Зима
Методическое обоснование занятия.
Автор: Ткаченко Светлана
В современном обществе постепенно повышается интерес к декоративно-прикладному искусству. Это связано с желанием людей самостоятельно или с помощью профессионалов создать индивидуальный интерьер. Большое количество современных изобразительных материалов и проводимые, а также видео-интернет-напечатанные мастер-классы позволяют людям, самим декорировать собственный интерьер, разрабатывать занятия для детей разного возраста. На сегодняшнем мастер-классе (МК) будет изучена технология «Витражная роспись по стеклу». Участие детей в процессе создания росписи по стеклу решает сразу несколько задач разного порядка:
Психологические (воспитательные):
1 Желание самостоятельно создавать предмет для интерьера (панно).
2 Укрепление нравственных и духовных ценностей.
Эстетические (развивающие)
1 Создание предметов (панно) для украшения любого интерьера.
2 Развитие эстетического отношения к прекрасному, умение его ценить и создавать.
3 Развитие фантазии и воображения в создании предметов.
Обучающие
1 Развитие мелкой моторики, координации движений и образного мышления.
2 Освоение технологии «Витражная роспись по стеклу».
3 Развитие умения самостоятельно или с помощью педагога создавать трафарет, рисунок на белой бумаге и наносить его на стекло.
4 Формирование навыка нанесения акрилового контура по стеклу.
5 Развитие навыка создать эскиз на заданную тему.
6 Повторное нанесение и заливка красками изображения.
7 Формирование навыка работы в технике
8 Формирование навыка разделения этапов работы в соответствии с умениями, навыками и временным интервалом.
Поэтому я решила познакомить детей с таким разделом декоративно-прикладного искусства, как «Витражная роспись по стеклу» и предложить выполнить небольшое панно. Освоив данную технологию, Вы сможете сами, вместе с ребенком, самостоятельно, а в будущем и ребенок сможет сам, без посторонней помощи создавать в домашних условиях доступными изобразительными материалами аналогичные панно для украшения собственного интерьера и в подарок друзьям и близким.
Тема: Зима.
Цель занятия: Сформировать или поддержать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, научится работать самостоятельно и в соавторстве создавать панно в новой технологии декоративно-прикладного искусства.
Основные термины и понятия: декоративно – прикладное искусство, витражная роспись, витраж, панно, эскиз, контур по стеклу.
Ход занятия:
Для предлагаемого панно нужно немного фантазии. Сюжет фантастический, сказочный. Роспись несложная, но много мелкой, кропотливой работы в декоре.
Для работы необходимо подготовить: рамку со стеклом, листы белой бумаги, карандаш, кисти №3, 4, баночку с растворителем, тряпочки.
Еще , понадобятся красители: темно-синий, синий, бирюзовый, белый, серебро, золото, голубой, оранжевый, красный, бордовый, медный.
Для декора используем контуры холодных оттенков: белый, серебряный с блесками, синий, медь.
На листе белой бумаги, величиной равном размерам стекла, выполняем эскиз будущего панно в натуральную величину.
В нижней части листа, сантиметра на полтора- два от нижнего края листа волнистой линией намечают сугробы. Поверх сугробов рисуют домики, побольше и поменьше, с трубами, из которых идет дым и церквушка(и).
Крыши домов предположительно под снегом или немного снега на свое усмотрение. Волнистыми линиями дым рисуют до самого верхнего края листа. Линии из трубы рисуют уже, и чем выше, тем линии больше расширяются. Линий дыма из трубы рисуют несколько, с учетом того, что каждая полоска между ними будет заливаться или закрашиваться разными цветовыми оттенками.
Затем чуть выше горизонтальной середины листа рисуют слегка волнистую горизонтальную линию дальнего холма, являющуюся линией горизонта. Слева на этой линии рисуют деревья, кустарники, можно часовенку. С права в небе -диск луны и дерево. Посередине листа во всю высоту рисуют силуэт женской фигуры в кокошнике, длинном одеянии с широкими рукавами.
Эскиз панно готов. Лист с рисунком кладут под стекло и контуром медного (синего) цвета обводят линии рисунка по поверхности стекла. Контур должен полностью высохнуть, прежде чем можно будет приступить к росписи.
Начинают роспись с неба. Его поверхность заливают красителями темных цветов: синий, темно-синий, можно фиолетовым. Чуть ниже деревья, кустарники – серебряной, светло золотой краской, бирюзовой. Там где линии дыма перекрывают небо, красители должны быть чуть светлее - синий, голубой, бирюзовый. Светлых оттенков можно добиться, нанося краску на поверхность стекла тонким слоем. Чем слой краски толще на стекле, тем оттенок цвета темнее.
Диск луны заливают желтым и оранжевым цветами. Часовенки – оранжевым, карминовым и бордовым. Женский силуэт - теми же цветами, что и небо. Его будут потом выделять при помощи ажурного рисунка контурами.
Оттенки высокого снежного холма, находящегося между небом и крышами домов, получают при смешивании бирюзового с синим, бирюзового с белым (в небольшом количестве) и частью бирюзового.
В полосках дыма количество белого красителя понадобится больше. Его берут чистым, смешивают с небольшим количеством бирюзового и синего по отдельности и заливают нужную поверхность. Плоскость женской фигуры заливают по намеченному рисунку, где больше белого, голубого, светло золотого. Стены домов заливают оранжевым, голубым, красным, фиолетовым. Окна – белым, голубым. Можно – желтым и оранжевым. В смеси красок преобладает белый цвет.
После того как поверхность стекла полностью залита красителями, его откладывают в сторону и дают высохнуть. И только потом украшают цветными контурами. Линии дыма дублируют (проводят рядом по две линии) волнистыми линиями и точками. Наносим декор на платье, рукава-узоры, завитки. Дым украшаем звездами. Для этого берем синий и золотой контур. Элементы декора можно подобрать самостоятельно: точечный рисунок, волнистые линии, завитки.
Готовое стекло вставляют в рамку, сзади закрепляют лист белой бумаги и картон.
«Зима». Роспись по стеклу.