МБОУ «Буретская СОШ»
- Название экспоната – Прялка
- Автор - Пастухова Марьяна Юрьевна
- Образовательное учреждение – МБОУ «Буретская СОШ»
- Краткое описание
Наш музей располагает коллекцией полотенец, салфеток, накидок представляющих декоративно-прикладное искусство. Изделия разные. Но чем же они все-таки схожи?...
…Объединяют их женские руки – добрые, заботливые, умелые. Руки женщины, какой бы национальности она не была, в какое время не жила – это мать, хозяйка, хранительница домашнего очага. У женщины в культуре каждого народа – особое место, ведь она – начало начал и продолжение продолжений.
Сегодня я хотела бы вам представить очень интересный экспонат. Его подарила нам жительница деревни Буреть. Так что же это? Посмотрите! Как вы думаете? …
…Подскажу. Теплые шерстяные носочки. Чтобы их связать, нужна пряжа. А из чего пряжа? Из шерсти. Откуда шерсть? Нужно остричь овечку! Хорошо. Представим, что у нас уже есть целая охапка шерсти. Как получить пряжу? А вот для этого и нужен этот предмет! Прялка! Пряслице называли в старину это приспособление для получения нити.
Прялка – очень важное и необходимое в быту орудие крестьянского труда. Необычный и затейливый предмет, украшение любой избы. Прялка в старину была ценным и значимым подарком: отец дарил дочери, муж – жене, жених – перед свадьбой невесте... Всю жизнь прялка была гордостью владелицы.
Прялка у самых разных народов – символ женского рукоделия. Перед нами вот такая прялка.
Правда, все они похожи друг на друга? Но только похожи, и невозможно отыскать среди многих сотен прялок две совершенно одинаковые. Почему? Каждая прялка – это произведение мастера, единичная работа.
В те далекие времена девочек учили прясть с 6-8 лет, готовили к самостоятельной взрослой жизни. Молодые девушки зимние долгие вечера проводили за прялкой. Собирались все подружки на супрядках. Под жужжанье прялки пели песни, мечтали о будущем.
Женщина всю свою жизнь до преклонного возраста занималась рукоделием .
Прядение – из всех видов работ самый трудоемкий. Крестьянка за прялкой проводила пять месяцев в году. Сезон прядения начинался с приходом зимы ( в конце октября) и заканчивался 26 марта по старому стилю. Считалось, что после этого срока прясть уже лучше не стоит.
Предки, безусловно, были удивительными людьми – мудрыми, осторожными и осмотрительными. Кажется, что ко всему в жизни они относились со всей серьезностью. Например, считалось, что в определенные дни, например, в пятницу, рукоделием заниматься нельзя. Параскева Пятница, покровительница всех рукодельниц, советовала этот день посвятить другим занятиям.
Наши бабушки старались соблюдать все каноны, верили в приметы. Были очень организованными людьми: заканчивали работу вовремя, прялку убирали, готовые нити на ночь непременно прятали. Еще бы, кикимора ведь тоже любит рукодельничать: шерсть запутает, пряжу порвет. Мастерица она проказничать! А может, просто так приучает нерадивых хозяек к порядку? Говорят, кикимора, если она в хорошем настроении, может для семьи напрясть и удачу, и богатство, и благополучие. Только кто же знает, когда к этому кикимора бывает расположена? Уж лучше быть аккуратной и не злить супругу домового.
Мне хотелось сегодня вам о многом рассказать. Но вот не получилось показать, как прясть. Я просто не умею это делать. Современной женщине нет необходимости сидеть за прялкой. Но забот и хлопот у нее не стало меньше.
- Название экспоната – Утюг
- Автор – Хомякова Ксения Андреевна
- Образовательное учреждение – МБОУ «Буретская СОШ»
- Краткое описание
В нашем музее есть два угольных утюга, четыре нагревательных утюга и один экспонат древнего приспособления для глажки под названием рубель.
Слово «утюг» появилось не позднее XVII века и берет начало из тюркского языка. Происходит оно от глагола скользить, «гладить» и буквально означает – то, с помощью чего гладят.
На Руси до середины прошлого века для разглаживания ткани использовали набор из скалки – небольшой палки и рубеля – плоского деревянного бруска с рукоятью или без и ребристой нижней рабочей поверхностью.
Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье
накручивали на скалку - получалась скатка, на которую сверху укладывали
рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с
силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный
конец.
Первые утюги были цельнолитыми. Разогревались они на открытом огне на печи, позднее на газовых плитах. Такие утюги были довольно тяжелыми, их вес мог достигать 12 кг. Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее. Неудобной была и металлическая ручка, которая нагревалась вместе с утюгом. Поэтому со временем цельнолитые утюги были усовершенствованы: их стали делать парными (одним утюгом утюжили, второй в это время нагревался на печи) с одной общей съемной ручкой.
Также делали детские утюги или воротничковые.
Эти утюги с детским размером использовались и взрослыми, и детьми. Многие детские утюги являются точными копиями взрослых утюгов и выступая в качестве «игрушки» давали возможность детям помочь взрослым в их нелёгком труде. Другие малые утюги использовались для проглаживания кружев, воротничков и манжетов.
Самым популярным все-таки стал утюг с горящими углями, который пришел на смену цельнолитому в середине ХVIII века. Он был более сложным в изготовлении, что отразилось и на его цене. Утюг изготавливался полым с боковыми дырочками (для вентиляции, чтобы угли лучше грели). Раскаленные угли помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно (для удобства чистки от золы), и закрывали крышкой. Удобство такой конструкции было относительным. Утюгом нужно было постоянно размахивать, усиливая вентиляцию. Угли могли высылаться из боковых отверстий, испачкать и прожечь одежду.
Со временем угольный утюг усовершенствовался: обзавелся трубой. Трубы улучшали тягу и предохраняли руки от ожогов, отводя лишнее тепло. Впоследствии появились спиртовые, паровые, газовые и электрические утюги.
Время бежит и диктует свои условия, с каждым годом гладильное оборудование для влажно-тепловой обработки изделий исправляет недостатки прошлых лет и совершенствуется, труд облегчается