«Использование элементов современных педагогических технологий для развития исполнительских навыков на уроке эстрадного вокала»
«Использование элементов современных педагогических технологий для развития исполнительских навыков на уроке эстрадного вокала»
Подготовила:
педагог дополнительного образования,
Кузнецова Екатерина Николаевна
Цель урока: развитие исполнительских навыков на основе использования элементов современных педагогических технологий, раскрытие форм и методов применения различных педагогических технологий на уроке эстрадного вокала.
Задачи:
Образовательные:
- формирование вокально-фонационных навыков: устойчивого певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, голосоведения, звуковысотного интонирования, мягкой атаки звука, ровности звучания во всем голосовом диапазоне, певческой дикции и артикуляции;
- формирование навыков целостного эмоционально-образного исполнения, обусловленного художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения.
Развивающие:
- развитие и закрепление певческих умений и навыков обучающегося на предложенном музыкальном материале;
- развитие первоначальных навыков вокальной импровизации;
- развитие самостоятельности и творческой инициативы у обучающегося;
- расширение музыкального кругозора, развитие эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполняемое вокальное произведение;
- воспитывать интерес к вокальной музыке различных стилей и жанров на примере исполняемых произведений;
- способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей обучающегося.
Педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология учебного диалога и сотрудничества;
- технология здоровьесберегающего обучения;
- технология нетрадиционного учебного занятия;
- информационно-коммуникационные технологии.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства обучения: фортепиано, нотный материал, ноутбук для демонстрации презентации, фонограммы, микрофоны, микшерный пульт, акустическая система, стойки для микрофонов.
Репертуар:
- Сл. Е. Поликарповой, муз. Д. Пилова «Алый парус мечты»;
- Сл. О. Клименковой, муз. Л. Квинт «Калинка-микс»
- Сл. и муз. А. Петряшевой «Волнующий джаз»
Методы обучения:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный (объяснения, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником);
- эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов).
Прогнозируемый результат:
Закрепление вокально-фонационных навыков обучающегося. Закрепление умения грамотного исполнения музыкального произведения с учетом опорного певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, плавного голосоведения, мягкой атаки звука. Создание целостного эмоционально-художественного образа исполняемого произведения.
Этапы урока:
- Организационная часть. Вступительное слово педагога. (2 мин.)
- Основная часть:
- Дыхательная гимнастика (4 мин.);
- Валеологические распевки. Вокальные упражнения (7 мин.);
- Работа над дикцией и артикуляцией. Скороговорки (2 мин.);
- Ритмическая гимнастика (2 мин.)
- Работа над репертуарными произведениями (20 мин);
- Заключительная часть. Подведение итогов. (3 мин.)
- . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- . Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
- Организационная часть.
Приветствие. Вступительное слово педагога. Представление учащегося. Обозначение темы, главной цели и задач учебного занятия.
- Основная часть.
- Дыхательная гимнастика:
Счет на четыре:
- «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, выдыхаем на звук С-С-С-с;
- «Взлетает самолет» на звук Ж-Ж-ж-ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
- «Стрекочет цикада» на звук Ц-Ц-ц-ц, также усиливаем и ослабеваем звучание;
- «Заводим мотоцикл» на звук Р-Р-р-р, «едем на мотоцикле», удаляясь и приближаясь.
- Отрывисто произносим звуки С-С-С-С, Ч-Ч-Ч-Ч
- Отрывисто произносим звуки С-С-С-С, Ш-Ш-Ш-Ш, Ф-Ф-Ф-Ф
- На выдохе произносим отрывисто громко слоги Хи-Хэ-Ха.
- Валеологические распевки. Вокальные упражнения.
- Распевание с закрытым ртом на звук «М» - настройка голосового аппарата к работе.
- Упражнение трель на звук «Р» - разогрев голосового аппарата, развитие навыка пения в речевой позиции.
- Распевание на слог «АЙ-АЙ-АЙ» - работа над широкой, открытой вокальной позицией с добавлением вокального зевка (вверх – вниз: B-dur – F-dur);
- Распевание на слог «ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ» (вверх – вниз: B-dur – F-dur) – работа над плавным, размеренным голосоведением, точным звуковысотным интонированием, свободной артикуляционной позицией.
- Упражнение «НУ-У-А-А» - работа над вокальной позицией с чередующимися гласными звуками, переход с закрытого звука на открытый (вверх – вниз: B-dur – F-dur).
- Упражнение «МИ-Я-МИ-Я-МИ» - работа над плавным голосоведением, чередованием гласных, сохраняя при этом свободную артикуляционную позицию (вверх – вниз: B-dur – Ges-dur)
- Упражнение «И-ИИИ-ИИИ-Я» (вверх) и «И-ИИИ-ИИИ-Е» (вниз) – работа над стаккатным звукоизвлечением, развитием подвижности гортани, опорным певческим дыханием.
- Упражнение «А-МЭН-А-МЭН» - работа над зевком в вокальной позиции, плавностью голосоведения, двухголосным пением. Исполнение с инструментом. Исполнение на два голоса с преподавателем под фонограмму (-1).
- Работа над дикцией и артикуляцией.
- Проговаривание несколько раз (не менее 5) на одном дыхании скороговорки:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
- Проговаривание скороговорки с ускорением:
Карасенку раз Карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка
Три веселых поросенка.
Карасенок поросят перекрасил в карасят.
- Пропевание скороговорки «Карасенку раз Карась…» (в разных тональностях)
- Пропевание скороговорки «Два дровосека, два дроворуба, два дровокола рубили лес» в разных тональностях с изменением темпа.
- Ритмическая гимнастика.
- Шаги на 4 счета, хлопки на счет 1 и 3.
- Шаги на 4 счета, хлопки на счет 2 и 4.
- Шаги на 4 счета, хлопки на слабую долю.
- Шаги на 4 счета с одновременным повторением ритмического рисунка, заданного преподавателем.
- Работа над репертуарными произведениями:
- «Алый парус мечты» (сл. Е. Поликарповой, муз. Д. Пилова)
- Исполнение 1 куплета песни. Обращаем внимание на свободное звукоизвлечение, мягкую атаку звука, распевность музыкального материала, создание сценического образа. Демонстрация рисунка к песне (домашнее задание к уроку: нарисовать исполняемую песню).
- «Калинка-микс» (сл. О. Клименковой, муз. Л. Квинт)
- Работа над 1 куплетом песни (медленная часть – экспозиция): плавность и свобода голосоведения, точность ритмического рисунка, четкое пропевание всех гласных звуков, свободная артикуляция.
- Исполнение 2 и 3 куплетов песни (подвижная часть) – увеличение темпа произведения, работа над опорными гласными звуками, сценические движения, контроль дыхания.
- Исполнение песни целиком, работа над созданием художественного образа. Показ рисунка к песне.
- «Волнующий джаз» (сл. и муз. А. Петряшевой)
- Эта песня сочетает в себе элементы эстрадной и джазовой музыки, ты помнишь, что характерно для джаза? (предположительный ответ: свободное исполнение, неровный ритм, особый состав инструментов, особые приемы – скэт, свинг)
- Песня «Волнующий джаз» - новая, в работе несколько уроков.
- Исполнение 1-го куплета а capella (интонация)
- Исполнение 1 и 2 куплета с фонограммой (-1) без скэта (свободное звукоизвлечение, свободная артикуляционная позиция, точность ритмического рисунка, запев и припев – разнохарактерные). Показ рисунка к песне.
- Исполнение 1 и 2 куплета со скэтом до модуляции.
В завершении работы над этой песней на данном уроке ученице предлагается проверить и закрепить свои знания – разгадать кроссворд:
- Сочинение музыки во время исполнения? (Импровизация) (по горизонтали)
- Главная отличительная особенность джазовой музыки? (Ритм) (по вертикали)
- Выразительный прием в джазе, который в переводе с английского языка означает «покачивание»? (Свинг) (по вертикали)
- Тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту, также техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний? (Скэт) (по горизонтали)
- Один из стилей джазовой музыки, который в переводе означает «душа»? (Соул) (по вертикали)
- Один из основных инструментов в джазе? (Саксофон) (по горизонтали)
- Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
«Радуга» - 7 нот (ноты семи цветов радуги расположены на сцене)
- Сегодня я узнала…(фиолетовый)
- Меня удивило… (синий)
- Было интересно…(голубой)
- У меня получилось…(зеленый)
- Было трудно…(желтый)
- Я научилась…(оранжевый)
- Теперь я могу…(красный)
Домашнее задание: работать над скэтами в песне «Волнующий джаз», обратить внимание на ритмическую точность исполнения, низкие ноты петь свободнее, не поджимать нижнюю челюсть, добавить вокальный зевок.