Методическое пособие. Изображение растений и животных
Методическое пособие
Изображение растений и животных
Составитель:
Оксана Анатольевна Вознюк
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения изостудия «Художник»
МОУ ДОД РЦВР
Изображение растений
При работе над композицией пейзажа большую роль играет грамотное изображение растений. Первые упражнения по рисованию растений (листьев, цветов, плодов, веток с листьями и цветами или плодами) можно выполнять в помещении. Лучше всего делать рисунок
в натуральную величину, чтобы хорошо были видны все особенности конструкции изображаемого растения. На первых порах рисовать лучше всего простым карандашом. В дальнейшем можно использовать мягкие материалы или акварельные краски.
Набросок растения
Прежде всего надо выяснить, на какую простую геометрическую форму похоже то, что вы рисуете. Например, цветы бывают похожи на цилиндр (бутон розы), конус (колокольчик), диск (ромашка), шар (астра). Листья также можно сравнить с геометрическими фигурами: лист ивы похож на вытянутый овал, лист клена напоминает пятиугольник или пятиконечную звезду, лист осины - почти круг и т.д. Когда мы начинаем рисовать прожилки на листике, обязательно обратим внимание на последовательность их расположения. Есть одна интересная особенность: прожилки на листьях очень похожи в своем расположении на линейный рисунок веток дерева. Лист - это дерево в миниатюре.
Умение рисовать деревья очень важно для художника. Это только на первый взгляд все деревья похожи. На самом деле деревья разных пород значительно отличаются друг от друга по силуэту, характеру расположения ветвей, их наклону и размеру. Например, ель похожа на треугольник или перевернутый конус, крона березы напоминает овал, крона дуба — шар. А если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что и деревья одной породы не всегда похожи между собой. Ведь дерево растет не всегда одинаково равномерно во все стороны. Обычно с северной стороны ветки короче и не такие «пушистые». Если дерево растет на ветру, оно располагается под углом к земле. Ствол дерева может неожиданно раздвоиться на два одинаковых «ствола». И, наверное, многие замечали, как два ствола переплетаются между собой, перепутываясь ветвями, - это уже сюжет для картины. Бывает, что перепутавшиеся деревья растут не из одного корня и принадлежат к разным породам. Такие чудеса случаются, когда два семечка (например, желудь и еловая шишка) ложатся в землю рядом. Вот и вырастают два разных дерева вместе.
Деревья могут иметь свой характер. Так, березка похожа на кудрявую барышню, ель — на солидную даму. А вот маленькая елочка напоминает шалуна-карапуза. Дуб похож на сказочного деда-лесовика. Вообще в очертаниях деревьев можно найти сходство с разными сказочными персонажами, ведь они (деревья) - существа живые, у них свой характер, им бывает весело и грустно; шелестя листочками, они разговаривают друг с другом.
Пристального внимания заслуживает кора деревьев, особенно старых. В рисунках на коре можно разглядеть реальные существа и сказочных персонажей. Древние легенды сохранили истории о деревьях, которые умели не только думать и говорить, но и... ходить, как, например, «энты» в книге английского писателя Р. Р. Толкина «Властелин колец». Правильно нарисованные деревья помогут нам выразить в пейзаже и определенное настроение.
Наброски растений
При рисовании надо не забывать, что крона дерева имеет объем, что она не плоская. Чтобы ее изобразить, необходимо определить, с какой стороны на дерево падает свет. С этой стороны крона дерева будет светлее, а с противоположной - темнее. В нижней части крона, как правило, гораздо темнее, чем сверху: сверху находятся молодые побеги, которые придают верхней ее части более светлую окраску. Кроме того, крона дерева не является единым цветовым монолитом. Она как бы распадается на отдельные крупные части, которые состоят из веток, расположенных близко друг к другу.
Наброски растений
Очень часто начинающие художники допускают ошибку: стремятся нарисовать все-все веточки и листочки кроны. В результате получается плоское и дробное изображение. Надо правильно изобразить общую форму кроны и ствола дерева, найти большие массы, из которых состоит крона. Потом надо определить общие свет и тень. И только после этого можно внимательно рассмотреть все ветки и веточки и нарисовать подробно те из них, которые находятся ближе к нам. Ветки, которые расположены дальше от нас, надо изображать не очень подробно, без прорисовки деталей -чем дальше ветка, тем больше она похожа на силуэт.
Такие же правила распространяются и на рисование кустарника, с той лишь разницей, что у кустарника нет ствола. Кустарник состоит из веток, растущих не от ствола, а прямо из земли. Поэтому кустарник может расти как один кустик, как большой массив или образовывать живые изгороди разной формы. Обычно форма куста похожа на шар или овал.
Очень важно при изображении растений уделять внимание цвету, который не только подчеркивает форму растения и время года, но и помогает создать определенное настроение в пейзаже.
Наброски растений
Изображение животных
В жизни животные находятся рядом с нами, но мы не часто задумываемся, насколько они похожи на нас и по поведению, и по характерам, и по «конструкции».
Начнем наше изучение с птиц. Между прочим, птицы произошли от древних рептилий - ящеров, передние лапы которых превратились в крылья.
Строение тела птицы идеально приспособлено к ее образу жизни. Ее полету ничто не препятствует, так как тело имеет обтекаемую продолговатую форму. Скелет птицы очень легкий, перья - полые внутри. Kpылья, клюв, ноги имеют формы, приспособленные к среде обитания и «диете» хозяина. Даже окрас перьев зависит от условий обитания и помогает птице казаться незаметной или, наоборот, ярким оперением отпугивать недругов.
Наброски птиц
Большие крылья орла, грифа, ястреба и других хищных птиц помогают им парить, удерживаясь на восходящих потоках воздуха. Лесные птицы имеют сравнительно небольшие крылья, что позволяет им летать, не задевая ветки деревьев. А вот сова имеет очень интересные крылья. Они у нее очень мягкие, покрытые мягкими, как пух, перьями, что позволяет ей летать почти беззвучно. Зато на большое расстояние сова улететь не сможет - ее крылья быстро устанут. У ласточек и стрижей крылья настолько длинные и узкие, что, например, стрижи не могут взлететь с земли: они бьются крыльями о землю, а подпрыгнуть высоко не могут, так как у них маленькие и слабые лапки. Поэтому стрижи никогда не садятся на землю - они ловят свою еду (всяких мух) в полете.
Зарисовки крыльев и оперения птиц
Большую роль в жизни птиц играет клюв. Клювы различны по своему строению, что зависит от назначения. Например, у дятла очень твердый клюв - ему приходится, добывая
пищу долбить кору деревьев. У ласточки клювик кажется маленьким, но зато у нее очень широкий «рот», да еще и специальные волоски по краям, чтобы легче мух ловить. А вот у цапли и аиста клювы длинные и узкие - так им удобнее лягушек из воды таскать. Клюв пеликана особенный. В его основании есть мешочек, который растягивается до удивительных размеров. Пеликан ловит рыбу и складывает ее в этот мешок, как в сумку.
Приступая к зарисовкам животных, надо внимательно присмотреться к строению их туловища, пропорциям, расположению их конечностей. Животные опираются на «пальчики». Копытные — на один (лошадь) или два (корова, овца) пальца. Позвоночник животных изогнут не так, как у человека.
Движения животных можно разделить на группы: неподвижные позы (лежание, сидение, повороты корпуса и головы и т. п.), поступательные движения (шаг, рысь, галоп, прыжки и т. п.). Важно при изображении движущегося животного обратить внимание на изменение центра тяжести: при поступательных движениях он смещен в переднюю часть тела, при движениях на месте центр тяжести переносится на задние конечности.
Наброски животных
Для того чтобы правильно изобразить животное, мало знать особенности его строения и
уметь нарисовать силуэт - абрис. Надо еще знать характер и образ жизни животного. Вы где-нибудь видели робкого орла? Или, скажем, злую синицу? Образ жизни влияет на внешность, а внешность отражает характер. И выбор материала часто определяется спецификой модели. Например, сову или пушистого котенка лучше рисовать мягкими материалами или акварелью, ворону с черным блестящим оперением или хищную пантеру интереснее написать гуашью, нарисовать тушью или углем.
Зарисовки животных
Начальные упражнения по изображению животных можно проводить, выбрав в качестве модели чучело. Но лучше отправиться в зоопарк, понаблюдать за их поведением и сделать наброски. Рисовать следует по уже известной схеме: сначала общие очертания, затем уточнение пропорций и прорисовка всех частей тела и в конце - штрихи и мазки, передающие цвет и фактуру.
Рекомендуемая литература:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. – М., 1977.
2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998.
3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1976.
4. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.
LINK3