• IMG_1134.JPG
  • _MG_2526.JPG
  • 7.JPG
  • IMG_0007.JPG
  • IMG_0347.JPG
  • 1 DSC_0653.JPG
  • _DSC7860.JPG
  • _viber_2021-05-15_19-22-42.jpg
  • DSC04984.JPG
  • _DSC7823.JPG
  • 2.jpg
  • IMG_0026.JPG
  • CYXIGktSQ24.jpg
  • IMG_2416.jpg
  • IMG_5840.JPG
  • DSC07392.JPG
  • IMG_0706.JPG
  • 2 IMG_1224.JPG
  • TsRWSAcA43U.jpg
  • IMG_2522.JPG

«Использование элементов современных педагогических технологий для развития исполнительских навыков на уроке эстрадного вокала»

 «Использование элементов современных педагогических технологий для развития исполнительских навыков на уроке эстрадного вокала»

Подготовила:

педагог  дополнительного образования,

 Кузнецова Екатерина Николаевна

Цель урока: развитие исполнительских навыков на основе использования элементов современных педагогических технологий, раскрытие форм и методов применения различных педагогических технологий на уроке эстрадного вокала.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование вокально-фонационных навыков: устойчивого певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, голосоведения, звуковысотного интонирования, мягкой атаки звука, ровности звучания во всем голосовом диапазоне, певческой дикции и артикуляции;
  • формирование навыков целостного эмоционально-образного исполнения, обусловленного художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения.

Развивающие:

  • развитие и закрепление певческих умений и навыков обучающегося на предложенном музыкальном материале;
  • развитие первоначальных навыков вокальной импровизации;
  • развитие самостоятельности и творческой инициативы у обучающегося;
  • расширение музыкального кругозора, развитие эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполняемое вокальное произведение;
  • воспитывать интерес к вокальной музыке различных стилей и жанров на примере исполняемых произведений;
  • способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей обучающегося.

Педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология учебного диалога и сотрудничества;
  • технология здоровьесберегающего обучения;
  • технология нетрадиционного учебного занятия;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: индивидуальная.

Технические средства обучения: фортепиано, нотный материал, ноутбук для демонстрации презентации, фонограммы, микрофоны, микшерный пульт, акустическая система, стойки для микрофонов.

Репертуар:

  1. Сл. Е. Поликарповой, муз. Д. Пилова «Алый парус мечты»;
  2. Сл. О. Клименковой, муз. Л. Квинт «Калинка-микс»
  3. Сл. и муз. А. Петряшевой «Волнующий джаз»

Методы обучения:

  • наглядный (слуховой, зрительный);
  • словесный (объяснения, диалог);
  • иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником);
  • эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов).

Прогнозируемый результат: 

Закрепление вокально-фонационных навыков обучающегося. Закрепление умения грамотного исполнения музыкального произведения с учетом опорного певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, плавного голосоведения, мягкой атаки звука. Создание целостного эмоционально-художественного образа исполняемого произведения.

Этапы урока:

  1. Организационная часть. Вступительное слово педагога. (2 мин.)
  2. Основная часть:
    • Дыхательная гимнастика (4 мин.);
    • Валеологические распевки. Вокальные упражнения (7 мин.);
    • Работа над дикцией и артикуляцией. Скороговорки (2 мин.);
    • Ритмическая гимнастика (2 мин.)
    • Работа над репертуарными произведениями (20 мин);
  3. Заключительная часть. Подведение итогов. (3 мин.)
    • . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    • . Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Ход урока

  1. Организационная часть.

Приветствие. Вступительное слово педагога. Представление учащегося. Обозначение темы, главной цели и задач учебного занятия.

  1. Основная часть.
    • Дыхательная гимнастика:

Счет на четыре:

  • «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, выдыхаем на звук С-С-С-с;
  • «Взлетает самолет» на звук Ж-Ж-ж-ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
  • «Стрекочет цикада» на звук Ц-Ц-ц-ц, также усиливаем и ослабеваем звучание;
  • «Заводим мотоцикл» на звук Р-Р-р-р, «едем на мотоцикле», удаляясь и приближаясь.
  • Отрывисто произносим звуки С-С-С-С, Ч-Ч-Ч-Ч
  • Отрывисто произносим звуки С-С-С-С, Ш-Ш-Ш-Ш, Ф-Ф-Ф-Ф
  • На выдохе произносим отрывисто громко слоги Хи-Хэ-Ха.
    • Валеологические распевки. Вокальные упражнения.
  • Распевание с закрытым ртом на звук «М» - настройка голосового аппарата к работе.
  • Упражнение трель на звук «Р» - разогрев голосового аппарата, развитие навыка пения в речевой позиции.
  • Распевание на слог «АЙ-АЙ-АЙ» - работа над широкой, открытой вокальной позицией с добавлением вокального зевка (вверх – вниз: B-dur – F-dur);
  • Распевание на слог «ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ» (вверх – вниз: B-dur – F-dur) – работа над плавным, размеренным голосоведением, точным звуковысотным интонированием, свободной артикуляционной позицией.
  • Упражнение «НУ-У-А-А» - работа над вокальной позицией с чередующимися гласными звуками, переход с закрытого звука на открытый (вверх – вниз: B-dur – F-dur).
  • Упражнение «МИ-Я-МИ-Я-МИ» - работа над плавным голосоведением, чередованием гласных, сохраняя при этом свободную артикуляционную позицию (вверх – вниз: B-dur – Ges-dur) 
  • Упражнение «И-ИИИ-ИИИ-Я» (вверх) и «И-ИИИ-ИИИ-Е» (вниз) – работа над стаккатным звукоизвлечением, развитием подвижности гортани, опорным певческим дыханием.
  • Упражнение «А-МЭН-А-МЭН» - работа над зевком в вокальной позиции, плавностью голосоведения, двухголосным пением. Исполнение с инструментом. Исполнение на два голоса с преподавателем под фонограмму (-1).
    • Работа над дикцией и артикуляцией.
  • Проговаривание несколько раз (не менее 5) на одном дыхании скороговорки:

Утром, присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

  • Проговаривание скороговорки с ускорением:

Карасенку раз Карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка

Три веселых поросенка.

Карасенок поросят перекрасил в карасят.

  • Пропевание скороговорки «Карасенку раз Карась…» (в разных тональностях)
  • Пропевание скороговорки «Два дровосека, два дроворуба, два дровокола рубили лес» в разных тональностях с изменением темпа.
    • Ритмическая гимнастика.
  • Шаги на 4 счета, хлопки на счет 1 и 3.
  • Шаги на 4 счета, хлопки на счет 2 и 4.
  • Шаги на 4 счета, хлопки на слабую долю.
  • Шаги на 4 счета с одновременным повторением ритмического рисунка, заданного преподавателем.
  • Работа над репертуарными произведениями:
  1. «Алый парус мечты» (сл. Е. Поликарповой, муз. Д. Пилова)
  • Исполнение 1 куплета песни. Обращаем внимание на свободное звукоизвлечение, мягкую атаку звука, распевность музыкального материала, создание сценического образа. Демонстрация рисунка к песне (домашнее задание к уроку: нарисовать исполняемую песню).
  1. «Калинка-микс» (сл. О. Клименковой, муз. Л. Квинт)
  • Работа над 1 куплетом песни (медленная часть – экспозиция): плавность и свобода голосоведения, точность ритмического рисунка, четкое пропевание всех гласных звуков, свободная артикуляция.
  • Исполнение 2 и 3 куплетов песни (подвижная часть) – увеличение темпа произведения, работа над опорными гласными звуками, сценические движения, контроль дыхания.
  • Исполнение песни целиком, работа над созданием художественного образа. Показ рисунка к песне.
  1. «Волнующий джаз» (сл. и муз. А. Петряшевой)
  • Эта песня сочетает в себе элементы эстрадной и джазовой музыки, ты помнишь, что характерно для джаза? (предположительный ответ: свободное исполнение, неровный ритм, особый состав инструментов, особые приемы – скэт, свинг)
  • Песня «Волнующий джаз» - новая, в работе несколько уроков.
  • Исполнение 1-го куплета а capella (интонация)
  • Исполнение 1 и 2 куплета с фонограммой (-1) без скэта (свободное звукоизвлечение, свободная артикуляционная позиция, точность ритмического рисунка, запев и припев – разнохарактерные). Показ рисунка к песне.
  • Исполнение 1 и 2 куплета со скэтом до модуляции.

В завершении работы над этой песней на данном уроке ученице предлагается проверить и закрепить свои знания – разгадать кроссворд:

  1. Сочинение музыки во время исполнения? (Импровизация) (по горизонтали)
  2. Главная отличительная особенность джазовой музыки? (Ритм) (по вертикали)
  3. Выразительный прием в джазе, который в переводе с английского языка означает «покачивание»? (Свинг) (по вертикали)
  4. Тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту, также техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний? (Скэт) (по горизонтали)
  5. Один из стилей джазовой музыки, который в переводе означает «душа»? (Соул) (по вертикали)
  6. Один из основных инструментов в джазе? (Саксофон) (по горизонтали)

281124

 

  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

«Радуга» - 7 нот (ноты семи цветов радуги расположены на сцене)

  1. Сегодня я узнала…(фиолетовый)
  2. Меня удивило… (синий)
  3. Было интересно…(голубой)
  4. У меня получилось…(зеленый)
  5. Было трудно…(желтый)
  6. Я научилась…(оранжевый)
  7. Теперь я могу…(красный)

Домашнее задание: работать над скэтами в песне «Волнующий джаз», обратить внимание на ритмическую точность исполнения, низкие ноты петь свободнее, не поджимать нижнюю челюсть, добавить вокальный зевок.

  • Рисунок4.png
  • Рисунок6.png
  • Рисунок2.png
  • Рисунок5.png
  • Рисунок3.png
  • Рисунок1.png