Предпрофильная подготовка учащихся на занятиях курса по детской журналистике.
Предпрофильная подготовка учащихся на занятиях
курса по детской журналистике.
Автор: Тютюнник Ирина Михайловна.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД РЦВР.
Предпрофильная подготовка учащихся на занятиях
курса по детской журналистике.
В современное время активно развиваются средства массовой информации и поэтому ребятам необходимо ориентироваться в событиях, происходящих вокруг. Правильное развитие ребенка должно включать формирование активной гражданской позиции, знакомство с понятиями прав и обязанностей человека в нашем обществе. Современная общественная миссия журналиста заключается в возможности предоставлять людям с помощью средств коммуникации окружающую картину жизни. Как ни парадоксально, но индивидуальность в современном смысле слова, личность может возникнуть только благодаря современным средствам массовой коммуникации. Учитывая тот огромный вред, который уже сегодня наносит неумелая и некомпетентная информационная политика, нужно понимать важность формирования информационного иммунитета. Но мы не будем заниматься медиакритикой. Пятилетний опыт работы в качестве преподавателя специального курса журналистики для детей заставил меня заняться медиапрактикой.
На занятиях пресс-центра дети получают начальную профессиональную подготовку, включающую в себя знакомство с основными газетными жанрами. Практические занятия помогают проявлять свою творческую индивидуальность. В программу включены уроки теоретического обучения, практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки; знакомство с актуальными жанрами сегодняшнего дня, с художественным оформлением газеты, а также связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой; работа с рекламой. Особое внимание уделяется овладению публицистического и художественного стилей. Это диктуется социальной значимостью. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений.
Программа по детской журналистике имеет большое значение для формирования творческой преобразующей деятельности ребят: приобщение к работе с книгой, компьютерной техникой, вырабатывает самостоятельность мышления. Очень важно для юных журналистов умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу включены занятия по психологии. Занятия имеют большое значение в предпрофильной подготовке школьников, они помогают разобраться в профессиональной культуре журналистского сообщества. Журналистика – профессия энергичных, пишущих, остро и глубоко мыслящих людей. Этот курс имеет практическую направленность, его задача познакомиться с основами журналистики, помочь сделать первые шаги на пути освоения этой интересной и востребованной в современном мире профессии. Программа также учитывает творческую свободу учащегося, его возможность в конкретных условиях действовать по-своему.
Итогом работы стал выпуск детской районной газеты «Школьный вестник». На её страницах ученик может напечатать своё литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе, классе, призвать читателей к обсуждению острых проблем, предложить конструктивные решения. Детская районная газета – это важное средство общения между сверстниками. Она объединяет пресс-центры школ нашего Усольского района.
Газета «Школьный вестник» играет ту же роль, что и пресса в обществе: она помогает сформировать гражданскую позицию, воспитать в ребятах любовь к родному краю, его истории и культуре, приобщает к литературно-исследовательской работе, развивает в ребятах творческие и коммуникативные способности. Кроме того, она выполняет и образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки журналистской деятельности. Объединив вокруг себя коллектив единомышленников, газета для учащихся стала частью жизни, возможностью выразить собственное «Я», понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и открыто сказать об этом другим. Фактически она стала «лицом района» и создала особый микроклимат. С самого появления газета показала свою потрясающую действенность и в социальном и в психологическом плане. В состав редакции свободно входили (и выходили) учащиеся с 7 по 11 класс. Каждый ребенок был личностью в полном смысле этого слова. По крайней мере, таким он становился в газете, в своих заметках, стихах, карикатурах. Но чтобы не делали ребята – во всем чувствовалась абсолютная подлинность, аутентичность. Это ощущение собственного «Я» как ценности, аутентичность – большой дар массовой коммуникации. Газета помогает решить целый ряд психологических проблем индивида. Паблисити (известность), всеобщее внимание к личности человека, его мнению дает ему ощущение собственной ценности. Таким образом, массовая коммуникация не только угрожает, но и вооружает, дает школьнику бесценный социальный опыт.
Краткое содержание курса по детской журналистике.
Цель: формирование активной гражданской позиции, приобщение учащихся к литературной и журналистской деятельности, приобретение базовых знаний журналистской профессии, развитие творческих способностей, привитие любви к родному языку, слову, воспитание культуры общения и поведения.
Задачи:
Включить ребят в активную познавательную деятельность через работу пресс-центра.
Способствовать приобретению базовых знаний журналистской профессии, личностному самообразованию, активной самостоятельности, формированию гражданской убежденности.
Развивать индивидуальные творческие способности ребят через искусство слова.
Прививать любовь к родному языку, слову.
Формировать у ребят аккуратность, чувство ответственности, долга, культуру поведения и общения.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Лекции, беседы;
Встречи;
Дискуссии, круглый стол;
Экскурсии;
Деловые игры;
Работа с письмами
Составление плана газеты;
Выпуск газеты
Работа с документами;
Редактирование текста.
Отчет
Анализ информации
КТД
Условия реализации программы
Программа основана на «механизме» сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей. Исходя из особенностей детей старшего школьного возраста, основным видом деятельности является свободное творчество. Образовательная область, в которой реализуется программа: журналистика, русский язык, литература, информатика, психология.
Первый организационный этап, нацелен на формирование у ребят познавательного интереса в новой области знаний – журналистике, приобретение первоначальных умений и навыков. На этом этапе учащиеся учатся выражать свои мысли, вести беседу, брать интервью, грамотно составлять план выступления, доклада, писать заметку.
На втором этапе ребята учатся собирать информацию, обрабатывать её, писать статью, вести беседу, анализировать текст. У ребят присутствует более глубокая внутренняя мотивация к изучению данного вида творчества.
Третий этап. Самостоятельная работа над планом газеты, её верстка, работа с документами, самостоятельный творческий поиск.
Данные ступени характеризуются постепенным усложнением деятельности, порождающей новые творческо-познавательные потребности учащихся, а также движением ребенка к своему жизненно-творческому самоосуществлению.
Программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по программе необходимы:
Цифровая камера
ПК, принтер
Сканер
Обслуживающие программы
Проектор
Диктофон
Флеш-карты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения, 144 часа, 4 часа в неделю.
№ |
ТЕМА |
ЧАСЫ |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
теория |
практика |
теория |
практика |
||
|
PR-деятельность: современные средства массовой информации, игровые программы, экскурсии, конкурсы, обзор детской периодики, встречи с известными журналистами, первые творческие работы. |
|
32 |
|
|
1 |
Личностные и профессиональные качества журналиста |
1 |
|
|
|
2 |
Основы журналистской этики |
1 |
|
|
|
3 |
Информационные и аналитические жанры. Журналистское произведение. |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Заголовок и рубрика в газете. |
1 |
1 |
|
1 |
5 |
Искусство быть собой. Психологический тренинг. |
|
1 |
|
2 |
6 |
Литературные заметки, зарисовка. |
|
2 |
|
2 |
7 |
Стили речи |
1 |
|
2 |
|
8 |
Искусство общения. Риторика как искусство мыслить и говорить. Дискуссия |
1 |
1 |
|
2 |
9 |
Способы получения информации. Интервью. Наблюдение. Работа с документами |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
Обзор периодики |
|
2 |
|
4 |
11 |
Публичные выступления. |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
Сбор и обработка информации |
1 |
1 |
|
6 |
13 |
Выпуск газеты (макетирование на ПК) |
|
|
|
6 |
14 |
Репортаж |
1 |
1 |
|
2 |
15 |
Сатирические жанры |
1 |
|
1 |
4 |
16 |
Литературно-художественные жанры |
1 |
1 |
1 |
3 |
17 |
Работа на ПК. PegMaker 7.5 |
|
|
|
6 |
18 |
Реклама и объявления |
1 |
|
1 |
2 |
19 |
Основы цифровой фотографии |
|
1 |
|
4 |
20 |
Художественное оформление газеты |
|
1 |
|
4 |
21 |
Редактирование текста (инд.) |
|
2 |
|
6 |
22 |
Практические занятия по культуре речи |
|
1 |
|
2 |
23 |
Анализ текста |
|
1 |
|
2 |
24 |
Сжатый пересказ |
|
1 |
|
2 |
25 |
Изобразительные средства синтаксиса |
|
|
1 |
3 |
26 |
Средства эмоционального воздействия на читателя |
|
|
1 |
3 |
27 |
Участие в районных мероприятиях: выставках, концертах, спортивных соревнованиях, экскурсии |
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
14 |
52 |
10 |
70 |
|
ВСЕГО: |
64 80 |
|||
|
|
144 часа в год |
Литература:
1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие.
Ростов – на –Дону, 2006.
2. Введенская Л.А., Баранов М.Г. Русское слово. М., Просвещение.
1991.
3. Волф Инга. Современный этикет. М., «Кристина и КО», 1997.
4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. Учебное пособие. М,
1989.
5. Косталян Н.Н. Русская народная словесность. М., Просвещение,
1994.
6. Ладыженская Т.А., Зепалова Г.С. Развивайте дар слова. М.,
Просвещение, 1990.
7. Львова С.И. Программа по русскому языку для общеобразовательных
учебных заведений. Знай и люби родной язык. Факультативный курс
для 7-9 классов. М., Просвещение, 1992.
8. Пельт В.Д. Теория и практика советской периодики печати. М., 1980.
9. Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. Издательство «Феникс» Ростов-
на- Дону, 1995.
10. Пленкин Н.А. Развитие речи. М., Просвещение, 1995.
Советы юным журналистам
1. Пишите, в основном, простыми повествовательными предложениями.
2. Используйте действительный залог ( «поставили двойку», а не «двойка была поставлена»).
3. Избегайте употребления модных неблагозвучных словечек, штампов, любого профессионального жаргона.
4. Не делайте голословных утверждений. Скажем, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.
5. Помещайте самые значительные слова в начале и в конце статьи.
6. Чтобы увлечь читателя обратите внимание на заголовок (название статьи) и первый абзац.
7. Выбирая подачу, помните:
- свежа ли информация
- что в материале главное – люди или события?
- насколько это важно для читателя?
- насколько материал актуален и значим?
8. Покажите, а не рассказывайте. Не « Он гневался», а «Он молотил по столу и глаза его сверкали». Используйте яркое описание, а не простое повествование.
9. Используйте особенные «повествующие» детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.
10. Прочитайте статью вслух, так легче обнаружить «неуклюжие места».
Задания к уроку для начинающих журналистов
1.Составь предложение из слов: факт, века, народ, критерий, история, честь, совесть, всех.
(Критерий исторических фактов всех веков и народов – честь и совесть.)
2. Подбери слова – синонимы.
а) Удача – (счастье, везенье, фортуна, фарт, успех, счастливый случай).
б) Родина – (Отечество, Отчизна, Россия).
в) Мгновенье – (миг, момент, секунда, минута).
г) Смелый – (храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, решительный).
д) Красивый – (прекрасный, распрекрасный, пригожий, очаровательный, миловидный).
3.Закончите фразу.
Сознание недостатка есть уже залог (его исправления).
Завоевательные народы всегда кончали тем, (что истреблялись и порабощались сами).
Любовь в том, чтобы помогать возвышению и (возвышаться).
Воспитание складывается из двух моментов: есть воспитание умственное и (воспитание нравственное).
Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано (предыдущими поколениями).
4.Сделай художественную зарисовку на тему:
«Дружба – это верность или понимание?»
5.Составь стихотворение, когда окончания строк уже даны.
жница жрица купец храбрец |
мечтать блистать красный ясный. |
6.Вычлени из слова как можно больше слов.
Консерватизм.
7.Литературные перевертыши.
1.Счастье от глупости («Горе от ума».)
2. Закон и поощрение («Преступление и наказание».)
3. Матери и родители («Отцы и дети».)
4. Юноша и суша. («Старик и море».)
5. Континент мусора («Остров сокровищ»)
6. Пешеход в кепке. («Всадник без головы».)
7. Бодрствование в зимний день. («Сон в летнюю ночь».)
8. Черная шайка («Белая гвардия».)
9. Последняя ненависть. («Первая любовь».)
10. Солнечный принц («Снежная королева».)
8. Преобразовать прилагательные в существительные.
1.Суровый – (суровость)
2. Новый – (новость)
3. Сосновый – (сосна)
4. Черный – (чернота)
5.Мерзлый – (мерзлота)
6. Ясный – (ясность)
7. Полный – (полнота)
8.Красный – (краснота)
9. Молочный – (молоко)
10.Блистательный – (блеск)
9. Добавь полслова.
Паро – (ход, воз, ль, да, ги).
Тра – (ва, диция, нсляция, нспорт, сса, фарет, вля, нзистор).
Реп – (утация, етиция, ортаж, родукция, лика, етитор).
Кос – (ть, мос, модром, тюм, ичка).
Нас – (ледие, тупление, ест, тавничество, тойчивость, троение, трой).
10.Напиши:
Слова, в котором пишется подряд две «С»
(искусство, расследование, расставание, ссора и т. д.)
.Слова, которые начинаются и заканчиваются на «А»
(арба, атака, Анапа и т.д.)
Слова, в которых «З» посередине слова.
( позор, бизон, базар, визирь и т.д.)
11. Составь небольшую заметку «Дорога в школу»
Творческие задания к уроку
1. КОНЦЕПЦИЯ УСПЕХА. Наша жизнь немыслима без средств массовой информации. Газетные киоски переполнены журналами и газетами для детей и взрослых. Все ли они интересны и нужны читателям? Как найти секрет успеха журнала или газеты? Разработайте концепцию успеха издания: направление, название, рубрики, реклама, иллюстрации и т.п. Дайте советы людям, издающим или собирающимся создавать свой журнал.
2. Шляпка. Задача названия для журнальной статьи состоит не только в том, чтобы показать смысл и содержание материала, но и привлечь внимание читателей. Название – это как шляпка для дамы: может подчеркнуть ее красоту, либо «обезобразить». Как научиться придумывать «красивые шляпки» для журнальных статей? Предложите несколько способов.
3. Секрет журналиста. Русский писатель ХХ в. К. Федин, размышляя о секрете мастерства настоящего творца, как-то написал: "Может быть, составить раз и навсегда рецепт? Молодые все ждут и требуют рецептов. Думают, что старики скрывают секреты. Ну что ж, надо попробовать: работы - 1000,00; таланта - 200,00; вкуса - 1,00; традиции - 0,50; здравого смысла - 0,02; вдохновения - 0,01; самокритики -10,00; удачи - 0,001.
По столовой ложке утром, днём, вечером, ночью. Перед употреблением тщательно взбалтывать, ввиду нерастворимости самокритики. При появлении оскомины запивать юмором. Держать на печке, так как при остывании теряет силу. При отсутствии здравого смысла его можно заменить чужой головой".
Предложите свой рецепт мастерства настоящего журналиста.
4. Сказка газетчика. Нравится ли вам читать сказки? А писать их для газеты? Попытайтесь «переделать» какую-нибудь известную сказку, к примеру, «Репку» или «Три поросенка» с целью ее помещения в газету в одну из известных рубрик. Для этого вам при изложении сказки необходимо использовать газетно-публицистический стиль. Важно, чтобы ваше изложение в максимальной степени сохраняло содержание и смысл самой сказки.
5. Скандальное интервью. Иногда журналисты берут интервью-конфронтацию: преднамеренно «нарываются» на конфликт с собеседником, поддевают его, открыто не соглашаются с его мнением, заявляют не всегда «приятные» вещи и др. Это позволяет им получать во время данного «конфликта» важную, порой очень ценную информацию от наивного возмущенного собеседника. Вам необходимо взять такое интервью для ученической газеты у одного из школьных педагогов или других работников. Опишите ваш возможный или реально состоявшийся диалог.
6. Моя утка. Выражение "газетная утка" родилось в Германии в конце XVII в. Именно там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. non testatur - не проверено). Читается это сокращенно энте, что по-немецки означает 'утка' (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья. Придумайте газетную утку, которую вы запустите в вашей школьной газете.
7. КОЛОБОК. Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными, сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Подробности - в других жанрах. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Напишите краткую информационную заметку по материалам сказки «Колобок».
8. РЕПОРТАЖ-КомментариЙ. Ты слышал, как работают журналисты – спортивные комментаторы? «Вперед вырывается Бекхем… Рев на трибунах… Удар!… ГО-О-ОЛ!!!» Представь себя в роли такого радиожурналиста-комментатора. Только комментировать тебе придется не футбольный матч, а … школьную перемену. Выбери сюжет и придумай репортаж-комментарий с места событий.
9. КОСТЮМ журналиста. Представители разных профессий имеют свои профессиональные костюмы: космонавты и водолазы – скафандры, у врачи – белые халаты, у продавцы – фартуки и т.д. Предложи свой вариант профессионального костюма журналиста: дай ему название, опиши его и объясни, для чего он предназначен и как его можно использовать. Можешь нарисовать этот костюм.
10. МАША-РАСТЕРЯША. В каждой школе дети теряют самые разные вещи. Придумай рубрику для школьной газеты, в которой будут печататься материалы о найденных вещах. Дай своё название такой рубрике и придумай для неё пару таких материалов.
Жанры газетных материалов
Информационные жанры:
Информация - краткое (три - семь предложений) сообщение о событии, в котором автор отвечает на вопросы «что? где? когда?» произошло. Информация может объединяться в тематические или временные подборки. Может быть написана в безличной форме.
Заметка - краткое или расширенное сообщение о событии, отражающее мнение о нем корреспондента. Это ответ на те же вопросы, что и в информации, но эмоциональный. Заметка может быть информационной (только факты, но от лица корреспондента); критической (факты с негативной оценкой их корреспондентом); заметкой -откликом (мнение об уже опубликованных фактах или о явлениях искусства: премьере фильма,спектакле, концерте, выставке картин и проч.).
Отчет - расширенное сообщение о событии, излагающее его ход в хронологической последовательности. Отвечает на те же вопросы, что информация и заметки, но подробно. Используется корреспондентом в тех случаях, когда он сообщает об официальном мероприятии (подведении итогов голосования, педсовете, где решается спорный вопрос (награждении или исключении из школы) и тому подобном. Как разновидность -стенографический отчет. В нем все выступления приводятся в хронологическом порядке и дословно.
Репортаж - рассказ корреспондента (обязательно очевидца или участника события), создающих у читателей, слушателей или зрителей эффект присутствия. Отвечает не только на вопросы «что? где? когда?», но и «как?» событие произошло. Для создания эффекта присутствия используется такой прием, как «репортажное настоящее» - то есть, событие описывается эмоционально, как комментарий по ходу действия, в настоящем времени, с включением диалогов.
Интервью - это беседа корреспондента с собеседником. Корреспондент прибегает к интервью, когда ему надо подтвердить добытые факты чужим мнением. У этого жанра несколько форм: - интервью-монолог. Самый простой - один вопрос и один ответ. Корреспондент использует его, когда собеседника никак не уговоришь написать в газету самого, а пояснения требуются срочно: - интервью-диалог. Здесь корреспондент и собеседник равны. Вопросы корреспондента не остаются за кадром. И по ним читатели видят, как «выспрашивалась», как добывалась информация, - пресс-конференции. Здесь может быть один (или 2-3) собеседника, зато- много корреспондентов; - диалог. В этом случае корреспондент задает одинаковые вопросы двум собеседникам. Обычно у них противоположные взгляды на предмет разговора; - «круглый стол». Форма, похожая на диалог, только собеседников больше. На обсуждение выносится проблема, но которой много мнений. Важно, чтобы сам корреспондент хорошо в ней ориентировался и мог вести беседу, - анкета. 'Го же, что и «круглый стол», только собеседников не нужно собирать вместе. Им предлагается ответить на вопросы письменно. Важно, чтобы это были не случайные люди, а действительно авторитетные.
Аналитические жанры:
Корреспонденция - сообщение корреспондента о событии, в котором он. отвечая на вопросы «что? где? когда?» произошло, пытается разобраться в причинах события. Тут важна не столько информация, сколько попытка осмыслить факт, случай, явление. В корреспонденции можно сослаться на документы, на мнение других людей, можно поспорить с ним, но обязательно объяснить, какие факты привели вас к такому выводу.
Статья - ответ на те же вопросы, что и в корреспонденции, но анализ их строится на конкретных примерах.
Сатирические жанры:
Фельетон - как и статья, анализирует глобальное явление, но на конкретных примерах. Очень часто в преувеличенном, курьезном изложении событий. В нем не может быть конкретных фамилий и имен. Они могут быль вымышленными. Но высеиваемые события должны по каким-то деталям быть узнаваемы.
Юмореска - заметка о веселом происшествии или - вымышленный сюжет по поводу повторяющихся веселых событий в школе. Может быть написана в форме рассказа или репортажа.
Литературно-художественные жанры:
Зарисовка - жанр, очень похожий на репортаж. Но в репортаже корреспондент рисует само событие, в зарисовке - человека в конкретной ситуации. Существует два вида зарисовки:
Литературный портрет - описание поступка конкретного человека, по которому можно сделать вывод о том, что это за человек. В зарисовке можно использовать элементы заметки, интервью, репортажа. Допускается даже художественный домысел. Например, события в жизни описываемого человека происходили в разное время, но для понимания характера героя рассказать нужно обо всех. Автор зарисовки может совместить эти события по времени.
Пейзажная зарисовка - предполагается, что в ней создается образ природы в конкретной местности. Фактически же это зарисовка состояния души автора или людей, которые наблюдают природное явление. Элементы для создания пейзажной зарисовки используются те же, что и в литературном портрете. Только вот внешность главного героя остается за кадром.
Очерк - жанр, совмещающий в себе корреспонденцию и литературный портрет. Это тоже показ человека через его поступки. Но не только через восприятие автора, как в зарисовке. Тут необходим анализ мнений о нем многих, разных людей. Размышления над очень разными ситуациями. Интервью с самим героем. Жанр требует глубокой работы корреспондента. Возможны очерки и о природе. В этом случае совмещаются статья и пейзажная зарисовка. И описание пейзажа служит не только иллюстрацией состояния души автора, но и иллюстрацией к обсуждаемой проблеме.