• IMG_0347.JPG
  • IMG_0485.JPG
  • _MG_2526.JPG
  • DSCF0243.JPG
  • IMG_0355.JPG
  • DSC08148.JPG
  • DSC02302.JPG
  • 4 DSC_0275.JPG
  • IMG_0150.JPG
  •   DSC02362.JPG
  • DSC07433.JPG
  • IMG_04441.JPG
  • DSC02249.JPG
  • 2.jpg
  • IMG_1155.JPG
  • DSC09080.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg
  • IMG_5840.JPG
  • -  2010.jpg
  • DSC09270.JPG

Методическое пособие. Акварель. Приемы работы

 

Методическое пособие

Акварель.

Приемы работы

Активное изображение

 

Составитель:

Оксана Анатольевна Вознюк –

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения изостудия «Художник»

МОУ ДОД РЦВР п. Белореченский

Акварельные краски большинство художников относят к графике. Но поскольку работа акварелью пред­полагает наличие более двух красок, необходимо знать некоторые прави­ла, которые помогут грамотно рабо­тать с цветом. Эти правила относят­ся к понятию колористики, то есть науки о колорите, или о цвете. 

Все мы знаем цвета спектра: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Остальные можно получить, если смешать два из названных: красный + желтый = оранжевый. Желтый + голубой (си­ний) = зеленый. Красный + синий = фиолетовый.

Необходимо знать, что некоторые цвета нельзя смешивать. Если сме­шать красный цвет с зеленым, то получится серая грязь. Также не смешивают желтый с фиолетовым, оранжевый с синим. Цвета, кото­рые не смешивают, называют до­полнительными или противоположными друг другу.  Кроме того, цвета делятся на теплые и холодные. Все цвета, которые име­ют в своем составе красную, оран­жевую, желтую краски, называются теплыми. Цвета, в составе которых есть голубая, синяя, фиолетовая  краски, называются холодными.

Краски и кисти.

Акварельные краски продаются в личной расфасовке и упаковке: тюбиках, в больших тубах, в маленьких чашечках в наборах. Если мы приобрели краски в тюбиках или тубах, в начале работы необходимо выдавить в специальные чашечки небольшое количество краски каждого цвета, а тюбики закрыть, чтобы краска в них не пересыхала. В самом названии «акварель» присутствует намек на водную основу этих красках. Значит, при работе акварелью необходимы вода и конечно, кисти.

Кисти для работы акварелью должны быть мягкими, в меру упругими. Кисти бывают круглые, плоские, веерообразные и различные по толщине. Чем тоньше кисть, тем меньше цифровое обозначение на ней.

Активное изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

Кисти.

Обычно очень тонкие кисти ис­пользуют для проработки мелких деталей. Как наиболее универсаль­ные для работы нужны кисти № 10 и 20. Качество новой кисти можно проверить так: кисть опустить в воду, затем слегка встряхнуть, что­бы удалить излишки воды, - кончик кисти должен собраться в острие, наподобие пики. Самые качествен­ные кисти - колонковые, беличьи и из волоса хорька. Можно пользо­ваться кистями из волоса пони, спе­циальные кисти для акварели дела­ют и из синтетического волокна.

  Хорошие кисти требуют тщательно­го ухода. После завершения работы их надо обязательно промыть чис­той водой без мыла, стряхнуть воду, промокнуть тряпочкой и, чтобы они равномерно высохли, поставить в стаканчик щетиной кверху. Бумага для работы акварельными красками должна быть по своей фактуре рыхлой и шероховатой. Плотная бумага для черчения, или ватман, для работы акварельными красками мало подхо­дит, так как она очень хорошо про­клеена и при намачивании выделя­ет клей, который проникает в кра­сочный слой, делая его тусклым и серым.

Для работы понадобятся еще дополнительно: палитра, баночка для воды, тряпочка, чтобы вытирать кисти, и табурет для того, чтобы все это расположить. 

В качестве палитры можно исполь­зовать керамическую плитку, белую тарелку или любой материал, имею­щий белую ровную поверхность, не впитывающий воду. Просто лист бу­маги для этого не годится, так как бы­стро намокает и впитывает краску.

 Активное изображение

Работа кистью.

Приемы работы акварелью.

Как ведет работу акварелью начина­ющий художник? Как правило, он аккуратно закрашивает предваритель­но нарисованные предметы, каждый в свой цвет. Кажется, ничего слож­ного.

Для начала попробуем ровно залить одним цветом некоторый участок бу­маги (плоскость). Для этого слегка смочим это место чистой водой. За­тем, набрав влажной кистью любой цвет (краску), осторожно проведем слева направо кистью по бумаге. По­вторим это движение кистью еще раз рядом. Две полоски цвета постепенно смешиваются на влажной бумаге. Таким образом можно смешивать разные цвета. Те­перь возьмем другую краску и следу­ющий мазок сделаем рядом с первы­ми, но уже другим цветом.

Запомним, что каждый новый цвет надо набирать чистой кистью, для чего используют несколько баночек с водой, иначе краски вскоре станут грязными, и вы не сможете быстро найти нужный и чистый цвет.

Активное изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы работы акварелью

Теперь возьмем плоскую кисть и на­несем на сухую бумагу несколько коротких мазков в любом направ­лении. Дадим им высохнуть. Затем наберем кистью другой цвет и сде­лаем еще несколько мазков поверх предыдущих. Можно вместо плоской кисти взять круглую и наносить на бумагу не мазки, а точки. В такой манере работали французские ху­дожники-импрессионисты: эти маз­ки и точки на большом расстоянии сливаются, образуя очень сложный и красивый цвет.

Еще один прием. Аккуратно двигая кистью в одном направлении (например, только слева направо), покроем небольшой участок листа желтым цветом. Дадим красочно­му слою просохнуть. Теперь набе­рем на кисть голубую краску и так же аккуратно нанесем на желтый участок голубой цвет. Какой цвет получился? Зеленый.

Таким же способом можно полу­чить оранжевый цвет, нанеся крас­ный цвет поверх желтого, и фио­летовый - если нанести синий цвет поверх красного. Надо только следить, чтобы краски не были слишком густыми и яркими. Попробовать смешать краски, развести их водой мы сможем на палитре. Смешать цвета можно и на сырой бумаге. Увлажним лист чистой водой и нанесем на него горизонталь­ными мазками последовательно сверху вниз синий, красный, жел­тый и голубой цвета. А теперь по­смотрим, как один цвет «перелива­ется» в другой и получается новый цвет. Например: между синим и красным цветами появился фиоле­товый. Между красным и желтым -оранжевый. А между желтым цветом и голубым - зеленый.

 Активное изображение

Д.Волков. Цветы. Акварель.

Еще одна задача: выполним заливку цветом, как в на­чале работы, затем более густой краской по влажной поверхности листа кончиком кисти быстро на­несем несколько точек, изобразим красивый завиток или просто лю­бой узор. Какими интересными раз­водами-фигурами растекается наш узор по поверхности листа! А теперь возьмем небольшой лист бумаги и сложим его пополам. Затем развернем и бы­стро нарисуем на одной половинке листа крыло бабочки. Теперь сложим лист пополам по сделанному сгибу, прижмем плотно края и снова развернем лист. У нас получилась кра­сивая симметричная целая бабочка. Теперь, используя этот прием, нари­суем цветок, дерево — словом, все, что захотим!

Активное изображение

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.Волков. Цветы. Акварель.

Теперь возьмем небольшой листок плотной бумаги, нанесем на него не­сколько ярких пятен разного цвета. Пока краска не высохла, быстро при­ложим чистый лист бумаги лицевой стороной к изображению. Что у нас получилось?.. Пятна краски переме­шались, растеклись — и получился просто фантастический пейзаж. Можно тонкой кистью аккуратно до­рисовать необходимые детали. Мы получили монотипию.

Активное изображение

Монотипия

Итак, рисовать акварелью можно разными способами: заливкой, мазками, точками, нанося один цвет поверх другого, вливая один цвет в другой и даже прикладывая один рисунок к другому.

Активное изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Д.Волков. Этюд пейзажа. Акварель.

Рекомендуемая литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. М., 1977.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1970.

3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976.

4. Тихонов СВ., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок. М., 1983.

5. Юный художник. М.: ИПО «Молодая гвардия», 1986.

LINK2
  • Рисунок3.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок2.png