• _viber_2021-05-15_19-22-42.jpg
  • IMG_2576.JPG
  • 2.jpg
  • DSC_1062.JPG
  • _DSC7860.JPG
  • IMG_0031.JPG
  • IMG_2565.JPG
  • DSC07433.JPG
  • DSC04984.JPG
  • IMG_0347.JPG
  • 1 DSC_0653.JPG
  • IMG_0026.JPG
  • 8.JPG
  • IMG_1171.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • DSC02249.JPG
  • IMG_0007.JPG
  • DSC02299.JPG
  • _DSC7873.JPG
  • DSC08148.JPG

Методическое пособие. Композиция пейзажа

Методическое пособие

Композиция пейзажа

 

Активное изображение

Составитель:

Оксана Анатольевна Вознюк

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения изостудия «Художник»

МОУ ДОД РЦВР

При  работе над пейзажем мы сталки­ваемся с проблемой неограниченно­го пространства. Создание иллюзии глубины пространства и бесконеч­но глубокой перспективы - главная художественная задача в компози­ции пейзажа. Пространство в пей­заже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний). Предмет нашего внимания — поиск изобразительных средств органи­зации пространства картины, пост­роения основных планов и переда­чи их удаленности от зрителя. В вопросе организации простран­ства нам поможет перспектива. Но пространство картины не исчерпы­вается схемой линейной перспекти­вы. Леонардо да Винчи разделил уче­ние о зрительных линиях (перспективе) на три части: «Первая из них содержит только очертание тел; вто­рая - об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях; третья - об утрате отчетливости тел на разных расстояниях». Иными словами, идет речь о линейной, цветотональной и воздушной перспек­тиве.

Активное изображение

Не менее важным сред­ством создания иллюзии глубины и усиления вы­разительности сюжета является масштаб. Как мы уже выяснили, размер предметов по мере их удаленности уменьшается. Однако масштабные соот­ношения крупных и мел­ких предметов могут стать самостоятельным средством. Например, можно умышленно уве­личить удаленные объекты, чтобы подчеркнуть их значи­мость, или, наоборот, уменьшить их. Еще одним изобразительным сред­ством организации пространства пейзажа является подробная прора­ботка деталей, передача фактуры и материальности цветом и тоном, усиление контрастов на ближнем плане или ослабление их на среднем и дальнем планах.

И наконец, для определения компо­зиционного центра существует при­ем, когда выделяется какой-либо на­правляющий элемент. Роль таких элементов может выполнять, напри­мер, изображение уходящей вдаль дороги, ветки дерева и тому подоб­ное. Главное - эти элементы долж­ны «указывать» на композиционный центр картины.

 

Активное изображение

Кроме того, можно использовать прием «оживления» предметов и объектов, наделение их эмоциями. Например, дерево может выглядеть печальным, небо тревожным, до­ма — прожившими большую жизнь, и так далее.

 

Активное изображение

Натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать не­возможно. Поэтому работа над ком­позицией пейзажа существенно отличается от работы над композици­ей натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы:

- Выбор темы и поиск способа ее выражения;

- сбор материала (выполнение зари­совок с натуры);

- выполнение эскиза на основе на­турных зарисовок;

- выполнение пейзажа по сделан­ным эскизам и в соответствии с темой.

Перечисленные этапы определяют не только последовательность рабо­ты, но и технику и материал.

Например, поиск темы и средств выражения, сбор материала выпол­няются обычно графическими средствами. Выполнение оконча­тельного эскиза происходит обыч­но в том материале, которым вы намерены работать над пейзажем на последнем этапе. Рассмотрим подробнее каждый этап. На первом этапе осуществ­ляется выбор темы - самый ответ­ственный и сложный шаг. Тема должна отвечать целому ряду тре­бований:

- быть связанной с жизненным опы­том автора;

- опираться на ее хорошее зритель­ное представление автором;

<!--[if !vml]-->- быть интересной автору и зрителю.
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->

Активное изображение

Тема может быть навеяна реальным пейзажем, произведением искусства (литературным произведением, му­зыкой, картиной и т.п.).

Она может быть воплощена в стан­ковой картине - пейзаже. Если тема родилась в результате прочтения книги или прослушивания музы­кального произведения, то лучше воплотить ее в иллюстрации или де­коративной композиции.

На втором этапе происходят сбор материала, наблюдения, анализ и выполнение быстрых набросков и зарисовок различных элементов пейзажа. Если мы хотим выполнить графический пейзаж на основе на­турных наблюдений-зарисовок, то можно ограничиться зарисовками объектов и выбранного мотива с разных точек зрения. Если же мы решили создать живопис­ное произведение, нам надо выполнить не только черно-белые наброс­ки: необходимы небольшие цветные этюды природного мотива, выпол­ненные в разное время суток и с раз­ных точек зрения.

Если интересующая нас тема навея­на другими произведениями искус­ства, можно ознакомиться с иллюс­трациями, декорациями к спектак­лям, произведениями декоративного

искусства, историческими источни­ками и так далее.

На третьем этапе выполняется се­рия эскизов, наиболее удачный из ко­торых и станет прообразом картины. На этом этапе мы должны определить формат, количество элементов в ком­позиции, общий тон и колорит, спо­собы организации пространства и выявить композиционный центр. Формат будущей картины, размер эскизов зависят только от нашей фантазии. Можно выполнить мини­атюру или замахнуться на монумен­тальное произведение. Но, учитывая то обстоятельство, что вы «не вол­шебник, а только учитесь», стоит остановиться на размерах более привычных. Например, эскизы вы­полнять в пределах стандартного альбомного листа, а само произве­дение - в пределах листа ватмана, примерно 50x80 см. А вот выбор пропорций листа - дело индивиду­альное и зависит от творческого за­мысла.

 

Активное изображение

Итак, на четвертом этапе вы­полняется с помощью выбранных ма­териалов, средств и формы соб­ственно пейзаж.

 

Активное изображение

Архитектура в пейзаже

Кроме природы в пейзаже может присутствовать и архитектура. Есть и определение - «архитектур­ный пейзаж». Одно из самых важ­ных правил в нем - это соблюде­ние законов перспективы. Конечно, нарисовать многоэтажный дом в районе новостроек проще, чем сложную по конструкции церковь или памятник архитектуры. Но ведь каждую сложную конструкцию можно «разбить» на несколько про­стых. Например, форма православ­ного храма напоминает кубик, на котором лежит четырехгранная призма и стоят четыре цилиндра. А за основу куполов можно взять форму шара.

 Активное изображение

                           Зарисовки архитектурных мотивов

Но главное в архитектурном пей­заже - это создание выразительно­го образа. В пейзаже не обязательно рисовать здание целиком. Можно изобразить только фрагмент. На­пример, окно старого дома с дере­вянным резным наличником и фрагментом бревенчатой стены. Все зависит от замысла. Ар­хитектура ведь - такая же часть пей­зажа, как и человек, растения, живот­ные, рельеф поверхности Земли и многое другое, что отражает общий замысел произведения и создает не­повторимую композицию.

Рекомендуемая литература:

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.

2. ГеворгянН.Р. Основы композиции пейзажа. М., 1996.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. М., 1984.

4. Смирнов Г.Б. Живопись. М., 1975.

5. Смирнов Г.Б., Унковский АА Пленэр. Практика по изобразительному ис­кусству. М., 1981.

LINK1
  • Рисунок4.png
  • Рисунок1.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок2.png