• DSC_0097.JPG
  • DSCF0243.JPG
  • IMG_1171.JPG
  • DSC08142.JPG
  • IMG_5840.JPG
  • IMG_2869.JPG
  • DSC02299.JPG
  • 7.JPG
  • 2.jpg
  • IMG_0347.JPG
  • DSC08148.JPG
  • 4.jpg
  • IMG_7936 1.jpg
  • 4 DSC_0275.JPG
  • IMG_0031.JPG
  • _DSC7860.JPG
  • IMG_0357.JPG
  • DSC09219.JPG
  • DSC02302.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg

Методическая разработка учебного занятия «Твори добро»

Муниципальное бюджетное дополнительное образование учреждение

«Районный центр внешкольной работы»

 

 Методическая разработка учебного занятия

Тема: «Твори добро»

 

Выполнила:

Кузнецова Екатерина Николаевна,

педагог дополнительного образования

р.п.Белореченский, 2024 г.

 

 Введение

“Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”

В.А.Сухомлинский

     Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность, доброта, милосердие, радость и переживание, ведь все эти  качества создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Актуальность методической разработки заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом, я пришла к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие.

     В словаре С.Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта». Методические рекомендации помогут педагогу показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям, перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

Предложенная система заданий, поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.

В процессе проведения социально-значимой «Недели добрых дел» обучающиеся получают удовольствие от контактов с партнерами по группе, от демонстрации партнерами своих возможностей, возникает азарт ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.

 Мероприятие рекомендуется проводить с детьми 8-11 лет.

Тип занятия: комбинированное

Цель: сформировать потребность   в совершении добрых поступков, в    сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.

Задачи:

  • Развить у обучающихся чувство ответственности за себя, за окружающих.
  • Сделать конкретные добрые дела.
  • Создать видеоролик для демонстрации значимости добрых дел.

Новизна. Представленная методическая разработка демонстрирует воспитательное занятие, направленное на формирование действенно-практической сферы социализации личности, воспитание милосердия и ответственности.

 Предложенная разработка поможет педагогам дополнительного образования  организовать «уроки доброты» и толерантности, сделать эти занятия с детьми более интересными, познавательными, в увлекательной игровой форме акцентировать внимание детей к столь важной для общества проблеме.

Оборудование на всех этапах занятия: проектор, ноутбук, колонки

 

 

Структура учебного занятия

Этапы

Содержание

Организация начала занятия

Звучит песня  «Твори добро» коллектив «Созвездие»

- Добрый день!  Эти слова мы произносим тем, кому желаем добра.

- Сегодня у нас необычное  занятие. К нам  в гости  пришли ваши  родители.  Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем занятии они стали моими помощниками. Для того чтобы нам было комфортно работать,  предлагаю разделиться на группы. В каждой группе получится по 5 учеников и 1 родителю.

-  Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?

- Тема нашего занятия о доброте, а называется оно

« Твори добро».

Актуализация знаний

(частично –поисковый метод)

- Что для Вас означает слово  « Доброта»?  

Доброта – это: (отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное.)

- Добрый человек – это тот, кто…?   Предлагаю этот вопрос обсудить в ваших группах и свой ответ записать на листок. ( Дети высказываются, а родитель  контролирует   последовательность работы, т.е. является тьютером в группе) 

- Давайте послушаем, какие варианты ответов у Вас получились.Добрый человек – это тот, кто…

- любит людей и готов прийти в трудную минуту им на помощь

- любит природу и бережёт её

- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

- любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек)

- А теперь давайте посмотрим результаты анкетирования, которые были проведены с ребятами группы «Созвездие»,  задавали следующие вопросы:

1. Кто такой добрый человек?

2. Считаешь ли ты себя добрым человеком?

3. Кто нуждается в помощи?

4. Кому мы можем помочь?

Анализируя ответы, мы выяснили, что:

- добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;

-  добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;

-  это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.

На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,

мы выяснили, что в нашем объединении из 26 человек опрошенных 12человек (46%) добры и любезны. 14 человек (54%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.

 В помощи нуждаются, по мнению, ребят:

- человек, который лежит в больнице, инвалид:

-   пожилые люди или дети, у которых нет родителей;

-  нищий человек, бомж, больной;

-  люди, у которых нет семьи;

-  животные

На последний вопрос мы получили такие ответы:

- пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;

-  маленьким детям, пожилым и людям, которые живут на улице;

-  помочь детям-инвалидам, детям, которые живут без родителей;

-   людям, которые болеют.

Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.

- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное

Объяснение нового материала

(частично – поисковый)

- Добро нас греет и ласкает,

Его в избытке не бывает…

Добра чем больше отдаешь,

Оно  тем больше прибывает.

- Рядом с добром   часто  употребляется зло. Чего же больше в людях добра или зла? Давайте  попробуем в этом разобраться. Посмотрите притчу. Притча – это небольшой рассказ содержащий мораль.

Два волка.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как  Вы  понимаете  слова в конце притчи? ( Всегда побеждает   тот  волк, которого ты кормишь.)

- Предлагаю это вопрос обсудить в группах. 

- Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, верно ли дети истолковали смысл притчи?  Выслушаем ответы родителей от каждой группы.

- Спасибо. Молодцы.

- Ребята, значит надо уметь слушать себя, и уметь говорить злым  чувствам «стоп» и  не давать им подавлять добрые.

- Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. Оно нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству.  Необходимо это качество упорно, день за днём воспитывать в себе!

- А как? Спросите Вы меня? Совершать добрые поступки, замечать в людях  хорошее.

Закрепление

(использование активных и интерактивных методов обучения)

 

- Ребята, а как Вы думаете,  слово «добро» может являться  синонимом слова  «благотворительность»? Давайте разберём это слово. Благо + творить (т.е. совершать добрые поступки). Благотворительность – это оказание (любой) помощи тому, кто в ней нуждается, и не требовать ничего в ответ.

- Давайте вспомним о наших добрых поступках (благотворительности):

Мероприятия “Недели добрых дел”

День недели

 

Мероприятие

Понедельник

Знакомство учащихся с идеей проекта. Открытие «Недели добрых дел»

Вторник

Материальная помощь для закупки расходных материалов для пошива необходимых в зоне СВО вещей; сбор ветоши (б/у чистое х/б постельное белье, махровые полотенца)

Среда

Письмо солдату; видеопоздравление для участников СВО; мини-концерт для волонтеров «Золотые руки ангела»

Четверг

Помощь волонтерам общественной организации «Золотые руки ангела» :изготовление блиндажных свечей; маскировочных сетей

Пятница

Копилка добрых дел.

Закрытие «Недели добрых дел». Обсуждение результатов.

- Наша копилка добрых дел тоже пополняется, и будет пополняться  дальше. Правда, же?

 

Рефлексия,

Подведение итогов

(создание творческих и проектных работ, игровые методы)

- Посмотрите ребята, что у меня в руках? Свеча. А свеча- это добро или зло?

 ( Ответы детей). Если она даёт свет, дарит тепло, уют – это добро, а если поднести руку близко к огню – это зло. Вот так и слово может сгореть, а может причинить боль.

- А сейчас я, предлагаю каждой группе  встать и образовать свой маленький круг и вспомнить тот неприятный случай, когда всё же  ЗЛО побеждало над  ДОБРОМ в вашей жизни. Передавая свечу  по кругу рассказать  этот случай, чтобы он сгорел, как эта свеча! И таких историй в вашей жизни было, как можно меньше. ( Родитель помогает детям передавать аккуратно свечу)

 Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу.  Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами размышляли, о чем задумались? ( Дети размышляют)

Вывод: (Говорят дети)

- Всё правильно! Молодцы!

- Посмотрите, на ваших столах лежат цветные листы бумаги и карандаши. Обведите  свои добрые ладошки и пообещайте, что своими добрыми руками Вы будете делать только добрые дела.  Подарите свою вырезанную ладошку  однокласснику, учителям, родителям или просто незнакомому человеку. Обязательно объясни, почему ТЫ это делаешь! ( Даришь частичку своей доброты, не требуя ничего взамен). Задание выполняется под тихую спокойную музыку.

Итог

- Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор о доброте, благотворительности не пройдет зря. Вы всегда будете учиться размышлять, задумываться над своими поступками, научитесь и в жизни отличать добро и зло, помогать людям. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.

- Сегодняшнее занятие показало, что о добрых поступках надо говорить, обсуждать, иногда нацеливать. Так мы научимся видеть проблемы других людей и возможность им помочь. Надеюсь, что никто из вас не пройдет мимо человека, которому нужна помощь.

     У нас возникло много вариантов разных акций, которыми мы могли бы сделать добрые дела не только дома, в школе, но и посторонним людям. И делать добрые дела мы продолжим и никогда не закончим!

Великий французский писатель Антуан Де Сент - Экзюпери сказал: "Улыбка объединяет". Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся и мир станет ещё добрее и милосерднее

 

Домашнее

задание

- Создание видеоклипа под названием «Наши добрые дела». Главная мысль этого видеоролика – сделай добро и оно к тебе вернется.

 

Литература:

  1. Классные часы 1-4 классы. Автор – составитель И.В.Персидская и другие. Волгоград: Учитель, 2007 г.
  2. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам.- Кл.руководитель, 2013, N3,с.78-91.
  3. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/Авт.состав.Е.М.Зуева- М.,2014-336с
  4. Буре Р.С.,М.В.Воробьева и др.-Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у школьников. М.-2005.
  5. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры – М.:2003
  6. https://infourok.ru/scenariy-prazdnika-dorogoyu-dobra-1116179.html
  7. https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnik/library/2013/08/14stsenariy-meropriyatiya-dorogoyu-dobra

 

                                              

  • Рисунок6.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок4.png