Конспект открытого занятия в объединении дополнительного образования «Сказка»
Конспект открытого занятия в объединении дополнительного образования «Сказка» МБУДО «Районный центр внешкольной работы» п. Белореченский Усольского района
Руководитель – педагог дополнительного образования Ткаченко Светлана Николаевна
Тема урока: «Художественная роспись по стеклу. Цветочная фантазия»
Цель урока: Научить выполнять роспись по стеклу.
Задачи урока: 1. Познакомить с технологией росписи по стеклу;
- развивать художественный вкус, фантазию, мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы к уроку: предметы из непрозрачного стекла, набор красок и контуров по стеклу, кисти, салфетки.
Зрительный ряд: слайды с изображением витражей, расписной посуды, образцы работ учащихся, кроссворд.
Оборудование: компьютер, проектор.
План урока:
- Орг. Момент.
- Теоретическая часть.
- Последовательность выполнения работы.
- Техника безопасности.
- Практическая часть.
- Анализ работ учащихся.
- Итог.
Ход урока.
- Организационный момент.Настроить учащихся на урок, проверить готовность к занятию.
- Теоретическая часть.
Прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле называются витражами. Они обычно устанавливаются в световых проемах - окнах, дверях, фонарях. Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. В самом древнем государстве современной цивилизации, которое находилось на берегах Нила, найдены следы применения цветного стекла. В нём египтян, а позднее и римлян, привлекали в первую очередь свойства цветного стекла по-особому преломлять свет и делать так, чтобы из него выходили необычные, играющие на солнце разноцветные лучи.
Но подлинный расцвет витражного искусства начался в Западной Европе в эпоху Ренессанса. Что касается России, то витражное искусство здесь начало развиваться только в XVII веке: в основном из-за того, что в православном храме запрещалось изображать священные действа на стекле, которое считалось хрупким материалом.
Все такие картины писались на иконах и фресках. Да и начинался этот удивительный вид искусства на Руси не со стекла, которое было безумно дорого, а со слюдяных изделий.
Круг художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк — от мастеров эпохи Возрождения до художников упадочного буржуазного искусства. Живописью по стеклу на грани XV и XVI столетий занимались выдающиеся немецкие художники: Ганс Гольбейн Старший (1460/70—1524 гг.),. Альбрехт Дюрер (1471—1528 гг.), Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)
. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий из стекла. Стеклянная посуда, вазы подносы. А сейчас, я хочу проверить, как вы запомнили новые термины. Перед вами небольшой кроссворд.
- Прозрачные картины, рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле называются.... (витраж)
- В каком древнем государстве были найдены первые следы применения цветного стекла (Египет)
- Расцвет витражного искусства начался в эпоху (Ренессанс)
- Как называется черная краска для обводки рисунка по стеклу? (контур)
- Выдающийся немецкий художник, занимавшийся живописью по стеклу (Гольбейн)
- Место, где чаще всего можно увидеть витраж (окно)
- Последовательность выполнения работы.
- Выполнение эскиза на бумаге и раскрасить красками
- Нанесение краски, контура на стеклянную поверхность по эскизу.
- Наносим краску по стеклу, аккуратно размазывая тонкой кистью без просветов. Контурами делаем обводку изображенных предметов.
- Дополняем работу мелкими деталями.
- Техника безопасности.
- Аккуратно обращаться со стеклянными предметами, чтобы они не разбились.
Б) Краски не брать в рот и не подносить к глазам.
- Не оставлять краски в открытом виде.
Г) После окончания работы вытереть руки салфеткой.
- Практическая часть.
Для работы понадобятся тарелки из черного непрозрачного стекла, близкая по форме к квадрату, лист белой бумаги, карандаш, кисти№3,№4,тряпочки и баночки с водой. Акриловые краски «Металлик-золотого и медного цветов». Цветные контуры - черный, золотой, медный и золотой. На лист белой бумаги кладут тарелку и карандашом обводят ее по контуру. На полученной плоскости рисуют эскиз будущей росписи.
В центре тарелки по диагонали располагают два кру4пных цветка с полукруглыми лепестками. По краям тарелки (внизу, слева, в правом верхнем углу) рисуют часть цветков. Между ними на свободной плоскости рисуют вертикальные, горизонтальные линии и несколько завитков. К цветкам «привязывают» листья, каждый из которых делят на две половинки.
Так как тарелка непрозрачная, черная рисунок на поверхность на поверхность придется наносить от руки и на глаз, затем сразу контуром. Цветы обводят золотом, листья - медью, лилии- медью, бронзой, золотом. Завитки составляют из точек этих же цветов.
Лепестки цветов расписывают акриловыми красками золотого цвета. Одну из половинок листьев оставляют черной, другую покрывают медью.
По краю серединок цветов наносят точки черным контуром. Им же прорисовывают прожилки на медной стороне листьев и волнистые линии на поверхности фона между вертикальными и горизонтальными линиями. На черной половинке листьев прожилки рисуют медным контуром. Лепестки и цветы декорируют точками и капельками золотого, бронзового и медного цвета.
Сегодня мы завершаем художественную роспись стеклянной тарелки. Тема нашей росписи посвящена весне. Встречая весну, следует украсить дом цветами.
Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
- Аккуратность выполнения.
- Эксклюзивность.
- Проявление фантазии.
Анализ работ учащихся.
3.Итог урока.
Выставка работ учащихся, оценка работ по критериям.