• DSC07392.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg
  • DSC09270.JPG
  • IMG_1188.JPG
  • IMG_2565.JPG
  • IMG_0007.JPG
  • DSC_0097.JPG
  • IMG_5845.JPG
  • IMG_0347.JPG
  • DSC08188.JPG
  • DSCF0243.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg
  • 2 IMG_1224.JPG
  • 7.JPG
  • IMG_0355.JPG
  • DSC07433.JPG
  • IMG_04441.JPG
  • IMG_7936 1.jpg
  • IMG_9703.JPG
  • DSC02299.JPG

Конспект занятия в объединении дополнительного образования «Сказка» по теме «Роспись по стеклу. Искусство витража»

Конспект занятия в объединении дополнительного образования «Сказка» по теме «Роспись по стеклу. Искусство витража»

Автор: Ткаченко Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель объединения

Цель: Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности у воспитанников.

Задачи:

  • Сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства.
  • Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения, дизайнерских способностей.
  • Научить работать с материалами для росписи по стеклу.

Оборудование:

  • Стекло.
  • Набор контуров по стеклу.
  • Витражные краски «Гамма»
  • Кисти
  • Вода
  • Ватные палочки
  • Зубочистки

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог:

- Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. На столе перед вами вы видите тюбики со специальной краской по стеклу, кисточка, баночка с водой, ватные палочки, зубочистки и стекло, на котором мы будем выполнять нашу работу. Все это вы можете рассмотреть. 

  1. Изложение нового материала

Педагог:  Дети, кто мне скажет, на чем можно рисовать? На наших уроках мы рисуем на бумаге, а на чем еще можно?

Примерные ответы детей:

  • На дереве
  • На бумаге
  • На ткани
  • На стекле

Педагог: Правильно, мы можем рисовать на дереве, на ткани, на стекле. А вы знаете, как рисовать на стекле?

Примерные ответы:

  • Можно рисовать гуашью на стекле
  • Специальными красками

Сегодня на занятии, я хочу познакомить вас с одним из видов декоративного искусства. Давайте посмотрим на изображение. Кто, мне скажет, что это такое?

Ответы детей:

  • Это рисунок на стекле
  • Это витраж

Педагог: Правильно, это витраж. А кто знает, что же такое витраж?

(Дети пытаются дать определение, что же такое витраж).

Педагог: Витраж – разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или другой прозрачный материал. Искусство витража существует как само по себе, так и в союзе с архитектурными ансамблями. К витражу можно отнести украшения проемов, окон, стен, отдельных изделий, созданные из стекла или из стекол плафоны, самостоятельные картины и т.д.

Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них.

Педагог: А кто мне скажет, зачем нужен витраж?

Педагог: Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.

Если возникает необходимость оживить интерьер, создать что-то запоминающееся или же скрыть какой-нибудь дефект – витраж будет самым оптимальным решением.

  1. История возникновения витража

При создании архитектурных комплексов мастера прошлого большое внимание уделяли синтезу разных видов искусства: живописи, скульптуры, декоративно – прикладному искусству. Особое место в архитектуре занимала монументальная живопись, которая возникла намного раньше станковой живописи в виде древних фресок, мозаичных панно.

Особое место в монументальной живописи принадлежит витражу. Никто точно не знает, когда возник этот вид искусства, но его родина – Франция (от французского «vitre» - «оконное стекло»), отсюда и витраж.

Расцвет этого искусства пришелся на средние века, быстро завоевав почти всю Европу.

Задача облегчения средневекового сооружения (в готике) решалась путем применения огромных оконных проемов, которые украшались цветными витражами. Сквозь высокие, узкие или круглые проемы окон падали лучи солнца. Цветные стекла начинали светиться. Это было торжество света и цвета. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начало живописи, сообщала композициям и всему интерьеру повышенную эмоциональность. В то время композиция витражей подчинялась религиозной тематике средневековья.

Часто витражи называют «особенными» картинами, так как они не написаны красками, а составлены из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми полосками.

Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха. По эскизам художников украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные коттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров.

Педагог: Ребята, подскажите мне, где вы встречали витражи?

(Учащиеся отвечают, где они встречались с витражным искусством)

Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов:

  • разработка эскиза;
  • раскрой цветного стекла;
  • окантовка свинцом и пайка.

Существует несколько способов изготовления имитации витража в школьных условиях. Это живопись по стеклу «под витраж», изготовление модели витража при помощи стекла, пластилина и красок и другие. Мы попробуем сделать роспись «под витраж».

  1. Подготовка к практической работе

Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, дело непростое. Для этого необходимо профессиональное мастерство и особые условия.

Но мы с вами попробуем создать свой витраж, используя специальные краски по стеклу и стекло.

  1. Выполнение  практической работы.

Педагог: Для начала, нам необходимо выполнить эскиз будущего витража. Тематика выберите сами.

Когда эскиз готов, подкладываем его под стекло, предварительно обезжирив его, и обводим контуром. Обводим аккуратно, стараемся руку держать жестче, чтобы она не дрожала, чтобы линия была ровной и сплошной.

Необходимо подождать, пока контур высохнет. А пока он сохнет, мы не будем терять время зря, а немного отдохнем.

  1. Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

Педагог: Ребята, мы немного отдохнули, продолжим работу. Контур уже подсох, можно начать работу красками.

Выбираем цвет, которым мы будем закрашивать определенное место. Краска наносится в один слой, ровной поверхностью. Она как бы натягивается на стекло, без дырок и прорех. Но и лишние "волны" краски  ни к чему. Слой краски должен быть равномерным.

Теперь важно не забыть посмотреть на слой краски на просвет. Если остались «дырки», то обязательно их закрашиваем. Затем берем следующий цвет, и следующий и так, пока все не закрасим.

  1. Обсуждение работ учащихся

Ну вот, ваши работы закончены, оставим их подсохнуть, и оформим в рамку.

Вот, что у нас получилось.

q1

q2

q3

  • Рисунок6.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок5.png