Методическое пособие. Акварель. Приемы работы
Методическое пособие
Акварель.
Приемы работы
Составитель:
Оксана Анатольевна Вознюк –
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения изостудия «Художник»
МОУ ДОД РЦВР п. Белореченский
Акварельные краски большинство художников относят к графике. Но поскольку работа акварелью предполагает наличие более двух красок, необходимо знать некоторые правила, которые помогут грамотно работать с цветом. Эти правила относятся к понятию колористики, то есть науки о колорите, или о цвете.
Все мы знаем цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Остальные можно получить, если смешать два из названных: красный + желтый = оранжевый. Желтый + голубой (синий) = зеленый. Красный + синий = фиолетовый.
Необходимо знать, что некоторые цвета нельзя смешивать. Если смешать красный цвет с зеленым, то получится серая грязь. Также не смешивают желтый с фиолетовым, оранжевый с синим. Цвета, которые не смешивают, называют дополнительными или противоположными друг другу. Кроме того, цвета делятся на теплые и холодные. Все цвета, которые имеют в своем составе красную, оранжевую, желтую краски, называются теплыми. Цвета, в составе которых есть голубая, синяя, фиолетовая краски, называются холодными.
Краски и кисти.
Акварельные краски продаются в личной расфасовке и упаковке: тюбиках, в больших тубах, в маленьких чашечках в наборах. Если мы приобрели краски в тюбиках или тубах, в начале работы необходимо выдавить в специальные чашечки небольшое количество краски каждого цвета, а тюбики закрыть, чтобы краска в них не пересыхала. В самом названии «акварель» присутствует намек на водную основу этих красках. Значит, при работе акварелью необходимы вода и конечно, кисти.
Кисти для работы акварелью должны быть мягкими, в меру упругими. Кисти бывают круглые, плоские, веерообразные и различные по толщине. Чем тоньше кисть, тем меньше цифровое обозначение на ней.
Кисти.
Обычно очень тонкие кисти используют для проработки мелких деталей. Как наиболее универсальные для работы нужны кисти № 10 и 20. Качество новой кисти можно проверить так: кисть опустить в воду, затем слегка встряхнуть, чтобы удалить излишки воды, - кончик кисти должен собраться в острие, наподобие пики. Самые качественные кисти - колонковые, беличьи и из волоса хорька. Можно пользоваться кистями из волоса пони, специальные кисти для акварели делают и из синтетического волокна.
Хорошие кисти требуют тщательного ухода. После завершения работы их надо обязательно промыть чистой водой без мыла, стряхнуть воду, промокнуть тряпочкой и, чтобы они равномерно высохли, поставить в стаканчик щетиной кверху. Бумага для работы акварельными красками должна быть по своей фактуре рыхлой и шероховатой. Плотная бумага для черчения, или ватман, для работы акварельными красками мало подходит, так как она очень хорошо проклеена и при намачивании выделяет клей, который проникает в красочный слой, делая его тусклым и серым.
Для работы понадобятся еще дополнительно: палитра, баночка для воды, тряпочка, чтобы вытирать кисти, и табурет для того, чтобы все это расположить.
В качестве палитры можно использовать керамическую плитку, белую тарелку или любой материал, имеющий белую ровную поверхность, не впитывающий воду. Просто лист бумаги для этого не годится, так как быстро намокает и впитывает краску.
Работа кистью.
Приемы работы акварелью.
Как ведет работу акварелью начинающий художник? Как правило, он аккуратно закрашивает предварительно нарисованные предметы, каждый в свой цвет. Кажется, ничего сложного.
Для начала попробуем ровно залить одним цветом некоторый участок бумаги (плоскость). Для этого слегка смочим это место чистой водой. Затем, набрав влажной кистью любой цвет (краску), осторожно проведем слева направо кистью по бумаге. Повторим это движение кистью еще раз рядом. Две полоски цвета постепенно смешиваются на влажной бумаге. Таким образом можно смешивать разные цвета. Теперь возьмем другую краску и следующий мазок сделаем рядом с первыми, но уже другим цветом.
Запомним, что каждый новый цвет надо набирать чистой кистью, для чего используют несколько баночек с водой, иначе краски вскоре станут грязными, и вы не сможете быстро найти нужный и чистый цвет.
Приемы работы акварелью
Теперь возьмем плоскую кисть и нанесем на сухую бумагу несколько коротких мазков в любом направлении. Дадим им высохнуть. Затем наберем кистью другой цвет и сделаем еще несколько мазков поверх предыдущих. Можно вместо плоской кисти взять круглую и наносить на бумагу не мазки, а точки. В такой манере работали французские художники-импрессионисты: эти мазки и точки на большом расстоянии сливаются, образуя очень сложный и красивый цвет.
Еще один прием. Аккуратно двигая кистью в одном направлении (например, только слева направо), покроем небольшой участок листа желтым цветом. Дадим красочному слою просохнуть. Теперь наберем на кисть голубую краску и так же аккуратно нанесем на желтый участок голубой цвет. Какой цвет получился? Зеленый.
Таким же способом можно получить оранжевый цвет, нанеся красный цвет поверх желтого, и фиолетовый - если нанести синий цвет поверх красного. Надо только следить, чтобы краски не были слишком густыми и яркими. Попробовать смешать краски, развести их водой мы сможем на палитре. Смешать цвета можно и на сырой бумаге. Увлажним лист чистой водой и нанесем на него горизонтальными мазками последовательно сверху вниз синий, красный, желтый и голубой цвета. А теперь посмотрим, как один цвет «переливается» в другой и получается новый цвет. Например: между синим и красным цветами появился фиолетовый. Между красным и желтым -оранжевый. А между желтым цветом и голубым - зеленый.
Д.Волков. Цветы. Акварель.
Еще одна задача: выполним заливку цветом, как в начале работы, затем более густой краской по влажной поверхности листа кончиком кисти быстро нанесем несколько точек, изобразим красивый завиток или просто любой узор. Какими интересными разводами-фигурами растекается наш узор по поверхности листа! А теперь возьмем небольшой лист бумаги и сложим его пополам. Затем развернем и быстро нарисуем на одной половинке листа крыло бабочки. Теперь сложим лист пополам по сделанному сгибу, прижмем плотно края и снова развернем лист. У нас получилась красивая симметричная целая бабочка. Теперь, используя этот прием, нарисуем цветок, дерево — словом, все, что захотим!
Д.Волков. Цветы. Акварель.
Теперь возьмем небольшой листок плотной бумаги, нанесем на него несколько ярких пятен разного цвета. Пока краска не высохла, быстро приложим чистый лист бумаги лицевой стороной к изображению. Что у нас получилось?.. Пятна краски перемешались, растеклись — и получился просто фантастический пейзаж. Можно тонкой кистью аккуратно дорисовать необходимые детали. Мы получили монотипию.
Монотипия
Итак, рисовать акварелью можно разными способами: заливкой, мазками, точками, нанося один цвет поверх другого, вливая один цвет в другой и даже прикладывая один рисунок к другому.
Д.Волков. Этюд пейзажа. Акварель.
Рекомендуемая литература:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. М., 1977.
2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1970.
3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976.
4. Тихонов СВ., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок. М., 1983.
5. Юный художник. М.: ИПО «Молодая гвардия», 1986.
LINK2