Профориентационное занятие «Занимательная археология»
Профориентационное занятие
«Занимательная археология»
Автор: Лактионова Галина Юрьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Мальтинская СОШ»
с. Мальта Усольского района
С. Мальта
2024 год
Профориентационное занятие
«Занимательная археология»
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с профессией археолога и наукой археологией
ЗАДАЧИ :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- определить область исследования науки археологии;
- познакомить с именами выдающихся учёных-археологов, их открытиями;
- изучить этапы работы археолога; методы работы;
- рассмотреть компетенции профессии археолога
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- воспитание патриотизма;
- чувства уважения и гордости к прошлому своего народа
Содержание
Начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами профориентационное занятие, где вы познакомитесь с удивительной и очень интересной профессией. Наш урок проходит не в обычном кабинете, а в школьном музее. Какие профессии вы связываете с музеем?
(историк, музеевед, этнограф, археолог, палеограф)
- В ходе занятия мы с вами узнаем, что такое археология, что изучает эта наука. Занятие состоит из 2-х частей – 1-я теоретическая часть, 2-я практическая. На практике вы сегодня попробуете себя в роли настоящих археологов и примите участие в археологических раскопках.
II.Актуализация знаний учащихся
- Итак, подумайте и ответьте на вопрос, что изучает археология? Что это за наука?
(обсудив, дети приходят к выводу, что археология, это наука, изучающая прошлое по вещественным остаткам)
- Что может обнаружить археолог во время археологических раскопок?
(предметы, созданные руками человека (артефакты) – посуду, орудия труда, оружие, украшения и т.д)
III. Изучение нового материала
- Всё верно, археология – это наука, которая изучает прошлое по вещественным остаткам. В переводе с греческого «архейос» - древний; «логос» - наука, учение.
- В наше время профессия археолога становится вновь востребованной, ведь не все загадки раскрыты и ещё много тайн и находок хранится в земле.
- Давайте подробнее рассмотрим работу археолога. Большую часть времени археолог проводит в полевых условиях. В ходе раскопок он извлекает из земли много археологических находок .
Это полевая работа археолога.
- Все находки затем проходят камеральную обработку – их чистят, моют, пронумеровывают и проставляют дату и место обнаружения. Эта камеральная работа тоже достаточно сложная, она требует большой сосредоточенности, внимательности и усидчивости. В стенах лаборатории найденные артефакты тщательно изучают, обследуют, составляют полное описание, реставрация.
Археологу необходимо владеть многими умениями и навыками, владеть информационными технологиями, а также хорошо знать и разбираться в таких науках как география, история, обществознание, геология и мн. др.
- Сейчас я вам предлагаю поработать с археологическим материалом – зуб мамонта, фрагмент керамики и женская статуэтка (копия знаменитой Палеолитической Венеры, которая хранится в Эрмитаже).
- Итак, подумайте, и попробуйте дать характеристику этим предметам – из какого материала, где и для чего использовались (практическая работа).
- Хорошо! Молодцы! А сейчас посмотрите на рисунки древнего художника и подумайте, что же он изобразил здесь? Каков был его замысел?
(Сбор мёда диких пчёл, коллективная охота на оленей)
- В истории было немало учёных-археологов, которые совершили выдающиеся открытия. Это и Генрих Шлиман, который отыскал легендарную Трою. Говард Картер - тот, что отыскал знаменитую гробницу Тутанхамона и многие другие исследователи.
- В нашей земле тоже были сделаны выдающиеся открытия. Так в 1928 году здесь в нашем селе Мальта были обнаружены знаменитые «палеолитические Венеры» - женские статуэтки, вырезанные из кости мамонта. Эти статуэтки, средний возраст которых 15 тыс. лет, вошли в сокровищницу мировой культуры. Раскопки в нашем селе ведутся до сих пор.
- Раскопки в Мальте впервые провёл Герасимов Михаил Михайлович, выдающийся учёный, археолог и антрополог. Он автор методики восстановления внешности человека по черепу. Эту методику признали и используют во всём мире.
- Ещё один выдающийся учёный – это Окладников Алексей Павлович. Он сделал немало открытий, но главное – это открытие археологической стоянки в селе Буреть в 1936 году, расположенного недалеко от Мальты. Оба археологических памятника – Мальта и Буреть – это уникальные археологические открытия, пополнившие сокровищницу мировой культуры.
- Последние десятилетия археологические раскопки велись под руководством Медведева Германа Ивановича. Он возглавлял кафедру археологии и этнографии Иркутского государственного университета, сохранил школу археологов нашего региона. В 2015 году он ушёл из жизни, но дело его живёт, исследования продолжаются, и как говорят учёные, здесь в Мальте, и в целом в Прибайкалье, таится ещё немало удивительных загадок и открытий.
IV. Закрепление материала.
- Итак, ребята, вот вы и познакомились с профессией археолога. Давайте обсудим, что вы почерпнули для себя из этого занятия?
- Подумайте, какими профессиональными качествами должен обладать археолог? Какими компетенциями и надпрофессиональными навыками должен владеть? (слайд 9, 10). Идет заполнение карт компетенций по профессии археолога.
V. Подведение итогов
Вузы, которые готовят специалистов по профессии «археолог», в нашей стране их не очень много:
1.Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
2.Российский государственный гуманитарный университет
3.Санкт-Петербургский государственный университет
4.Казанский государственный университет
5.Национальный исследовательский Томский государственный университет
В нашем Иркутском государственном университете есть кафедра археологии и этнографии, а также есть лаборатория археологии ИГУ, после окончания университета можно продолжить работу там или в ряде музеев г. Иркутска и других городов области.
- Археолог может работать в таких учреждениях:
Университеты
Исследовательские институты
Археологические фонды
Музеи
- Итак, на этом теоретическая часть нашего занятия заканчивается, и сейчас мы отправляемся с вами на археологические раскопки. Конечно, раскоп – это имитация, находки мы в нём уже спрятали, но вы их будете там искать как настоящие археологи (практическая работа).
Археологическая работа проводилась в искусственно созданном раскопе, размер 100*200 кв. см, глубина 40 см. В раскопе были спрятаны – кости древнего животного (2 шт), скребок, фрагменты керамики (4 шт), женская статуэтка (копия палеолитической Венеры)
Дети получили предметы необходимые для археологических работ – перчатки, совки, кисточки, щётки.
Работы проводились в условиях максимально приближённых к условиям работы настоящего археолога (полевые условия).
Приложение.
1.Теоретическая часть. Работа в музее.
2. Практическая часть. Работа в полевых условиях в раскопе.