Методическая разработка конспекта занятия. Тема: изготовление кукла-оберег «Чучело Масленица».
Методическая разработка конспекта занятия.
Тема: изготовление кукла-оберег «Чучело Масленица».
Педагог дополнительного образования
Коннова К.Ю.
Описание: конспект занятия по теме кукла - оберег «Чучело Масленица» нацелена на изучение и возрождение народных традиций, изучение исторических корней праздника Масленица, знакомство с устным народным творчеством, обрядовыми действиями, народными играми и забавами, развитие декоративно-прикладного творчества, изготовление своей куклы.
Кукла «Масленица» является обязательным атрибутом веселого народного гулянья — проводов зимы. Присутствие в доме домашней куклы масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на год, а затем на празднике сжигалась или пускалась по воде. Масленица символизирует достаток в семье и является мощным оберегом жилища. Куклу располагали перед входом в дом или в «красном углу» избы. Многие и сейчас верят в ее чудодейственную силу. Традиционно обрядовую куклу «Масленицу» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево, олицетворяющее буйную силу природы. На руки кукле вешали тесемки, завязывая которые загадывали желание.
В этом году Масленичная Неделя пройдет с 20февраля по 26 февраля. По обычаю куклу «Чучело Масленица» изготавливали в первый день Масленицы, и сегодня я с детьми решила на занятиях изготовить такую куклу.
Область применения: данная методическая разработка может использоваться в своей работе воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования во внеурочной деятельности. Материал будет полезен педагогам при проведении внеурочных занятий, направленных на расширение и закрепление знаний о традиционных праздниках русского народа; творческим людям; детям 1-6 классов.
Форма и методы реализации: открытое занятие с изготовлением куклы «Чучело Масленица» с беседой, играми, творческими заданиями, конкурсами.
Цель:
Создание условий для самореализации каждого обучающегося через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям в процессе изготовления куклы «Чучело Масленица».
Задачи:
Предметные:
- расширение понятий базы по теме «Тряпичная кукла»;
- формирование умения изготавливать куклу «Чучело Масленица»
- формирование навыков работы с тканью и пряжей;
- ознакомление с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
Метапредметные:
- воспитание уважительного и бережного отношения к народной культуре, к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения занятия;
- воспитание эстетического вкуса, формирование чувства прекрасного, содействие раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Личностные:
- формирование целеполагания;
- развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития воспитанников
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие рефлекторных умений через проведение анализа собственных достижений и результатов группы;
- развитие познавательного интереса к традициям своего народа;
- развитие стремления к самостоятельному творчеству.
Технологическая карта занятия.
1 |
Тема занятия |
«Изготовление «Чучело Масленица» |
2 |
Форма проведения занятия |
Творческая-мастерская |
3 |
Цель работы мастерской |
Изготовить куклу-масленицу, ознакомление с историей русского народного праздника «Масленица». |
4 |
Задачи |
|
5 |
Тип занятия |
Урок открытия нового знания |
6 |
Планируемые результаты |
Предметные: - умение анализировать технологию изготовления куклы; - умение грамотно организовывать индивидуальную и групповую деятельность. Метапредметные результаты: - умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся; - умение спланировать этапы технологии куклы Масленица на основе наглядных образцов; - овладеть технологией изготовления куклы с использованием разных материалов. Личностные результаты: - создание авторской куклы своими руками. |
7 |
Оборудование, пособия, материалы для педагога |
Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, картинки кукол, книги с изображением кукол, колонки. |
8 |
Методы |
|
9 |
Материалы для обучающихся |
Пряжа для вязания, лоскутки разноцветной ткани, тесьма, деревянные палочки, ножницы, картон. |