Методическая разработка. Пасхальная композиция.
Методическая разработка.
Пасхальная композиция.
Автор: Долгих Людмила Владимировна.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД РЦВР.
«Дорого яичко к Христову дню»
Русская народная пословица.
Из истории пасхального яйца.
Яйцо - символ первоисточника жизни. В дохристианские времена яйцу приписывали силу божества.
Древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах.
Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается в индийских «Ведах». С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет возрождение природы, избавление от оков мороза и снега. Когда-то было принято подносить как простой малый дар языческим богам. Дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.
Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира.
Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.
Стало традицией одаривать друг друга яйцами. В зависимости от способов окраски их называли: расписные – «писанками», крашеные – «крашенками». Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли «яйчатами»), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.
В XVII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки». Облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменился с течением времени. Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве.
Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи.
Одним из первых соеденить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца, так называемого «пасхального сюрприза» - подарочного изделия со скрытым секретом.
Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратился, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» и «писанками».
Традиция изготовления «писанок» была сильна в западных районах Украины.
Искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края Полховском Майдане и Крутце. Именно мастера Крутца не боялись в советские времена писатьна яйцах «Х В», изображать церкви и всячески обозначать, что яйца являются пасхальным.
Сергиево-посадское предприятие «Сувенир» на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием.
В Нижегородском крае производственно-художественное объединение «Хохломская роспись».
Если в народных художественных по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только в постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры.
В селе Ломоносове Холмогорского района мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальных яиц из кости.
На Урале «Екатеринбургская камнерезная фабрика», здесь изготавливаются пасхальные яйца из камня в целом, а также в гармоничном сочетании с бронзой или другими металлами. Гжельские пасхальные яйца Товарищества «Гжель» широко известны с дореволюционных времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц.
Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного художественного промысла – Товарищества «Вятский сувенир». Наряду с традиционными для этого центра инкрустирования соломкой есть и яйца, расписанные на религиозные сюжеты.
В Ставропольском крае, в селе Кочубеевское, в доме детского творчества создана студия «Фантазия» занимающаяся бисероплетением. Основное место среди детских работ занимают «светики»- они так называют пасхальное яйцо оплетенное бисером.
Искусство современного и традиционного оформления пасхальных яиц – это целый мир, яркие штрихи к живому образу России.
В конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального яйца.
В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым предметом, но и светским: в их изображении часто используют изображения тематически не связанные с праздником Пасхи.
Традиционная роспись пасхального яйца не утратила свое значение. В искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.
Далее описывается метод оформления пасхального яйца аппликацией из соломки.
Материал и инструменты,
необходимые для выполнения работы.
Природные материалы.
Прежде всего нам понадобятся цельные пустые яичные скорлупки. Для этого нужно проколоть шилом дырочки (с обеих сторон) в сыром яйце, через которое содержимое яйца выдуть на тарелку. В конце операции нужно вымыть пустое яйцо изнутри. Для этого теплую мыльную воду несколько раз пропустить через отверстия в яйце. Затем полностью высушить его, поставив дырочкой вниз на кухонное полотенце.
Для выполнения аппликации пригодится солома овса или ячменя. Заготавливают материал после полного созревания растений, когда стебель приобретает золотистый цвет, вручную.
Каждый стебель злака состоит из черенка с коленцами и верхушки с семенами. Коленца – короткие, твердые части черенка, следует удалить острыми ножницами вместе с листьями и семенами.
<!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->Подготовленные стебли-соломины замочить в горячей воде примерно на 20 минут. Солома распарится и будет готова для разглаживания. Разрежьте распаренную соломину вдоль, расправьте ее и прогладьте утюгом. Гладить лучше на доске, обтянутой стеклотканью. Разглаживание ведут сначала по внутренней стороне стебля, тогда носик утюга будет сам раздвигать его. Необходимо слегка поправлять стебель во избежание заломов. Нужно соблюдать осторожность, так как солома при глажении сильно нагревается. Необходимо, чтобы влага в процессе глажения полностью испарилась, иначе заготовленный материал будет плохо храниться. Стебель переворачивают и проглаживают с лицевой стороны, после чего материал готов для работы.
Другие материалы и инструменты.
Для обклеивания яичных скорлупок понадобится газетная бумага, а для наклеивания соломенных полос калька.
Краски белая – водоэмульсионная, гуашь – синяя, красная, зеленая.
Клей – обойный или клейстер, ПВА.
Простой карандаш, линейка, ножницы, резак, пинцет, утюг и гладильная доска, кисти для клея и краски, мелкая наждачная бумага, пластиковая ячейка для яиц, большая иголка.
<!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->Выполнение работы:
Газетную бумагу нарвать руками на кусочки размером 1Х1 см.
Скорлупки обклеить кусочками бумаги (внахлест) в 3-4 слоя обойным клеем. Каждый слой хорошо просушить.
Загрунтовать густой водоэмульсионной краской. Хорошо просушить.
С помощью наждачной бумаги зашкурить шероховатости.
Покрасить скорлупки гуашью, с добавлением клея ПВА.
<!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->Соломенные полоски наклейте на кальку клеем ПВА. Сделайте это так, чтобы между ними не оставалось промежутков.
Выберите рисунок-эскиз будущего узора.
С изнаночной стороны соломенное полотно расчертить на полосы необходимой ширины и разрезать острыми ножницами.
Из полос вырезать необходимые элементы (квадратики, кружочки, ромбики, листочки, треугольники).
Разложите элементы в разные коробочки.
<!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->Элементы узора берутся пинцетом, намазываются клеем и приклеиваются на яйцо в соответствии с эскизом. Наклейте все элементы узора, излишки клея аккуратно убирайте тряпочкой.
<!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->Из нескольких готовых яиц можно сделать пасхальную композицию.
Самая простая композиция. Посеять в цветочный горшок – овес. Поливать его, а затем на зеленые всходы разложить пасхальные яйца.
В цветочный горшок со всходами овса воткнуть веточки вербы. Узкие цветные атласные ленты размером 20-30 см. сложить пополам и с помощью крючка протянуть через отверстия в яйце (через которое выдували содержимое). Свободные узлы завязать узлом, за петлю повесить на вербу.
Литература.
1. Агапкина Т. Пасхальные праздники. Родина. 1996. №4 – с.74-77.
2. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. М.: Культура и традиции, 2002.
3. Голейз А. От Рождества до Пасхи. М.: ЗАО Издательский дом «Гелиос», 2005.
4. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Я.: Академия развития, 1998.
5. Гирндт С. Разноцветные поделки из природного материала. М.: Айрис-пресс, 2003.
6. Жигалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984.
7. Ольховченко Э. Светики. Народное творчество, 2000.
LINK3