• 7.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg
  • _DSC7873.JPG
  •   1.jpg
  • DSCF8573.jpg
  • IMG_0026.JPG
  • 3.jpg
  • 1 DSC_0653.JPG
  • IMG_0031.JPG
  • IMG_2565.JPG
  • IMG_0080.JPG
  • IMG_0202.JPG
  • 5.jpg
  • DSC02299.JPG
  • IMG_2416.jpg
  • DSC09208.JPG
  • 4 DSC_0275.JPG
  • DSC02249.JPG
  • IMG_1171.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg

Элементы танцевальной терапии как средство психогигиены и здоровьесбережения на занятиях детского хореографического коллектива

Методическая разработка по теме:

Элементы танцевальной терапии как средство психогигиены и здоровьесбережения на занятиях детского хореографического коллектива

Автор: Готовская Татьяна Васильевна

1got

Люди с незапамятных времен любили танцевать, а современные ученые доказали, что под воздействием танцевальных движений в организме человека вырабатываются гормоны эндорфины, которые влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывая ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям. Н.Ю. Оганесян характеризует танец как «чувства и настроения, выраженные в эстетической форме».

Цель дополнительного хореографического образования — способствовать развитию участников творческих коллективов посредством занятий хореографией — поэтому иерархия задач, стоящих перед педагогом-хореографом детского самодеятельного хореографического коллектива от первичной к последующим - такова: 1)развивающая — развитие определенных качеств психики, тела и двигательных навыков учащихся;

2) воспитательная — формирование нравственных и других положительных, жизненно необходимых качеств личности, содействие её социализации;

3) обучающая — передача учащимся информации теоретического и практического плана, выработка умений и навыков в области хореографии.

Таким образов, хореография в детском хореографическом коллективе является лишь основой общения и педагогического взаимодействия педагога-хореографа с учащимися, средством развития последних; главным же является совершенствование человека, в частности оптимизация его личности, посредством воспитания положительных человеческих качеств и обучения основам хореографии.

Стандартное содержание работы педагога-хореографа в детском самодеятельном хореографическом коллективе предполагает:

1) учебно-тренировочную работу (тренажную классику, изучение отдельных танцевальных элементов и композиций, их отработку в ходе репетиции);

2) творческую работу (сочинение и постановку хореографических композиций, их представление на выступлениях коллектива);

3) воспитательную работу:— непосредственно сопровождающую учебный процесс(«обучая, воспитываем») и— специально организованную внеучебную работу за рамками занятий в хореографическом коллективе.

Одним из нестандартных элементов работы педагога-хореографа в детском хореографическом коллективе может быть введение в традиционные занятия хореографией элементов танцевальной терапии для того, чтобы содействовать улучшению психологического состояния детей и подростков, занимающихся в нем.

В настоящее время в связи со всё возрастающими нагрузками школьного обучения и, с одной стороны — амбициями родителей, а с другой — дефицитом их внимания к детям, неспокойной обстановкой в семьях, дети всё чаще испытывают стресс — психологическое состояние, характеризующееся отсутствием внутренней гармонии и душевного равновесия, сопровождающееся страхом, гневом, агрессией, тревожностью, депрессией, эмоциональной неустойчивостью, снижением самоуважения и другими деструктивными состояниями.

Их наличие в личности делает её психологически неблагополучной — невротичной, снижает способность человека к адаптации — приспособлению к меняющимся условиям внешней среды и грозит переходом к психическим расстройствам. Поэтому введение элементов танцевальной терапии — психотерапевтического метода, способствующего устранению психологического неблагополучия личности — может быть определено как здоровьесберегающая технология, которую возможно реализовать в рамках современного дополнительного хореографического образования.

Танцевальная терапия (далее ТТ) — это психотерапевтическое использование движения под музыку как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. ТТ применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушение общения и межличностного взаимодействия ( Кисилева М.В. Арт-терапия в практической психологиии и социальной работе). Любое движение стимулирует высвобождение чувств, и через тело человеку легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова; а изменяя положение тела, он изменяет свое душевное состояние.

При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие человека, как душевное так и физическое, и соответственно меняется характер его движения. Изменение движений, в свою очередь, приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций. Таким образом основная задача танцевально-двигательной терапии — обретение чувствования и осознанности собственного «Я».

Использование танцевально-двигательных техник позволяет:— провести диагностику личности или группы в целом

— снять напряжение

— приобрести новые движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми— изменить стиль общения с окружающими

— научиться осознавать свои и чужие желания

— достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности (Кисилева М.В).

Одним из основных методов ТТ является использование преимущественного спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения отношений.

К методическим приемам ТТ также относится и целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать, поддерживать свободную импровизацию, межличностное взаимодействие. Можно использовать музыку для создания настроения.

Еще одной составляющей является танцевальная игра, основная цель которой — вовлечение участников в творческий, стоящий взаимоотношения опыт. Танцевальная игра — это: игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства.

Таким образом ТТ не учит движениям и стилям, она помогает найти собственный танец для каждого. В ТТ не существует правильного или ошибочного движения, все движения идут от души танцующего.

С детьми младшего школьного-возраста особенно хорошо можно проводить небольшие передышки в виде танцевальных игр. Танцевальные игры в системе ТТ строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств, так же они могут стать разрядкой от классических упражнений на занятии. Педагог должен поощрять участников выражать внутреннее состояние, по возможности, более произвольно и свободно, не беспокоясь об эстетической стороне танца.

Практические упражнения в Т-группах

Занятие №1. Знакомство друг с другом.

 

1.Игра «Снежный ком»

Цель: знакомство с участниками группы.

Каждый из участников группы называет по очереди своё имя, следующий участник должен назваться сам и перечислить имена предыдущих участников.

  1. Упражнение «Марионетки».

Цель: снять зажимы в движениях.

Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.

3.Гимнастика и упражнения. (В сопровождение можно взять арабскую музыку)

Цель: Работа по раскрепощению движений в суставах.

Разобьем упражнения по основным характеристикам.

К первой группе отнесем все вращательные движения. Вращение рук, ног, туловища, головы, таза, стоп, рук, кистей, комбинации вращений.

Ко второй отнесем все упражнения на сжатие и растяжение. Например: потягивание, наклоны, «Поза носа лодки», «Тещин язык», «Открывание дверей», «Мюнхгаузен», наклоны к одной точке плечевыми суставами, кроме вращений.

К третьей группе отнесем упражнения на скручивание. Это «Гимнастика на позвоночник», повороты головы, вывороты рук.

К четвертой группе отнесем - тряски. Тряски рук, ног, живота, головы, туловища, предплечий, груди.

К пятой группе отнесем различные прыжки: на носках, с подниманием бедер, подниманием прямых ног, на четвереньках, вокруг оси, в длину, на прямых ногах, отнесем сюда махи руками.

К шестой группе отнесем силовые упражнения. Приседание, отжимание, подтягивание, качание пресса.

Правила для упражнений.

  1. Начинать движения с конечностей, затем туловище, в конце - движения головой.
  2. Начинать постепенно, не загонять себя. Каждое занятие - это удовольствие наполнение тела энергиями.

3.Следите за своим состоянием, если плохо себя чувствуете или самочувствие ухудшается, то делать не надо.

  1. Чередование напряжения и расслабления.
  2. Напряжение на задержках дыхания, на вдохе и выдохе.
  3. Релаксация

Упражнение «Восход солнца»

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка, видеозапись с восходом солнца.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наше занятие подходит к своему завершению. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную для вас позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...»

После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

5.Ритуал «Прощание»

Разбиться на пары, взяться за руки (в парах), обнять друг друга, улыбнуться.

Занятие №2

1.Разогрев

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: Работа по раскрепощению движений в суставах.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Почувствовали ли освобождение от зажимов?

2.Упражнение «Животные»

Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.

Материалы: Медитативная музыка.

Выберите любое животное или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?
  • Почему было выбрано это животное?
  • Какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
  • Как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
  • Какие ощущения испытывали, чувства переживали?

 

3.Упражнение «Отображение»

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения:

  • На какие движения партнера вы обратили внимание?
  • Что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?
  1. Релаксация

5.Ритуал «Прощание»

 

 

Занятие №3


Упражнение «Напряжение-расслабление»

Цель: Научить снимать зажимы в отдельных частях тела, раскрепощать тело.

Участники должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

2.Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем, первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали, будучи ведущими / ведомыми?
  • Что чувствовали, примерив на себя его движения? Какой Я, когда танцую, как он?
  • Когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
  1. Упражнение « Театр»

У этого упражнения – театральная природа. Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно "запускает" спонтанность и творческое мышление.

Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего, который время от времени даёт задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!

- Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели!!! А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!!! Сумерки сгущаются...

Снежное поле, пронизывающий зимний ветер... И пули свистят над головой. Ещё и ещё! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой... Но очень холодной, градусов 8-10 от силы!!!

Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков... Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах... Ею наполнено пространство... Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один, внюхаемся... Вдохнем чудо- аромат упругой кожи, возьмём в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты - ну и лимон!!! Вперёд через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

Берег моря, закат, идём по кромке воды...

  1. Релаксация

5.Ритуал «Прощание»

 

Занятие №4

 

  1. Приветствие на сегодняшний день

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

  1. Упражнение «Зажимы по кругу»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Участники идут по кругу и по команде психолога напрягают правую руку, правую ногу, левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, все тело. Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и постепенно нарастать до предела. В состоянии предельного напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде нужно полностью сбросить напряжение, то есть расслабить напряженный участок тела целиком. По окончании каждой части упражнения по заданию психолога участники группы прислушиваются к ощущениям своего тела, при этом продолжают спокойно идти по кругу и вспоминать обычное для себя напряжение в этом участке тела (свой привычный зажим). Затем участники должны снова постепенно напрячь тело в этом месте, доведя зажим до предела, сбросить через 15-20 секунд. После следует напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с привычным зажимом. Повторять упражнение с собственными зажимами следует от 3-х до 5-ти раз.

  1. Гимнастика и упражнения (смотри выше)
  2. Релаксация
  3. Ритуал «Прощание»

 

Занятие №5


Упражнение «Бумажные мячики»

Цель: разогрев мышц и суставов

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды. Музыкальное сопровождение.

- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует, скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

  1. Гимнастика с запаздыванием.

Цель: развитие внимания, быстроты мышления

Вся группа повторяет за одним членом группы любое физическое упражнение или движение, темп убыстряется. Ведущий может быть сменен после выполнения. Тот, кто ошибся, становится следующим ведущим.

  1. Игра «Танец-хоровод»

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.

Вопросы для обсуждения:

  • Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  • Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  • Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?

4.Релаксация

5.Ритуал прощания

 

Занятие №6


Упражнение «Путаница»

Цель: разминка

  1. Упражнение «Танец отдельных частей тела»(смотри выше)

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение

  1. Двигательная игра со стульями

Цель: развивать внимание, учить концентрировать внимание, развивать подвижность мышления.

Материалы: ритмичная музыка

Происходит перемещение со стула на стул по кругу таким образом, чтобы стоящий в центре член группы не мог сесть на свободный стул. Тренер или водящий командует о перемене мест всех сидящих. Например, «все блондины меняются местами; все, кто храпит ночью, меняются местами» и т. п. Сам водящий использует данный момент для того, чтобы сесть самому на один из свободных стульев.

  1. Релаксация
  2. Ритуал прощания

Занятие №7

  1. Упражнение «Прыжок» (разминка)
  2. Упражнение «Спутники»

Цель упражнения: Упражнение предназначено для физической разминки, раскрепощения участников

Описание: Предварительно, по числу участников, ведущий заготавливает карточки для жеребьёвки. Для этого подойдут, например, обычные игральные карты, разрезанные пополам. Количество половинок должно совпадать с количеством участников. Если последних нечётное число, тогда ведущий добавляет себя в этот список. На одной половинке от каждой карты надо написать маркером букву «П» (Планета), на другой - «С» (Спутник).

Жеребьёвка происходит так. Каждому выдаётся по половинке игральной карты. Участнику необходимо найти вторую половинку (то есть второго участника). Когда все разобьются по парам, ведущий даёт следующую инструкцию:

- Те из вас, у кого на карточке написано «П», будут «планетами». Те, у кого написано «С», - «спутниками». Задача у «спутников» одна - вращаться вокруг «планет», не отставая от них. У «планет» несколько задач. Первая - определиться со своим названием. Желательно взять что-то из названий планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля...). Название «планеты» должно быть уникальным, не повторяться. Затем надо выбрать себе цвет. Цвет тоже не должен повторяться. Третья задача - передать какой-нибудь планете через другую планету свой комплимент.

Примеры: «Юпитер, передай синей планете, что она сегодня хорошо выглядит», «Серая планета, передай Меркурию, что у него очень весёлый спутник». Упражнение закончится, когда все задачи будут выполнены.

3.Гимнастика и упражнения (смотри выше)

  1. Релаксация.
  2. Ритуал прощания.

 

Занятие №8

  1. Упражнение «Хулиган»

Цель: развивать внимание, подвижность мышления

Участники стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть кто-то выйдет за дверь. Мы выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять движения, меняя их незаметно для водящего, а мы будем их повторять. Водящий должен понять, кто же является инициатором движения».

В ходе обсуждения упражнения руководитель группы спрашивает о впечатлениях и способах введения в заблуждение водящего.

2.Упражнение «Найди отличие»

Цель упражнения: Снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом.

Описание: Между процедурами упражнения руководитель группы делает паузу и предлагает участникам найти что-то в его собственной внешности, что разительно отличается от внешности всех других участников. Таким отличием может быть: наличие бороды, обувь другого цвета, какой-то стиль одежды, наличие аксессуара и т.п. В дальнейшем это упражнение можно повторить, спрашивая уже про внешность кого-либо из участников.

Замечание: если кто-то из участников робок и обидчив, лучше не выбирать его.

3.Гимнастика и упражнения (смотри выше)

  1. Релаксация
  2. Ритуал прощания.

 

Занятие №9


Упражнение « Нос, пол, потолок»

Цель: развивать внимание, координацию движений.

  1. Упражнение «Тревожная скульптура»

Цель упражнения: Упражнение поможет преодолеть состояние тревоги, снять психологическую зажатость.

Описание: Это упражнение проводится в тех случаях, когда вас неотлучно преследует состояние тревоги, и это состояние вызывает у вас подавленность.

Приготовьте пространство. У вас должно быть хотя бы пара-тройка свободных квадратных метров.

Сосредоточьте мысли на обстоятельствах, вызывающих у вас тревогу, на ощущениях, которые вызывает это состояние.

Представьте, что вы решили заказать скульптуру, в которой будете вы сами. При этом вы желаете, чтобы в этой скульптуре была отражена нынешняя ваша тревога, негативные переживания, связанные с ней. Вы решили сделать заказ известному и хорошему скульптуру, который может малейшими нюансами подчеркнуть состояние, в котором вы находитесь. Но для этого вам надо попозировать ему.

Примите именно такую позу, в которой вы бы хотели быть запечатленным, со всеми терзаниями. Если есть возможность, то можно переодеться, использовать какие-то предметы или даже других людей. Позировать можно перед зеркалом, чтобы принять наиболее эффектную позу. Можно попросить кого-то запечатлеть вас в фотографии, если вам угодно.

Чем больше вы проявите фантазии и изобразительных способностей здесь, тем лучше.

Замрите в этой позе минут на 5-10. Попробуйте испытать эстетическое удовольствие от своей позы. Если ваше тело физически напряжено, попробуйте испытать удовольствие от этого напряжения. Представьте, что вы на самом деле стали статуей, что пришли какие-то эксперты, оценивают вас, что вас засовывают в деревянный ящик, а потом куда-то долго везут. Представьте, что вас выгружают, куда-то несут. Потом с вас снимают ящик, и вы оказываетесь во всемирно известном музее. Вокруг другие скульптуры, счастливые и несчастные, добрые и злые, грустные и веселые, умные и глупые... В зал заходят туристы, разглядывают вас, поражаются той глубине чувств, которые смог изобразить скульптор. И так проходит месяц за месяцем, год за годом, столетие за столетием. И вам приятно, что вы со своими переживаниями попали в вечность.

  1. Гимнастика и упражнения (смотри выше)
  2. Релаксация
  3. Ритуал прощания.
  • Рисунок2.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок1.png