• DSC09080.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg
  • IMG_1188.JPG
  • IMG_0357.JPG
  • IMG_0485.JPG
  • _DSC7823.JPG
  • IMG_2396.jpg
  • 2.jpg
  • _DSC7873.JPG
  • -  2010.jpg
  • TsRWSAcA43U.jpg
  • IMG_2869.JPG
  • 8.JPG
  • DSC09270.JPG
  • 7.JPG
  • DSC_1062.JPG
  • IMG_5840.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg
  • DSC07433.JPG
  • IMG_04441.JPG

Методическое пособие. Композиция натюрморта

  

Методическое пособие

Композиция натюрморта

Активное изображение

Составитель:

Оксана Анатольевна Вознюк

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения изостудия «Художник»

МОУ ДОД РЦВР п. Белореченский

Введение

Слово «композиция» происходит от латинского «составление» или «сочи­нение». Это значит, что композицию на любую тему можно придумать, со­чинить. Такая композиция называет­ся творческой, и, работая над ней, ху­дожник руководствуется собствен­ным опытом и представлениями о разных вещах и явлениях. Такая ком­позиция требует от автора определенных навыков и знаний, получить которые можно только путем постоянных наблюдений, сравнений, ана­лиза и упражнений. Творческая ком­позиция не обязательно отражает мир таким, каким мы видим его в по­вседневной реальности. Она может быть сказочной и выражать фантазию художника. К таким произведе­ниям можно отнести иллюстрацию, рисунки по памяти и воображению: пейзаж, портрет, натюрморт, темати­ческие жанровые композиции на различные темы и сюжеты.

Композиция натюрморта

Работа над натюрмортом имеет большое значение в постижении секретов мастерства художника. Предметы для натурной постанов­ки надо подбирать так, чтобы они были связаны сюжетом: «Мастерская художника», «Спорт», «Кухня», «Му­зыкальные инструменты» и т.п. Рисунок натюрморта имеет некото­рые особенности. Например, при изображении натурной постановки натюрморта нельзя одинаково под­робно прорисовывать все предметы. Предметы переднего плана требуют детальной проработки, предметы дальнего плана могут быть изображены в общих чертах.

Работу над рисунком необходимо разделить на отдельные этапы:

- поиск композиционного центра и общего решения, размещение изображения на листе бумаги;

- правильное изображение пропор­ций предметов с учетом законов перспективы;

- выявление объема с помощью    штриховки;

- детальная прорисовка предметов(на переднем плане);

- обобщение рисунка.

Рассмотрим каждый этап работы над рисунком подробно. Прежде всего надо внимательно изучить постановку и определить, с какой стороны она смотрится наиболее выразительно. Большое значение имеет освещение. Лучше всего рисовать при естественном боковом освещении. Постарайтесь расположиться так, чтобы свет падал на лист бумаги слева сзади. А постановка должна находиться чуть впереди и слева, чтобы вам не пришлось выглядывать из-под сво­ей руки. Конечно, если вы левша, то все надо сделать в противопо­ложном направлении: свет - спра­ва и сзади, постановка - спереди и справа и т.д. Затем надо выбрать формат, на котором вы будете ра­ботать. Если у вас есть предметы, вытянутые по вертикали, то вам подойдет вертикальный формат, и на­оборот.

      Активное изображение

            Последовательность зарисовки куба

При компоновке натюрморта на плос­кости листа сверху оставляют больше места, чем снизу. Постараемся разме­стить предметы равномерно, следя за тем, чтобы изображение не упиралось в вертикальные края листа бумаги или, наоборот, не оставалось слиш­ком много чистого пространства. Надо сразу определить, какой предмет в натюрморте главный. Его необхо­димо выделить в композиции уже известными нам способами. Затем, легко касаясь карандашом бумаги, наметить общий силуэт предметов, их пропорции и расположение в пространстве, то есть скомпоновать предметы, составить композицию.

 

Активное изображение

 

Теперь приступим к изображению предметов. Чтобы они не выглядели плоскими, надо их правильно пост­роить. Для этого рассмотрим каж­дый из них. Начнем с бидона. Основа­ния бидона и кружки (дно) - круглые. Как же их нарисовать? Вспомним, что круг, который лежит на горизонтальной поверхности, можно изоб­разить в виде овала. Причем, чем выше по отношению к уровню глаз будет находиться поверхность, на которой расположены предметы на­тюрморта (в нашем случае - это стол), тем более плоским и вытяну­тым будет овал. Это значит, что круг­лое отверстие горловины бидона бу­дет на рисунке более плоским, чем круглое дно. Это же правило отно­сится и к изображению кружки. При рисовании предметов любой сложности надо помнить, что их мож­но представить в виде нескольких со­единенных между собой простых геометрических форм. Поэтому, преж­де чем приступать к рисованию пред­метов, запомним основные геомет­рические тела: шар, цилиндр, конус, куб, параллелепипед, тор («бублик»).

Для того чтобы нарисованные пред­меты «уверенно» стояли на столе, проведем через середину изображе­ния каждого из них вертикальную линию. А во время работы будем сле­дить, чтобы две половины каждого предмета были симметричными от­носительно этой линии, то есть одинаковыми с каждой стороны от нее. Теперь рассмотрим, как с помощью штриховки можно передать объем предметов. Во-первых, каждый пред­мет имеет свой тон. Чтобы опреде­лить тон предмета, надо представить его не цветным, а как на черно-белой фотографии. Кроме того, на предмет падает прямой свет, отраженный свет (рефлекс), у него есть полутень (ме­сто, где лучи света скользят по повер­хности), собственная тень, и он, в свою очередь, отбрасывает падаю­щую тень. Карандашом слегка наме­тим все это на предметах. Приступая к работе, прежде всего определим са­мое темное и самое светлое место в постановке. Штриховку начнем не в полную силу, а как бы сравнивая пред­меты по светлоте.

Сначала проложим тени на всех пред­метах одновременно. Затем проложим полутени, то есть те места, куда не попадает прямой свет и не падает тень. Полутень будем накладывать и поверх уже наложенной тени, чтобы она казалась плотнее. Наконец, наме­тим тени, которые падают от каждо­го предмета. Когда общий рисунок натюрморта намечен, можно усилить нажим карандаша на бумагу и усилить тон, сделать его темнее, а затем присту­пить к детальной проработке пред­метов.

 Активное изображение

              Зарисовки – построение форм

При детальной проработке предме­тов будем учитывать все подробнос­ти каждой формы.

При проработке форм предметов натюрморта надо очень вниматель­но изучить фактуру предметов. Глад­кую поверхность лучше всего штри­ховать, располагая штрихи очень близко друг к другу, чтобы не было просветов на бумаге. Свет, падаю­щий на гладкую поверхность, дает блик - яркое белое пятно округлой формы.

Шероховатую поверхность можно изобразить более редкими штриха­ми, сквозь которые будет видна бу­мага. На такой поверхности свет изображают более мягко. Кроме того, штрихи должны ложиться, по­вторяя форму предмета.

Обобщение рисунка является очень важным этапом работы. Необходимо обращать внимание на то, чтобы тон предметов не был более насыщен­ным, чем в натуре, чтобы рефлексы, которые находятся в теневой части предметов, не были слишком свет­лыми. Для этого нужно все время сравнивать нарисованные предметы не только с натурой, но и между со­бой, проверять, насколько они раз­личаются по тону. В нашем рисунке натюрморта не должно быть глухих черных мест.

Кроме рисования карандашом мож­но пользоваться и мягкими графи­ческими материалами, например углем, пастелью и т. п. Рисование этими материалами - задача более сложная. Ее решение требует опыта и навыков практических занятий.

Остановимся на работе углем. Рисование углем позволяет использовать большее количество приемов: можно не только штриховать, но растирать тон растушевкой (полоска из бумаги), тряпочкой или пальцем. Углем легче передавать фактуру предмета (гладкую, шершавую т.п.), эффекты освещения и очень интенсивный тон (от самого легкого светлого - до густого черного). Углем можно рисовать на белой и цветной бумаге. Приемы рисования углем немного отличаются от карандашного рисунка. Светлые полутона лучше всего наносить не штрихами, а растушевкой или пальцем. Свет в таком рисунке можно сделать удалив лишний тон сухой чистой тряпочкой. Для того чтобы получился блик, нужен очень мягкий ластик.

При рисовании на тонированной бумаге или картоне можно использовать мел для передачи бликов или изображения белых предметов. Сразу добиться больших успехов в рисунке мало кому удается. Как и в каждом деле, здесь важна практика. Но если вы решили научиться рисовать, эти трудности вас не остановят.

 Активное изображение

                                       Натюрморты

Рекомендуемая литература:

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.

2. Голубева О Л. Основы композиции. М., 1996.

3. Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. М., 1982.

4. Смирнов Г.Б. Живопись. М., 1975.

LINK4 
  • Рисунок3.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок1.png