Методическое пособие. Композиция натюрморта
Методическое пособие
Композиция натюрморта
Составитель:
Оксана Анатольевна Вознюк
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения изостудия «Художник»
МОУ ДОД РЦВР п. Белореченский
Введение
Слово «композиция» происходит от латинского «составление» или «сочинение». Это значит, что композицию на любую тему можно придумать, сочинить. Такая композиция называется творческой, и, работая над ней, художник руководствуется собственным опытом и представлениями о разных вещах и явлениях. Такая композиция требует от автора определенных навыков и знаний, получить которые можно только путем постоянных наблюдений, сравнений, анализа и упражнений. Творческая композиция не обязательно отражает мир таким, каким мы видим его в повседневной реальности. Она может быть сказочной и выражать фантазию художника. К таким произведениям можно отнести иллюстрацию, рисунки по памяти и воображению: пейзаж, портрет, натюрморт, тематические жанровые композиции на различные темы и сюжеты.
Композиция натюрморта
Работа над натюрмортом имеет большое значение в постижении секретов мастерства художника. Предметы для натурной постановки надо подбирать так, чтобы они были связаны сюжетом: «Мастерская художника», «Спорт», «Кухня», «Музыкальные инструменты» и т.п. Рисунок натюрморта имеет некоторые особенности. Например, при изображении натурной постановки натюрморта нельзя одинаково подробно прорисовывать все предметы. Предметы переднего плана требуют детальной проработки, предметы дальнего плана могут быть изображены в общих чертах.
Работу над рисунком необходимо разделить на отдельные этапы:
- поиск композиционного центра и общего решения, размещение изображения на листе бумаги;
- правильное изображение пропорций предметов с учетом законов перспективы;
- выявление объема с помощью штриховки;
- детальная прорисовка предметов(на переднем плане);
- обобщение рисунка.
Рассмотрим каждый этап работы над рисунком подробно. Прежде всего надо внимательно изучить постановку и определить, с какой стороны она смотрится наиболее выразительно. Большое значение имеет освещение. Лучше всего рисовать при естественном боковом освещении. Постарайтесь расположиться так, чтобы свет падал на лист бумаги слева сзади. А постановка должна находиться чуть впереди и слева, чтобы вам не пришлось выглядывать из-под своей руки. Конечно, если вы левша, то все надо сделать в противоположном направлении: свет - справа и сзади, постановка - спереди и справа и т.д. Затем надо выбрать формат, на котором вы будете работать. Если у вас есть предметы, вытянутые по вертикали, то вам подойдет вертикальный формат, и наоборот.
Последовательность зарисовки куба
При компоновке натюрморта на плоскости листа сверху оставляют больше места, чем снизу. Постараемся разместить предметы равномерно, следя за тем, чтобы изображение не упиралось в вертикальные края листа бумаги или, наоборот, не оставалось слишком много чистого пространства. Надо сразу определить, какой предмет в натюрморте главный. Его необходимо выделить в композиции уже известными нам способами. Затем, легко касаясь карандашом бумаги, наметить общий силуэт предметов, их пропорции и расположение в пространстве, то есть скомпоновать предметы, составить композицию.
Теперь приступим к изображению предметов. Чтобы они не выглядели плоскими, надо их правильно построить. Для этого рассмотрим каждый из них. Начнем с бидона. Основания бидона и кружки (дно) - круглые. Как же их нарисовать? Вспомним, что круг, который лежит на горизонтальной поверхности, можно изобразить в виде овала. Причем, чем выше по отношению к уровню глаз будет находиться поверхность, на которой расположены предметы натюрморта (в нашем случае - это стол), тем более плоским и вытянутым будет овал. Это значит, что круглое отверстие горловины бидона будет на рисунке более плоским, чем круглое дно. Это же правило относится и к изображению кружки. При рисовании предметов любой сложности надо помнить, что их можно представить в виде нескольких соединенных между собой простых геометрических форм. Поэтому, прежде чем приступать к рисованию предметов, запомним основные геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб, параллелепипед, тор («бублик»).
Для того чтобы нарисованные предметы «уверенно» стояли на столе, проведем через середину изображения каждого из них вертикальную линию. А во время работы будем следить, чтобы две половины каждого предмета были симметричными относительно этой линии, то есть одинаковыми с каждой стороны от нее. Теперь рассмотрим, как с помощью штриховки можно передать объем предметов. Во-первых, каждый предмет имеет свой тон. Чтобы определить тон предмета, надо представить его не цветным, а как на черно-белой фотографии. Кроме того, на предмет падает прямой свет, отраженный свет (рефлекс), у него есть полутень (место, где лучи света скользят по поверхности), собственная тень, и он, в свою очередь, отбрасывает падающую тень. Карандашом слегка наметим все это на предметах. Приступая к работе, прежде всего определим самое темное и самое светлое место в постановке. Штриховку начнем не в полную силу, а как бы сравнивая предметы по светлоте.
Сначала проложим тени на всех предметах одновременно. Затем проложим полутени, то есть те места, куда не попадает прямой свет и не падает тень. Полутень будем накладывать и поверх уже наложенной тени, чтобы она казалась плотнее. Наконец, наметим тени, которые падают от каждого предмета. Когда общий рисунок натюрморта намечен, можно усилить нажим карандаша на бумагу и усилить тон, сделать его темнее, а затем приступить к детальной проработке предметов.
Зарисовки – построение форм
При детальной проработке предметов будем учитывать все подробности каждой формы.
При проработке форм предметов натюрморта надо очень внимательно изучить фактуру предметов. Гладкую поверхность лучше всего штриховать, располагая штрихи очень близко друг к другу, чтобы не было просветов на бумаге. Свет, падающий на гладкую поверхность, дает блик - яркое белое пятно округлой формы.
Шероховатую поверхность можно изобразить более редкими штрихами, сквозь которые будет видна бумага. На такой поверхности свет изображают более мягко. Кроме того, штрихи должны ложиться, повторяя форму предмета.
Обобщение рисунка является очень важным этапом работы. Необходимо обращать внимание на то, чтобы тон предметов не был более насыщенным, чем в натуре, чтобы рефлексы, которые находятся в теневой части предметов, не были слишком светлыми. Для этого нужно все время сравнивать нарисованные предметы не только с натурой, но и между собой, проверять, насколько они различаются по тону. В нашем рисунке натюрморта не должно быть глухих черных мест.
Кроме рисования карандашом можно пользоваться и мягкими графическими материалами, например углем, пастелью и т. п. Рисование этими материалами - задача более сложная. Ее решение требует опыта и навыков практических занятий.
Остановимся на работе углем. Рисование углем позволяет использовать большее количество приемов: можно не только штриховать, но растирать тон растушевкой (полоска из бумаги), тряпочкой или пальцем. Углем легче передавать фактуру предмета (гладкую, шершавую т.п.), эффекты освещения и очень интенсивный тон (от самого легкого светлого - до густого черного). Углем можно рисовать на белой и цветной бумаге. Приемы рисования углем немного отличаются от карандашного рисунка. Светлые полутона лучше всего наносить не штрихами, а растушевкой или пальцем. Свет в таком рисунке можно сделать удалив лишний тон сухой чистой тряпочкой. Для того чтобы получился блик, нужен очень мягкий ластик.
При рисовании на тонированной бумаге или картоне можно использовать мел для передачи бликов или изображения белых предметов. Сразу добиться больших успехов в рисунке мало кому удается. Как и в каждом деле, здесь важна практика. Но если вы решили научиться рисовать, эти трудности вас не остановят.
Натюрморты
Рекомендуемая литература:
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.
2. Голубева О Л. Основы композиции. М., 1996.
3. Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. М., 1982.
4. Смирнов Г.Б. Живопись. М., 1975.
LINK4