сделайте упражнение: ал-ля, ол-ле, ул-лю, ла-ля.

4. Тренировать звук на словах и фразах.

     Искажение произношения звука Р называется ротацизмом. Вариантов искажения звука очень много. Один из наиболее часто встречающихся, гак вместо рак, гама вместо рама.

     Для направления звука Р следует развить кончик языка. Для этого следует:

1. Чтобы развить кончик языка, проделайте следующую гимнастику: в быстром темпе, ритмично произнесите: дон... дом... дом... дом... дон... (и вдруг) дрон... дрон...

2. Пропойто знакомую мелодию на ж... ж... ж… и вдруг жрррррррррр… жрррррррр…

3. В быстром темпе, ритмично повторяйте: ты... ты... ты... ты... и вдруг тыррр... тыррр... тыррр...

4. Добившись рокота, пропойте знакомую мелодию на звук Р.

5. Сделайте упражнение ар... ря... ар... ря... ар... ря...

6. Тренировать звук на словах и фразах.

 

Организационно-методические указания по самостоятельной работе над дикцией

 

     Воспитание навыков чёткой и ясной дикции требует систематической и упорной работы. Ежедневные занятия по дикции следует начинать с дыхательной гимнастики, гимнастики и массажа артикуляционного аппарата. Отрабатывая звуки, следует придерживаться той последовательности, которая дана в пособии.

     Следует тренировать звукосочетания, наиболее часто встречающиеся в словах. Таких звукосочетаний очень много, на каждое из них придумать слова, где данное звукосочетание встретилось бы в начале или середине слова. Примеры звукосочетаний:

вг, вж, лж, зн, мш, хр, вш, гм, см, жг, вм, вр, мр, св, зм, шп, вк, сж, сч, ср, пс, кн, сп, вч, мщ, ск, ст, зл, вд, вз, лг, вж, ск, вл, фл, су, сф, дз, кл, жр, вх, шм, вн, сд, лб, рд, мл, зв, мн, чв, дгр, хн, ди, дж, мн, зв, сб, зд, сг, ув, жд, шл, зв, дл, пн, жм, шп, хл, бр, бл, пл, дл, др, жм, гл, кс, тк, сл, чр, тк, сгр, мзд, схв, здр, вгр, взв, взн, вгл, стр, взгл, сдв, сбр, взд, сбр, взд, взр, взр, кст, шпер, спл, скв, сбр, впл, вст, взб, взд, сгл, вск, ств, всл, мст, всп, шпр, впр, взг, вкл, взл, стл, всм, вср, взм, вспл, вскр, льст, всс, сдв, встр

 

     Начинать работу с пословицами, поговорками и скороговорками следует вначале определив смысловую направленность что и ради чего говорится, а не механически повторяя текст. Если имеются серьезные речевые недостатки, а также органические повреждения речевого аппарата (неправильное строение зубов, челюстей и т.д.) следует обратиться к врачу-стоматологу и преподавателю-логопеду. Занимающийся должен помнить, что воспитание навыков ясной и четкой дикции - длительный процесс систематической и упорной тренировки.

  • Рисунок4.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок3.png