•   DSC02362.JPG
  • CYXIGktSQ24.jpg
  • DSC07433.JPG
  • IMG_1626.JPG
  • IMG_0007.JPG
  • DSCF0243.JPG
  • _DSC7823.JPG
  • DSC09270.JPG
  • IMG_0031.JPG
  • IMG_1155.JPG
  • IMG_1171.JPG
  • DSC04984.JPG
  • IMG_04441.JPG
  • _MG_2526.JPG
  • DSC_1062.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-33.jpg
  • DSC09080.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-26-09.jpg
  • IMG_9703.JPG
  • IMG_0026.JPG

Методическое пособие. Изображение растений и животных

Методическое пособие

Изображение растений и животных

 

Активное изображение

 Составитель:

Оксана Анатольевна Вознюк

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения изостудия «Художник»

МОУ ДОД РЦВР

Изображение растений

При работе над композицией пей­зажа большую роль играет грамот­ное изображение растений. Пер­вые упражнения по рисованию ра­стений (листьев, цветов, плодов, веток с листьями и цветами или плодами) можно выполнять в поме­щении. Лучше всего делать рисунок

в натуральную величину, чтобы хо­рошо были видны все особеннос­ти конструкции изображаемого ра­стения. На первых порах рисовать лучше всего простым карандашом. В дальнейшем можно использовать мягкие материалы или акварель­ные краски.

 

Активное изображение

                                Набросок растения

Прежде всего надо выяснить, на ка­кую простую геометрическую форму похоже то, что вы рисуете. Например, цветы бывают похожи на цилиндр (бутон розы), конус (ко­локольчик), диск (ромашка), шар (астра). Листья также можно срав­нить с геометрическими фигурами: лист ивы похож на вытянутый овал, лист клена напоминает пятиуголь­ник или пятиконечную звезду, лист осины - почти круг и т.д. Когда мы начинаем рисовать про­жилки на листике, обязательно обратим внимание на последователь­ность их расположения. Есть одна интересная особенность: прожилки на листьях очень похожи в своем расположении на линейный рису­нок веток дерева. Лист - это дерево в миниатюре.

Умение рисовать деревья очень важно для художника. Это только на первый взгляд все деревья похожи. На самом деле деревья разных по­род значительно отличаются друг от друга по силуэту, характеру рас­положения ветвей, их наклону и размеру. Например, ель похожа на треугольник или перевернутый конус, крона березы напоминает овал, крона дуба — шар. А если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что и деревья од­ной породы не всегда похожи между собой. Ведь дерево растет не всегда одинаково равномерно во все сторо­ны. Обычно с северной стороны вет­ки короче и не такие «пушистые». Если дерево растет на ветру, оно рас­полагается под углом к земле. Ствол дерева может неожиданно раздво­иться на два одинаковых «ствола». И, наверное, многие замечали, как два ствола переплетаются между собой, перепутываясь ветвями, - это уже сюжет для картины. Бывает, что пе­репутавшиеся деревья растут не из одного корня и принадлежат к раз­ным породам. Такие чудеса случаются, когда два семечка (например, же­лудь и еловая шишка) ложатся в зем­лю рядом. Вот и вырастают два раз­ных дерева вместе.

Активное изображение
Рисунки деревьев и типы крон

Деревья могут иметь свой характер. Так, березка похожа на кудрявую барышню, ель — на солидную даму. А вот маленькая елочка напоминает шалуна-карапуза. Дуб похож на ска­зочного деда-лесовика. Вообще в очертаниях деревьев можно найти сходство с разными сказочными персонажами, ведь они (деревья) - существа живые, у них свой харак­тер, им бывает весело и грустно; шелестя листочками, они разговарива­ют друг с другом.

Пристального внимания заслужива­ет кора деревьев, особенно старых. В рисунках на коре можно разглядеть реальные существа и сказочных пер­сонажей. Древние легенды сохрани­ли истории о деревьях, которые уме­ли не только думать и говорить, но и... ходить, как, например, «энты» в книге английского писателя Р. Р. Толкина «Властелин колец». Правильно нарисованные деревья помогут нам выразить в пейзаже и определенное настроение.

 

Активное изображение

                                Наброски растений

При рисовании надо не забывать, что крона дерева имеет объем, что она не плоская. Чтобы ее изобразить, необходимо определить, с какой сто­роны на дерево падает свет. С этой стороны крона дерева будет светлее, а с противоположной - темнее. В нижней части крона, как правило, гораздо темнее, чем сверху: сверху находятся молодые побеги, которые придают верхней ее части более свет­лую окраску. Кроме того, крона дере­ва не является единым цветовым мо­нолитом. Она как бы распадается на отдельные крупные части, которые состоят из веток, расположенных близко друг к другу.

  
Активное изображение

                                 Наброски растений

Очень часто начинающие художни­ки допускают ошибку: стремятся нарисовать все-все веточки и листоч­ки кроны. В результате получается плоское и дробное изображение. Надо правильно изобразить общую форму кроны и ствола дерева, най­ти большие массы, из которых со­стоит крона. Потом надо определить общие свет и тень. И только после этого можно внимательно рассмотреть все ветки и веточки и нарисовать подробно те из них, ко­торые находятся ближе к нам. Вет­ки, которые расположены дальше от нас, надо изображать не очень подробно, без прорисовки деталей -чем дальше ветка, тем больше она похожа на силуэт.

Такие же правила распространяют­ся и на рисование кустарника, с той лишь разницей, что у кустарника нет ствола. Кустарник состоит из веток, растущих не от ствола, а пря­мо из земли. Поэтому кустарник может расти как один кустик, как большой массив или образовывать живые изгороди разной формы. Обычно форма куста похожа на шар или овал.

Очень важно при изображении рас­тений уделять внимание цвету, ко­торый не только подчеркивает форму растения и время года, но и помо­гает создать определенное настрое­ние в пейзаже.

Активное изображение

                                  Наброски растений

Изображение животных

В жизни животные находятся рядом с нами, но мы не часто задумываем­ся, насколько они похожи на нас и по поведению, и по характерам, и по «конструкции».

Начнем наше изучение с птиц. Между прочим, птицы произошли от древних рептилий - ящеров, передние лапы которых превратились в крылья.

Строение тела птицы идеально приспособлено к ее образу жизни. Ее полету ничто не препятствует, так как тело имеет обтекаемую продолговатую форму. Скелет птицы очень легкий, перья - полые внутри. Kpылья, клюв, ноги имеют формы, приспособленные к среде обитания и «диете» хозяина. Даже окрас перьев зави­сит от условий обитания и помога­ет птице казаться незаметной или, наоборот, ярким оперением отпуги­вать недругов.

Активное изображение

                                       Наброски птиц

Большие крылья орла, грифа, ястреба и других хищных птиц помогают им парить, удержи­ваясь на восходящих потоках возду­ха. Лесные птицы имеют сравни­тельно небольшие крылья, что по­зволяет им летать, не задевая ветки деревьев. А вот сова имеет очень ин­тересные крылья. Они у нее очень мягкие, покрытые мягкими, как пух, перьями, что позволяет ей летать почти беззвучно. Зато на большое расстояние сова улететь не сможет - ее крылья быстро устанут. У ласто­чек и стрижей крылья настолько длинные и узкие, что, например, стрижи не могут взлететь с земли: они бьются крыльями о землю, а под­прыгнуть высоко не могут, так как у них маленькие и слабые лапки. По­этому стрижи никогда не садятся на землю - они ловят свою еду (всяких мух) в полете.

Активное изображение

                       Зарисовки крыльев и оперения птиц

Большую роль в жизни птиц играет клюв. Клювы различны по своему строению, что зависит от назначения. Например, у дятла очень твердый клюв - ему приходится, добывая

пищу долбить кору деревьев. У лас­точки клювик кажется маленьким, но зато у нее очень широкий «рот», да еще и специальные волоски по краям, что­бы легче мух ловить. А вот у цапли и аиста клювы длинные и узкие - так им удобнее лягушек из воды таскать. Клюв пеликана особенный. В его ос­новании есть мешочек, который рас­тягивается до удивительных разме­ров. Пеликан ловит рыбу и складыва­ет ее в этот мешок, как в сумку.

Приступая к зарисовкам животных, надо внимательно присмотреться к строению их туловища, пропорциям, расположению их конечностей. Животные опираются на «пальчи­ки». Копытные — на один (лошадь) или два (корова, овца) пальца. По­звоночник животных изогнут не так, как у человека.

Движения живот­ных можно разделить на группы: не­подвижные позы (лежание, сиде­ние, повороты корпуса и головы и т. п.), поступательные движения (шаг, рысь, галоп, прыжки и т. п.). Важно при изображении движущегося жи­вотного обратить внимание на изменение центра тяжести: при посту­пательных движениях он смещен в переднюю часть тела, при движени­ях на месте центр тяжести перено­сится на задние конечности.

Активное изображение

                                   Наброски животных

Для того чтобы правильно изобра­зить животное, мало знать особен­ности его строения и

уметь нарисо­вать силуэт - абрис. Надо еще знать характер и образ жизни животного. Вы где-нибудь видели робкого орла? Или, скажем, злую синицу? Образ жизни влияет на внешность, а внешность отражает характер. И выбор материала часто определяется спе­цификой модели. Например, сову или пушистого котенка лучше рисо­вать мягкими материалами или ак­варелью, ворону с черным блестя­щим оперением или хищную панте­ру интереснее написать гуашью, нарисовать тушью или углем.

 Активное изображение

                                 Зарисовки животных

Начальные упражнения по изображению животных можно проводить, выбрав в качестве модели чучело. Но лучше отправиться в зоопарк, понаблюдать за их поведением и сделать наброски. Рисовать следует по уже известной схеме: сначала общие очертания, затем уточнение пропорций и прорисовка всех частей тела и в конце - штрихи и мазки, передающие цвет и фактуру.

Рекомендуемая литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. – М., 1977.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998.

3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1976.

4. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.

LINK3
  • Рисунок1.png
  • Рисунок4.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок6.png