Конспект занятия. Тема занятия: Ваза в технике «Декупаж»
Конспект занятия
педагога дополнительного образования
МБУДО «Районный центр внешкольной работы»
п. Белореченский
Алексеевой Анжелики Александровны
Тема занятия: Ваза в технике «Декупаж»
Занятие разработано для обучающихся по программе «АртОбъект» (возраст 10-13лет)
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.
2. Научить простейшим приёмам техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Задачи:
Обучающая:
Расширять кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, формировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развивающая:
Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, фантазию через освоение новой техники прикладного творчества.
Воспитательная:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком. Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Методы обучения:
Наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемого изделия
Словесные – рассказ, диалог, объяснение.
Практические – закрепление теоретических знаний. Показ последовательности выполнения определённых операций. Практическая работа обучающихся.
Материалы и оборудование: салфетки и картинки из журналов, пустая бутылочка от шампуня или баночка, наждачная бумага, жидкость для снятия лака, акриловая краска, клей–ПВА, джутовый шпагат, бусины, пуговицы и т.п., кисти, кусочки поролона, ножницы, фен, ноутбук, проектор.
Наглядные пособия: образцы и презентация с изображениями работ в технике «Декупаж»
Технологии: технология личностно-ориентированного обучения
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.
Ход урока:
1 этап. Организационный момент
Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
Контроль посещаемости, проверка готовности к занятию.
2 этап. Актуализация знаний и умений
Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Тема нашего занятия «Ваза в технике "Декупаж".
Целью нашего сегодняшнего занятия является ознакомление с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере, научиться простейшим приёмам начального этапа техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы ответьте на несколько вопросов:
1. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).
2. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)
3 этап. Усвоение новых знаний.
Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.
План объяснения:
1. Определение слова "декупаж"
2. Исторические сведения о технике “декупаж”
3. Применение техники в современном интерьере
4. Материалы и инструменты.
- Сегодня вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится.
1. Определение «Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать», это техника декора с помощью вырезанного (или вырванного) изображения, которое приклеивается на поверхность заготовки и затем закрепляется лаком.
2.Из истории
- Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги.
Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность, изображая какую-либо сцену или историю. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.
В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.
Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. И говорили, что Мария Антуанетта и придворные дамы настолько увлечены декупажем, что разрежут всё, что попадётся им на глаза. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки. Королева Виктория не только сама увлеклась декупажем, но и стала коллекционировать декупажные работы других авторов. В эпоху Викторианства следящие за модой юные девушки часто декорировали ширмы, входящие в их приданое. Мода на декупаж в Англии исчезла с началом Первой мировой войны. Во Франции она прекратила своё существование после революции, в то время как в Венеции, колыбели декупажного искусства, по разным источникам работы делались до вхождения Наполеона в город. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.
Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были самими германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем, техника декупажа мало чем отличается от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.
вопросы детям:
- Так когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)
- Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)
- Что можно украшать в технике "декупаж"?
Молодцы.
3. Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.
Окончив изучение этой техники, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет вам ваша фантазия. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве!
4. Материалы и инстументы.
Для работы в технике "Декупаж" используются:
1. Основа – предмет, который декорируется. декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
2. Декупажные карты, салфетки, вырезки из журналов, принтерные распечатки. Бумага для декупажа - получила в нашей стране название "декупажная карта". Она бывает разной плотности, разного размера. Выбор декупажной карты зависит от техники декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой.
5. Ножницы.
6. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.
7. Акриловые краски
8. спец. клеи для декупажа (или клей ПВА (разбавленный или неразбавленный)).
9. Для конечного завершения работы используется акриловый лак
10. Кракелюрный монолак. Этим лаком можно добиться эффекта старения. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин.
В ходе обзора материалов и инструментов дети подготавливают рабочие места.
ПОКРЫТИЕ РАБОТ ЛАКОМ
Декупажная работа лишь тогда хорошо выглядит, когда наклеенный мотив полностью сливается с фоном, находится с ним на одном уровне, нет "ступеньки" при переходе от бумаги к фону. Это достигается многоразовым покрытием предмета лаком. Количество слоев лака, нанесенных на финише, на некоторых работах может быть больше сотни.
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
(опрос учащихся).
Рабочие места готовы, можете приступать к работе.
4 этап. Практическая часть
- Этап – выбор и подготовка основы (ошкуривание, обезжиривание, окраска и просушка). Педагог помогает выбрать основу для вазы из имеющихся баночек, бутылочек в соответствии с возрастом и возможностями обучающихся.
- Этап – Выбор и приклеивание салфетки или картинки, просушка.
- Этап – дополнительный декор красками или подручным материалом (индивидуальная работа с каждым обучающимся, обсуждение вариантов декора)
- Этап – покрытие лаком (на следующем занятии).
Во время практической работы педагог показывает каждый этап, наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает.
ФИЗМИНУТКА проводится во время практической работы.
5 этап. Подведение итогов урока
Анализ работ. Подведение итогов. (Что нового узнали? Вам было интересно? Какие возникли трудности во время практической работы?)
9 этап. Уборка рабочих мест.
- Всем спасибо, до свидания (уход детей).
Источники информации:
- Рима Айдиете. «Магия декупажа». Издательство: Эксмо, 2010 г.
- Барбара Алдрованди. «Декупаж. Приёмы. Материалы. Техники». Издательство: Контэнт, 2011 г.
- А. Зайцева. «Декупаж по стеклу и керамике». Издательство: Эксмо, 2010 г.
- Н. Н. Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы». Издательство: АСТ, Астрель, 2011 г.