• _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg
  • DSC09219.JPG
  • IMG_0025.JPG
  • IMG_2565.JPG
  • IMG_0007.JPG
  • 8.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-22-42.jpg
  • DSCF0243.JPG
  • IMG_1188.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-41.jpg
  • 6.jpg
  • DSC07433.JPG
  •   1.jpg
  • TsRWSAcA43U.jpg
  • IMG_1155.JPG
  • IMG_0026.JPG
  • DSC_1062.JPG
  • IMG_9703.JPG
  • IMG_0202.JPG
  • IMG_0150.JPG

Координация всех частей тела

 РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

                              первого года обучения (7-10 лет)

 «Координация всех частей тела»

 

Разработала: педагог дополнительного образования МБУДО «Районный центр внешкольной работы»

п. Белореченский Усольского района

                                                           Отиева Марина Геннадьевна

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 В театральных учебных заведениях в понятие «Сценическая пластика» входит комплекс дисциплин: ритмика, основы сценического движения, акробатика, координация, танец.

«Актёру мало зажить искренним чувством, надо уметь его выявить, воплотить. Для этого должен быть подготовлен и развит весь физический аппарат», - К.С. Станиславский.

Наша задача скромнее – помочь детям уверенно чувствовать себя под взглядами зрителей, быть пластичными, чтобы у них были красивые и выразительные действия, и они умели контролировать свои движения. Природа движений человека крайне сложна и многогранна. Тем более, когда речь идёт о движениях ребёнка на публике. Когда пропадает естественность движений? В жизни мы кроме главных движений делаем ещё и целый ряд вспомогательных. Например, мы идём. В это время руки движутся в ритме шагов, туловище слегка поворачивается в разные стороны, шея, голова – всё участвует в этом процессе. Но вот, нам надо пройти под взглядами зрителей. Волнение, страх – и мускулатура зажимается, и мы, выполняя главное движение, не делаем вспомогательных, и пропадает естественность движений, а, зачастую и элементарная координация. Координация – это способность логически и последовательно выполнять движения для осуществления действий. Именно развитию этого качества посвящён большой раздел в теме «Пластика».

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: КООРДИНАЦИЯ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА.

Занятие проводится в группе первого года обучения, возраст детей - 8-10 лет

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  • снятие мышечных зажимов;
  • развитие ассоциативного мышления через создание пластических образов;
  • развитие общей двигательной и двигательно-речевой координации.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  • подготовить физический аппарат ребёнка к пластическому тренингу;
  • разучить новую координационную комбинацию;
  • закрепить скороговорку с движениями «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»;
  • разбудить воображение и фантазию через выполнения пластических упражнений;
  • развить навык создания ассоциативных образов.

Необходимое обеспечение:

  • просторный класс, застеленный ковровым покрытием
  • музыкальный проигрыватель
  • мультимедийная установка с экраном для показа наглядного материала.

ПРИНЦИПЫ:

- последовательность и системность - один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий (два раза в неделю). Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;

- доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий;

- постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом;

- сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе;

- повторяемость материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

- наглядность – безукоризненный практический показ движений педагогом

- детоцентризм - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе, взаимного уважения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Музыкальное сопровождение как методический прием (наглядно-слуховой) дети не могут самостоятельно научиться чувствовать музыку. Педагог своими пояснениями может помочь детям приобрести умения согласовывать движения с музыкой. Правильно подобранная музыка несет в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в движении.

2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практический показ педагога, видеозаписи).

  1. Словесный метод - с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. "Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке" В.А. Сухомлинский (беседа, рассказ, художественное слово).
  2. Импровизационный метод – имеет смысл постепенно подводить детей к   возможности импровизации, т. е. свободного, непринужденного движения, как подсказывает музыка. Используется, как правило, на старшем дошкольном возрасте. Главное, не мешать детям свободно импровизировать, но при этом необходимо следить, чтобы движения совпадали с музыкой . Педагог должен тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении
  3. Социо–игровой метод – у детей игра – ведущий вид деятельности, малыш лучше все воспринимает через игру. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
  4. Практический - упражнения, этюды;
  5. Репродуктивный – показ педагога и повторение воспитанниками упражнений.

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

  1. Организационный момент:

 

  • приветствие педагога, педагог интересуется, как спалось ребятам, спрашивает, все ли выспались и, выслушав ответы, предлагает ребятам вспомнить, как они, проснувшись утром, потягиваются на кроватке, можно даже позевать (на экране изображение сонно зевающего солнышка);
  • затем педагог предлагает поздороваться с солнышком: поднимаем руки высоко вверх, поднимаемся на носочки, всем телом тянемся к солнышку и произносим: «Здравствуй, солнышко!» (на экране улыбающееся изображение солнышка);
  • здороваемся с травой под ногами: наклоняемся вперёд, колени прямые, пальчиками стараемся дотронуться до пола и произносим: «Здравствуй, травушка!» (на экране картинка травы и цветов);
  • здороваемся с плечиками: сначала кладём левую руку на правое плечико и говорим: «Здравствуй, правое плечико!», затем правую руку на левое плечо со словами: «Здравствуй, левое плечико!», то же самое делаем с коленками и ушами.

Наряду с организационным моментом данные упражнения делаются также в качестве обязательной разминки мышц перед выполнением пластических упражнений, а также тренируют элементарную координацию движений детей.

  1. Повторение пройденного материала:

(На слайде изображение облаков)

  • педагог предлагает ребятам снова отправиться на полянку, добираться туда мы будем на лошадке: вытягиваем обе ручки перед собой, цокаем как лошадки (одновременно с каждым щелчком языка все пальчики по очереди встречаются с большим пальцем);

Упражнение из пальчиковой гимнастики развивает речь и пластические возможности кистей рук. При выполнении упражнения необходимо следить за чёткой последовательной работой каждого пальца, а также за тем, чтобы сами руки были неподвижны во время движения пальцев.

  • падаем на травку, чтобы отдохнуть, закрываем глаза, по команде педагога поднимаем по очереди: правую руку и правую ногу, левую руку и левую ногу, правую руку и левую ногу, левую руку и правую ногу и т.д. (в самых разных комбинациях), по хлопку педагога открываем глаза;
  • Что мы видим на небе? На что бывают похожи облака?

                          А каким бывает ветер,

                          Вы, ребята, мне ответьте?

                          Ветер яростным бывает,

                          Тучи по небу гоняет,

                          Мутит воду в синем море

                          И бушует на просторе.

                          Ветер ласковым бывает,

                          Он листочками играет…(П.Трошиной)

                          С облаками он играет

                          В чудеса их превращает…(Н.Килеевой)

  • Педагог превращает девочек в облака, летящие по небу, а мальчики угадывают, на что похоже облако каждой девочки (звучит музыка)

 

Этюд «Облака» ( тоже с мальчиками-облаками)

 

  • Теперь вы все облака, пока звучит музыка, но как только завоет ветер, вы превращаетесь в фантастическое существо, которого не бывает.

Этюд «Превращение в фантастическое существо.

                          Ветра вовсе не бывает,

                          Он тихонько засыпает.

                          В небе, в облаке ночном

                          Он находит тихий дом. (П.Трошиной)

(звучит спокойная музыка, дети-облака спокойно опускаются на пол, замирают)

(на экране изображение поляны с пасущимся стадом коров)

  • на полянке мы видим много разных коров, давайте превратимся в большую корову, лениво жующую траву, в молодого телёнка, скачущего по всей поляне, в большого сердитого бодливого быка;

(на экране изображение бычка)

  • педагог предлагает вспомнить скороговорку про бычка, сначала произносит её сам, потом все ребята хором: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа!»; затем повторяем комбинацию движений: на слова «бык», «бычок», «быка» - приседание на полной стопе, руки впереди; на слова «тупогуб», «тупогубенткий» и «тупа» - низкий наклон туловища вперёд, колени ровные. Ребята выполняют упражнение один раз вместе и затем по одному.

Важно, чтобы ребёнок выполнил от начала до конца все верно, поэтому необходимо повторять данное упражнение двигательно-речевой координации с некоторыми детьми по два-три раза.

 

  1. Основная часть:

  • педагог проверяет координацию и внимание ребят: просит их поднять вверх левую руку, а сам поднимает левую ногу, или просит их вытянуть руку вперёд, а сам поднимает её вверх, затем предлагает им попробовать правой рукой похлопать себя легонько по макушке, а левой рукой погладить себя круговыми движениями по животу.

По окончании упражнения задаются вопросы: «У кого получилось?», «В чём трудность выполнения упражнения?», педагог объясняет ребятам, что нам нужно тренировать наши части тела двигаться одновременно, но в разных ритмах, и тогда наше тело будет слушаться нас, и всё обязательно получится.

 

  • разучиваем новую координационную комбинацию с показом педагога:

- правая рука на четыре счёта повторяет серию движений:

на раз – вытягивается вперёд,

на два – сгибается от локтя к груди,

на три – отводится в сторону,

на четыре – опускается вниз.

Сначала отдельно разучивается комбинация только для правой руки с несколькими повторами.

 

- левая рука выполняет комбинацию на один счёт короче:

на раз – вытягивается вперёд,

на два – отводится в сторону,

на три – опускается вниз.

Отдельно разучивается комбинация только для левой руки с несколькими повторами.

 

  • Теперь медленно под счёт вместе с педагогом соединяем движения обеих рук.

Комбинация рассчитана на двенадцать счётов, при верном выполнении на последний счёт обе руки опустятся одновременно вниз. Необходимо повторить данную комбинацию не менее трёх раз с педагогом, прежде чем предлагать ребятам попробовать выполнить её самостоятельно.

 

  1. Самостоятельная работа:

  • Педагог предлагает ребятам распределиться стайкой по площадке, так, чтобы никто никому не мешал, и занять любые удобные позы с закрытыми глазами. Поочерёдно включая три разноплановых музыкальных отрывка, педагог предлагает ребятам определить характер музыки, пофантазировать над тем, где и при каких обстоятельствах мог бы звучать данный музыкальный фрагмент, нарисовать в воображении картину и рассмотреть её внимательно, перенестись внутрь созданной картины. По команде ребята начинают двигаться в характере музыки, пробуют в движениях тела выразить настроение, состояние, атмосферу. В движении должны быть заняты все части тела: руки, ноги, голова, корпус. Упражнение заканчивается по хлопку.
  • Беседа по данному упражнению. Педагог задает всем ребятам вопросы:
    1. «Что вы видели вокруг себя, когда звучал данный музыкальный отрывок?»
    2. «Какие звуки, кроме музыки, были слышны вокруг вас?»
    3. «Были ли вы одни, или с вами был кто-то ещё?»
    4. «Кем вы были на момент начала движения?»
    5. «Какие эмоции вы испытывали, двигаясь под этот музыкальный отрывок»

Необходимо добиться, чтобы каждый ребёнок выразил в словах возникшие в процессе выполнения упражнения ощущения и впечатления. Обязательно нужно выслушивать ребёнка до конца, задавая ему дополнительные наводящие вопросы.

При обсуждении упражнения поочередно должны прозвучать все музыкальные отрывки. На экране в это время появляются отвечающие эмоциональному настрою картинки, заранее подготовленные педагогом.

  1. Заключительная часть:

  • Повторение пройденного на занятии: педагог предлагает воспитанникам вспомнить и перечислить всё, что было сделано. Интересуется, что понравилось больше всего, и что было самым сложным для каждого ребёнка.
  • Ещё раз повторяем новую координационную комбинацию. Педагог просит детей повторять её дома перед зеркалом хотя бы один раз в день.
  • Заполняем оценочную карту эмоционального восприятия.
  • Прощание: делаем глубокий вдох, рука поднимается вверх, потом к груди, низкий поклон и протяжно говорим как можно ниже, как Деды Морозы: «До свидания!». Ещё один вдох и поклон и протяжно говорим на среднем, грудном регистре, как Снегурочки: «До свидания!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

При входе воспитанников в класс педагогу необходимо в самом начале занятия сконцентрировать их внимание для того, чтобы в дальнейшем быть услышанным детьми. Сделать это можно с помощью упражнения на внимание «Поймай хлопок», или с помощью простого диалога на любую тему.

В ходе урока необходимо постоянно чередовать упражнения по виду деятельности и степени активности: таким образом, предупреждается преждевременная утомляемость и, кроме того, воспитанники приучаются к быстрому переключению внимания.

На протяжении всего учебного процесса педагогу следует всеми силами избегать того, чтобы быть скучным, пассивным, безликим учителем. Дошкольники желают видеть перед собой экспрессивного, в меру весёлого и строгого педагога-актёра, который способен превратить каждый урок в увлекательную сказку. Именно таким педагогам дети платят огромной любовью и высокой результативностью.

Перед педагогом стоит нелёгкая задача – из разрозненных детей с разными психическими и физиологическими особенностями, из, зачастую уже в таком раннем возрасте эгоцентричных индивидуальностей, создать на своих занятиях доброжелательный коллектив, в котором эти индивидуальности смогут самовыражаться не в ущерб окружающим. Создание творческой доброжелательной обстановки – это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя упускать из вида на протяжении всего процесса обучения.

В работе с детьми младшего школьного возраста неотъемлемым качеством педагога-воспитателя является гибкость. Невозможно во главу угла ставить строгое, безвариативное выполнение поставленных целей. В любой момент, в зависимости от настроя детей и степени восприятия ими того или иного материала, педагог должен быть готов изменить направление или вид деятельности, вернуться к уже знакомому материалу, чтобы не нарушить комфортного самоощущения ребёнка на занятиях по мастерству актёра.

Важно, что бы педагог на своих занятиях всячески поощрял самостоятельные решения воспитанников, творческие находки, необычные решения.

Педагогу необходимо учитывать разную степень усвоения материала, решая эти вопросы с помощью заданий, соответствующих возрастным и психологическим особенностям каждого ребёнка.

В конце каждого занятия педагог должен сделать выводы, подвести итоги. Педагог должен постараться в каждой детской работе найти положительные моменты, мягко указать на наиболее часто повторяющиеся ошибки, отметить лучшие работы, т.е. вносить в работу соревновательный элемент

         С первого же занятия важно заинтересовать малышей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо тщательно продумать методические приемы, которые могут решить поставленную задачу.

         Сначала предстоит научить детей красиво и осознанно двигаться в соответствии с характером музыки, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные, доступные для детей упражнения. В этом смысле очень хорошо использовать движения, имитирующие характерную походку животного, элементарные жесты, мимику, пантомимику, соответствующую определенному настроению человека.

         Обучение движению обычно начинается с его названия, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движения. Объяснение движения должны быть лаконичными, целенаправленными, понятными.

         Нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении. Занятие не должно быть монотонным, лучше, если они будут проведены в форме игры.

               Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии, следует включить в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления подбирается такой репертуар, который будет понятен и доступен для детей. Это может быть произведения русских и зарубежных классиков, русские народные мелодии.

               Заканчивать занятия необходимо заданиями на расслабление, несложными танцевальными упражнениями, этюдами из простых движений.

               Занятия нужно проводить увлекательно, в динамике, чтобы дети уходили с чувством удовлетворения.

               Объяснения должны быть негромкими, но эмоциональными.

Анализ проведённого занятия

  1. Были ли достигнуты в ходе занятия, поставленные Вами цели и задачи? В каком процентном соотношении?___________________

_________________________________________________________

  1. Возникали ли во время занятия затруднения в понимании или выполнении детьми каких-либо упражнений и заданий? Если да, то по какой причине? ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы оцениваете собственную готовность к проведению занятия? (по пятибалльной системе) _________________________
  1. Как вы оцениваете готовность воспитанников к усвоению данной темы? (по пятибалльной системе)____________________________
  1. Укажите в процентном соотношении, насколько дети хорошо усвоили данную Вами тему:

Отлично: __________________

Хорошо: ___________________

Удовлетворительно: _____________

Неудовлетворительно: ___________

  1. Оцените степень внимания детей на протяжении всего урока (по пятибалльной системе) ______________________________
  1. Оцените дисциплину на протяжении всего занятия (по пятибалльной системе) ______________________________
  1. Что бы вы изменили, улучшили в своём занятии, если бы Вам пришлось проводить его ещё раз? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Рисунок3.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок6.png