Методическая разработка учебного занятия «Твори добро»
Муниципальное бюджетное дополнительное образование учреждение
«Районный центр внешкольной работы»
Методическая разработка учебного занятия
Тема: «Твори добро»
Выполнила:
Кузнецова Екатерина Николаевна,
педагог дополнительного образования
р.п.Белореченский, 2024 г.
Введение
“Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”
В.А.Сухомлинский
Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность, доброта, милосердие, радость и переживание, ведь все эти качества создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Актуальность методической разработки заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом, я пришла к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие.
В словаре С.Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.
В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта». Методические рекомендации помогут педагогу показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям, перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.
Предложенная система заданий, поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.
В процессе проведения социально-значимой «Недели добрых дел» обучающиеся получают удовольствие от контактов с партнерами по группе, от демонстрации партнерами своих возможностей, возникает азарт ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.
Мероприятие рекомендуется проводить с детьми 8-11 лет.
Тип занятия: комбинированное
Цель: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
Задачи:
- Развить у обучающихся чувство ответственности за себя, за окружающих.
- Сделать конкретные добрые дела.
- Создать видеоролик для демонстрации значимости добрых дел.
Новизна. Представленная методическая разработка демонстрирует воспитательное занятие, направленное на формирование действенно-практической сферы социализации личности, воспитание милосердия и ответственности.
Предложенная разработка поможет педагогам дополнительного образования организовать «уроки доброты» и толерантности, сделать эти занятия с детьми более интересными, познавательными, в увлекательной игровой форме акцентировать внимание детей к столь важной для общества проблеме.
Оборудование на всех этапах занятия: проектор, ноутбук, колонки
Структура учебного занятия
Этапы |
Содержание |
||||||||||||
Организация начала занятия |
Звучит песня «Твори добро» коллектив «Созвездие» - Добрый день! Эти слова мы произносим тем, кому желаем добра. - Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли ваши родители. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем занятии они стали моими помощниками. Для того чтобы нам было комфортно работать, предлагаю разделиться на группы. В каждой группе получится по 5 учеников и 1 родителю. - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии? - Тема нашего занятия о доброте, а называется оно « Твори добро». |
||||||||||||
Актуализация знаний (частично –поисковый метод) |
- Что для Вас означает слово « Доброта»? Доброта – это: (отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное.) - Добрый человек – это тот, кто…? Предлагаю этот вопрос обсудить в ваших группах и свой ответ записать на листок. ( Дети высказываются, а родитель контролирует последовательность работы, т.е. является тьютером в группе) - Давайте послушаем, какие варианты ответов у Вас получились.Добрый человек – это тот, кто… - любит людей и готов прийти в трудную минуту им на помощь - любит природу и бережёт её - вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим - любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек) - А теперь давайте посмотрим результаты анкетирования, которые были проведены с ребятами группы «Созвездие», задавали следующие вопросы: 1. Кто такой добрый человек? 2. Считаешь ли ты себя добрым человеком? 3. Кто нуждается в помощи? 4. Кому мы можем помочь? Анализируя ответы, мы выяснили, что: - добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим; - добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде; - это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место. На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования, мы выяснили, что в нашем объединении из 26 человек опрошенных 12человек (46%) добры и любезны. 14 человек (54%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда. В помощи нуждаются, по мнению, ребят: - человек, который лежит в больнице, инвалид: - пожилые люди или дети, у которых нет родителей; - нищий человек, бомж, больной; - люди, у которых нет семьи; - животные На последний вопрос мы получили такие ответы: - пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки; - маленьким детям, пожилым и людям, которые живут на улице; - помочь детям-инвалидам, детям, которые живут без родителей; - людям, которые болеют. Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела. - Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное |
||||||||||||
Объяснение нового материала (частично – поисковый) |
- Добро нас греет и ласкает, Его в избытке не бывает… Добра чем больше отдаешь, Оно тем больше прибывает. - Рядом с добром часто употребляется зло. Чего же больше в людях добра или зла? Давайте попробуем в этом разобраться. Посмотрите притчу. Притча – это небольшой рассказ содержащий мораль. Два волка. - Как Вы понимаете слова в конце притчи? ( Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.) - Предлагаю это вопрос обсудить в группах. - Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, верно ли дети истолковали смысл притчи? Выслушаем ответы родителей от каждой группы. - Спасибо. Молодцы. - Ребята, значит надо уметь слушать себя, и уметь говорить злым чувствам «стоп» и не давать им подавлять добрые. - Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. Оно нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо это качество упорно, день за днём воспитывать в себе! - А как? Спросите Вы меня? Совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее. |
||||||||||||
Закрепление (использование активных и интерактивных методов обучения)
|
- Ребята, а как Вы думаете, слово «добро» может являться синонимом слова «благотворительность»? Давайте разберём это слово. Благо + творить (т.е. совершать добрые поступки). Благотворительность – это оказание (любой) помощи тому, кто в ней нуждается, и не требовать ничего в ответ. - Давайте вспомним о наших добрых поступках (благотворительности): Мероприятия “Недели добрых дел”
- Наша копилка добрых дел тоже пополняется, и будет пополняться дальше. Правда, же?
|
||||||||||||
Рефлексия, Подведение итогов (создание творческих и проектных работ, игровые методы) |
- Посмотрите ребята, что у меня в руках? Свеча. А свеча- это добро или зло? ( Ответы детей). Если она даёт свет, дарит тепло, уют – это добро, а если поднести руку близко к огню – это зло. Вот так и слово может сгореть, а может причинить боль. - А сейчас я, предлагаю каждой группе встать и образовать свой маленький круг и вспомнить тот неприятный случай, когда всё же ЗЛО побеждало над ДОБРОМ в вашей жизни. Передавая свечу по кругу рассказать этот случай, чтобы он сгорел, как эта свеча! И таких историй в вашей жизни было, как можно меньше. ( Родитель помогает детям передавать аккуратно свечу) Рефлексия - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами размышляли, о чем задумались? ( Дети размышляют) Вывод: (Говорят дети) - Всё правильно! Молодцы! - Посмотрите, на ваших столах лежат цветные листы бумаги и карандаши. Обведите свои добрые ладошки и пообещайте, что своими добрыми руками Вы будете делать только добрые дела. Подарите свою вырезанную ладошку однокласснику, учителям, родителям или просто незнакомому человеку. Обязательно объясни, почему ТЫ это делаешь! ( Даришь частичку своей доброты, не требуя ничего взамен). Задание выполняется под тихую спокойную музыку. Итог - Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор о доброте, благотворительности не пройдет зря. Вы всегда будете учиться размышлять, задумываться над своими поступками, научитесь и в жизни отличать добро и зло, помогать людям. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли. - Сегодняшнее занятие показало, что о добрых поступках надо говорить, обсуждать, иногда нацеливать. Так мы научимся видеть проблемы других людей и возможность им помочь. Надеюсь, что никто из вас не пройдет мимо человека, которому нужна помощь. У нас возникло много вариантов разных акций, которыми мы могли бы сделать добрые дела не только дома, в школе, но и посторонним людям. И делать добрые дела мы продолжим и никогда не закончим! Великий французский писатель Антуан Де Сент - Экзюпери сказал: "Улыбка объединяет". Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся и мир станет ещё добрее и милосерднее
|
||||||||||||
Домашнее задание |
- Создание видеоклипа под названием «Наши добрые дела». Главная мысль этого видеоролика – сделай добро и оно к тебе вернется. |
Литература:
- Классные часы 1-4 классы. Автор – составитель И.В.Персидская и другие. Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам.- Кл.руководитель, 2013, N3,с.78-91.
- Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/Авт.состав.Е.М.Зуева- М.,2014-336с
- Буре Р.С.,М.В.Воробьева и др.-Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у школьников. М.-2005.
- Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры – М.:2003
- https://infourok.ru/scenariy-prazdnika-dorogoyu-dobra-1116179.html
- https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnik/library/2013/08/14stsenariy-meropriyatiya-dorogoyu-dobra