Методическое пособие. Композиция пейзажа
Методическое пособие
Композиция пейзажа
Составитель:
Оксана Анатольевна Вознюк
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения изостудия «Художник»
МОУ ДОД РЦВР
При работе над пейзажем мы сталкиваемся с проблемой неограниченного пространства. Создание иллюзии глубины пространства и бесконечно глубокой перспективы - главная художественная задача в композиции пейзажа. Пространство в пейзаже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний). Предмет нашего внимания — поиск изобразительных средств организации пространства картины, построения основных планов и передачи их удаленности от зрителя. В вопросе организации пространства нам поможет перспектива. Но пространство картины не исчерпывается схемой линейной перспективы. Леонардо да Винчи разделил учение о зрительных линиях (перспективе) на три части: «Первая из них содержит только очертание тел; вторая - об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях; третья - об утрате отчетливости тел на разных расстояниях». Иными словами, идет речь о линейной, цветотональной и воздушной перспективе.
Не менее важным средством создания иллюзии глубины и усиления выразительности сюжета является масштаб. Как мы уже выяснили, размер предметов по мере их удаленности уменьшается. Однако масштабные соотношения крупных и мелких предметов могут стать самостоятельным средством. Например, можно умышленно увеличить удаленные объекты, чтобы подчеркнуть их значимость, или, наоборот, уменьшить их. Еще одним изобразительным средством организации пространства пейзажа является подробная проработка деталей, передача фактуры и материальности цветом и тоном, усиление контрастов на ближнем плане или ослабление их на среднем и дальнем планах.
И наконец, для определения композиционного центра существует прием, когда выделяется какой-либо направляющий элемент. Роль таких элементов может выполнять, например, изображение уходящей вдаль дороги, ветки дерева и тому подобное. Главное - эти элементы должны «указывать» на композиционный центр картины.
Кроме того, можно использовать прием «оживления» предметов и объектов, наделение их эмоциями. Например, дерево может выглядеть печальным, небо тревожным, дома — прожившими большую жизнь, и так далее.
Натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать невозможно. Поэтому работа над композицией пейзажа существенно отличается от работы над композицией натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы:
- Выбор темы и поиск способа ее выражения;
- сбор материала (выполнение зарисовок с натуры);
- выполнение эскиза на основе натурных зарисовок;
- выполнение пейзажа по сделанным эскизам и в соответствии с темой.
Перечисленные этапы определяют не только последовательность работы, но и технику и материал.
Например, поиск темы и средств выражения, сбор материала выполняются обычно графическими средствами. Выполнение окончательного эскиза происходит обычно в том материале, которым вы намерены работать над пейзажем на последнем этапе. Рассмотрим подробнее каждый этап. На первом этапе осуществляется выбор темы - самый ответственный и сложный шаг. Тема должна отвечать целому ряду требований:
- быть связанной с жизненным опытом автора;
- опираться на ее хорошее зрительное представление автором;
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
Тема может быть навеяна реальным пейзажем, произведением искусства (литературным произведением, музыкой, картиной и т.п.).
Она может быть воплощена в станковой картине - пейзаже. Если тема родилась в результате прочтения книги или прослушивания музыкального произведения, то лучше воплотить ее в иллюстрации или декоративной композиции.
На втором этапе происходят сбор материала, наблюдения, анализ и выполнение быстрых набросков и зарисовок различных элементов пейзажа. Если мы хотим выполнить графический пейзаж на основе натурных наблюдений-зарисовок, то можно ограничиться зарисовками объектов и выбранного мотива с разных точек зрения. Если же мы решили создать живописное произведение, нам надо выполнить не только черно-белые наброски: необходимы небольшие цветные этюды природного мотива, выполненные в разное время суток и с разных точек зрения.
Если интересующая нас тема навеяна другими произведениями искусства, можно ознакомиться с иллюстрациями, декорациями к спектаклям, произведениями декоративного
искусства, историческими источниками и так далее.
На третьем этапе выполняется серия эскизов, наиболее удачный из которых и станет прообразом картины. На этом этапе мы должны определить формат, количество элементов в композиции, общий тон и колорит, способы организации пространства и выявить композиционный центр. Формат будущей картины, размер эскизов зависят только от нашей фантазии. Можно выполнить миниатюру или замахнуться на монументальное произведение. Но, учитывая то обстоятельство, что вы «не волшебник, а только учитесь», стоит остановиться на размерах более привычных. Например, эскизы выполнять в пределах стандартного альбомного листа, а само произведение - в пределах листа ватмана, примерно 50x80 см. А вот выбор пропорций листа - дело индивидуальное и зависит от творческого замысла.
Итак, на четвертом этапе выполняется с помощью выбранных материалов, средств и формы собственно пейзаж.
Архитектура в пейзаже
Кроме природы в пейзаже может присутствовать и архитектура. Есть и определение - «архитектурный пейзаж». Одно из самых важных правил в нем - это соблюдение законов перспективы. Конечно, нарисовать многоэтажный дом в районе новостроек проще, чем сложную по конструкции церковь или памятник архитектуры. Но ведь каждую сложную конструкцию можно «разбить» на несколько простых. Например, форма православного храма напоминает кубик, на котором лежит четырехгранная призма и стоят четыре цилиндра. А за основу куполов можно взять форму шара.
Зарисовки архитектурных мотивов
Но главное в архитектурном пейзаже - это создание выразительного образа. В пейзаже не обязательно рисовать здание целиком. Можно изобразить только фрагмент. Например, окно старого дома с деревянным резным наличником и фрагментом бревенчатой стены. Все зависит от замысла. Архитектура ведь - такая же часть пейзажа, как и человек, растения, животные, рельеф поверхности Земли и многое другое, что отражает общий замысел произведения и создает неповторимую композицию.
Рекомендуемая литература:
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.
2. ГеворгянН.Р. Основы композиции пейзажа. М., 1996.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. М., 1984.
4. Смирнов Г.Б. Живопись. М., 1975.
5. Смирнов Г.Б., Унковский АА Пленэр. Практика по изобразительному искусству. М., 1981.
LINK1